А потом они с этими деньгами возвращаются домой. И что дальше? Половину этих денег забирают коммунальщики, а на оставшееся людям приходится содержать свои семьи: покупать продукты питания, сезонную одежду и другие необходимые товары и тянуть эти жалкие гроши до следующей вахты. По сути, их превратили в рабов, вкалывающих за похлебку. Назвать такую зарплату адекватной и достойной очень сложно.
Пример этот, может быть, и случайный, но весьма показательный. И, к сожалению, массовый. Еще два года назад вице-премьер Ольга Голодец отметила в одном из своих публичных выступлений: «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, — это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере — работающие бедные».
Да, бедных у нас в стране, если верить официальной статистике, 19 миллионов. Причем существенная часть из них — это отнюдь не маргиналы, бомжи и безработные, а люди, имеющие работу и зарплату. Только вот размер этих зарплат таков, что семьи тех, кто их получает, прозябают в нищете.
Казалось бы, если правительство (как следует из слов вице-премьера) видит проблему и осознает ее остроту, надо принимать оперативные и серьезные меры по пересмотру условий и оценки труда. Но заботы и печали беднеющих масс каждый раз под теми или иными предлогами отодвигаются на задний план.
Конечно, страна наша велика и в разных регионах своя специфика с оплатой труда, но мы не удивляемся, когда сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что медик получает меньше рядового водителя грузовика, учитель — меньше таксиста, парикмахера, визажиста, мастера тату или специалиста по наращиванию ресниц.
А вот по данным всемирно известной консалтинговой компании, в Соединенных Штатах врач получает в среднем в 2,5 раза больше, чем работник сферы услуг, в Германии — в 1,7 раза, такое же соотношение в развивающейся Бразилии. Может быть, и нам стоит присмотреться к этому опыту?
Правительство нас убаюкивает, что с начала 2000‑х число бедных в России планомерно сокращается, а средняя зарплата, по данным Росстата, наоборот, уверенно растет и уже превысила планку в 42 тысячи рублей на душу населения. Официальные цифры, однако, выводятся с учетом баснословных окладов высших чинов, глав регионов, депутатов разных уровней, топ-менеджеров госкомпаний, популярных «телекиллеров», которые создают иллюзию благополучия и всеобщего процветания.
В реальной жизни не все так весело и бодро. По данным РОМИР, в рейтинге главных проблем 60 процентов жителей страны назвали бедность. На периферии средние зарплаты не превышают 15 тысяч рублей. Миллионы семей буквально балансируют на грани, за которой нищета. Денег не хватает даже на элементарные нужды, особенно в сельской местности и в семьях с несколькими детьми.
Таким образом, огромную часть работающих вполне можно отнести к категории бедных. Многие из них выживают за счет личных подворий, выращивая овощи-фрукты, собирая в лесу ягоды и грибы. Прежде это считалось развлечением выходного дня, а сегодня стало жизненной необходимостью.
Между тем себе элита не забывает регулярно индексировать оклады. К примеру, доход одного из генеральных директоров крупной госкомпании за прошлый год вырос на 40 млн руб. и составил 220 млн. И таких счастливцев в чиновничьей среде немало. Конечно, если взять этого большого начальника и «усреднить» его зарплату с парой сотней работяг, вкалывающих за 15 тысяч в месяц, в итоге получатся вполне годные для статистики 40–50 тысяч рублей в месяц. Только вот кого мы обманываем?
И было бы за что платить такие бешеные деньги! Не блещущие управленческими талантами «манагеры» в стильных костюмах за несколько тысяч евро, при модных прическах и маникюре, сорят казенными деньгами, не зная, куда девать свалившиеся на них богатства. А миллионы бедолаг по всей стране еле сводят концы с концами. Безнадега в обществе нарастает, увеличивая апатию, алкоголизм, социальную напряженность и криминал.
Есть такая японская формула успеха: «Мы сначала уравняли зарплату преподавателей школы с окладом министра и дали им соответствующий статус, и у нас все пошло вверх». Мы же до сих пор продолжаем петь осанну отечественным «реформаторам», которые то ли по неопытности, то ли выполняя чей-то заказ начали убивать отечественную науку и образование. Сегодня не только школьного учителя, но и многих вузовских преподавателей, докторов наук, профессоров можно отнести к огромному классу бедноты. Поговорите с преподавателями вузов или научными сотрудниками из глубинки, и все станет ясно.
У властей на все вопросы один ответ: денег в стране нет! Вы это серьезно? Да бросьте! СМИ сообщили на днях, что прокуроры требуют изъять в доход государства имущество экс-мэра не самого крупного российского города. Личное имущество градоначальника потянуло аж на 9 млрд рублей. А сколько таких руководителей в других городах, областях, краях и республиках нашей необъятной родины? Почти каждого второго можно смело проверять на предмет лоббирования личных интересов, нецелевых расходов и даже коррупции. Не потому ли у бюджетников — рядовых учителей, врачей, воспитателей детдомов и интернатов, работников районных больниц и поликлиник — столь мизерные зарплаты, что бюджетные деньги чудесным образом «перераспределяются» в пользу больших начальников? Их доходы исчисляются миллионами, а то и миллиардами. У каждого коррупционера «нажитое непосильным трудом» не умещается ни в кармане, ни в кошельке, ни в шкафу, ни в сундуке и даже на всей площади квартиры.
И это не какие-то популистские придумки. Об этом сообщает официальная хроника. На днях арестовали крупного дагестанского чиновника, у которого изъяли дома огромный кэш, исчисляемый суммой с девятью нулями. Что уж говорить о двух известных полковниках МВД и ФСБ, в чьих авуарах обнаружили заначки в десятки миллиардов! А представляете, сколько всего в России коррумпированных офицеров или чиновников! Если пошарить по чердакам их дач, боюсь, золотые запасы Центробанка покажутся жалкой заначкой.
И все это происходит в нашем государстве на глазах у миллионов людей, обреченных существовать на грани нищеты даже при наличии работы и зарплаты. Неудивительно, что для таких людей своего рода «национальной героиней» стала Луиза Хайруллина из Башкирии, которая скрылась на неведомых просторах с семьей и детьми, умыкнув из кассы родного банка 23 миллиона рублей. И вот какие сочувственные слова оставляют люди в соцсети: «дайте ей улизнуть — я на ее стороне», «для них это мелочь — не заметят и не обеднеют», «ну беги дальше, чудо милое». И практически ни одного осуждающего коммента!
Конечно, вся эта вакханалия добром не закончится. Слишком бросается в глаза заоблачная роскошь одних и пугающая бедность других. А потом мы удивляемся русскому бунту, беспощадному и к тому же бессмысленному. Может, смысла действительно нет, но причин для него явно хватает.
Комментарии
----------------------------
Рождённому в СССР, должно быть стыдно за свой вопрос.
Напомню, в СССР, всякая работа имела под собой, хоть и примитивную, но научно обоснованную тарификацию оценки труда, спасающей всё наше общество не только от массового, но и от единичного мошеничества, грабежа и воровства.
Кто нибудь в РФ слышал о таком экономическом показателе страны, как о единой минимальной часовой ставке оплаты труда?
И ответ на поставленный в заглавии вопрос дан вполне точный.