История хита двух веков «Девочка Надя», более известного в СССР, как про бабку Любку-сизую голубку

На модерации Отложенный

В начале прошлого века наряду с Петербургом, Москвой, Ригой и Варшавой, пятой "граммофонной" столицей Российской империи был Киев. Здесь в 1909 году начало функционировать отделение берлинской фирмы "Интернациональ Экстра Рекорд" -"Экстрафон". Наивысшей точкой взлета для "Экстрафона" стал 1916 год. Осенью 1916 года в Киеве состоялись новые записи. Любимец столичной публики Брагин, которого привыкли слушать в "Онегине" и "Демоне", запел совсем "из другой оперы": "Как цветок душистый", "Зачем было влюбляться?" - вот что пел оперный кумир, и пел великолепно.

Перед Рождеством фабрика напрягала все силы, акционеры прекрасно понимали, что товар продавцам нужен к сроку. Сенсацией сезона, как и ожидалось, стала пластинка "Как цветок душистый". Заказы на нее (как на сахар или обувь от "Скорохода") формировались по очереди. "Экстрафон" прекрасно провел предпраздничную компанию, - торговцы совсем затормошили своими заказами.

Многие перед праздниками приезжали в Киев, а один, кажется из Умани, заявил, что если ему не будет выдана немедленно нужная пластинка, то он разденется, ляжет на диван и не встанет до тех пор, пока не получит того, чего хочет. С собой он имел запас провизии. Автором музыки и слов романса "Как цветок душистый" был назван Саша Макаров, гитарист-виртуоз из московского "Яра".

Был ли Саша действительно цыганом, неизвестно, но он выступал в 10-е годы прошлого века с цыганскими ансамблями и был постоянным аккомпаниатором и другом известного певца Юрия Спиридоновича Морфесси. Собственно, эти куплеты в духе цыганских величальных песен Макаров и написал для него. До наших дней дошла запись, сделанная уже в эмиграции, куда отбыл вслед за Морфесси Саша Макаров: "Как цветок душистый" (старинный русский романс на музыку С. Макарова) / Ю. Морфесси (баритон), Саша Макаров и Ваня де Лазари (гитары)

 

Впрочем, впоследствии у этих куплетов появилось очень много вариантов.

А музыку в измененном виде добавляли в другие величальные цыганские песни.

Казалось бы все ясно, если бы не тот факт, что задолго до появления песенки Саши Макарова в казачьих станицах России казаки да казачки лихо отплясывали кавказский танец "Карапет", который армяне считают своим народным танцем. А на улицах старого Тифлиса его играли шарманщики, и тифлисские кинто пели на эту музыку забавные куплеты под названием "Тамара" (помнится, одна из героинь купринской "Ямы" их обожала).

А в конце 19 века на всех гимназических вечерах и даже светских балах с упоением танцевали веселый тустеп "Карапет": "Раздались громкие залихватские звуки тустепа: «Карапет мой бедный, почему ты бледный?» – «Потому я бледный, что я очень бедный!» – «Почему ты лысый, без волос остался?» – «Потому что в жизни много увлекался!» Мы всегда подхватывали, когда играли эту веселую шуточную песню" (из воспоминаний).

Позже тустеп поменял свое название и стал называться "Надя", в честь девочки, которой ничего было не надо, кроме шоколада: "Ах, девочка Надя! А что тебе надо? - Ничего не надо, только шоколада!"

Есть интересная версия происхождения этого варианта: до революции музыку популярнейшего тустепа "Карапет" использовали предприимчивые владельцы московской кондитерской фабрики, известной нам как "Красный Октябрь", для рекламы своего шоколада. Известно, что для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса Монпасье», «Кекс-галопа», и, вполне вероятно, "шоколадного" тустепа "Девочка Надя"

Но и на этом превращения удалого тустепа не заканчиваются. В 60-ые годы появляется песенка городских окраин и сельских околиц про бабку Любку-сизую голубку во множестве вариантов, отражающих разные стороны советской действительности.

https://www.youtube.com/watch?v=3u2HGaI1DsM