БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ?
На модерации
Отложенный
24 (12) июня 1812г. грянула Первая Отечественная война русского народа, победно через полгода закончившаяся, а император Александр I в развитие победных успехов ее вошел в историю Благословенным победителем, за что на Дворцовой площади Петербурга стоит даже знаменитый в его честь 47- метровый Александрийский столп. Однако оценку деятельности его хотелось бы давать не в ура-патриотических, как тогда, тонах, а более объективно, анализируя, в том числе, и какое бы развитие могла иметь история вообще, если бы вел он себя тогда иначе.
И начать, наверное, надо с того, что Россия при Екатерине Великой и Франция после революций 1789-94гг. и Наполеоне при власти стали действительно двумя европейскими сверхдержавами, что вызвало между ними серьезнейшее противостояние за руководство уже и всей континентальной Европой. Ибо, что касается сверхдержавы третьей, но уже островной, Британии, то хоть при своем огромном экономическом могуществе она и была «владычицей морей», но мощной сухопутной армии не имела и участвовать в «дележе Старого Света» ей было сложно. А Россия после заключения актов Тешенского конгресса 1779г. вплотную придвинулась уже и до границ Франции, став вместе с ней уже и как бы совместными гарантами. Но чего? А, прежде всего, незыблемости Германского союза и всех входящих в нее государств. Однако Наполеон был Наполеоном, и после захватов в 1803-04г. в Италии намерился продвинуться и восточнее, минимум до Одера, с чем Александр I смириться, конечно, не мог, и в 1805г. между ними и вспыхнула война. В которой Русская армия, несмотря на героизм воинов, потерпела под Аустерлицем поражение, а Наполеон в 1806г. разбил Пруссию, вступил на берега Вислы, и появилась опасность, что взбунтуются против России уже и поляки в Литве и Белоруссии. Почему кампания противостояния началась уже вторая, в которой Русская армия опять, несмотря на героизм ее воинов, терпит при Фридланде 2 июня 1807г. поражение. И в Тильзите (ныне Советск) приходится подписывать очередной с французами мир, по которому, казалось бы, Наполеон мог повести себя и нагло, и цинично, подводя Россию и под позор, и под унижение.
И тут сделаем паузу, и для себя ответим: а каким, собственно, Наполеон вошел в историю? И подавляющее большинство ответит: да очень, по тем временам, прогрессивным деятелем, весьма опережающим, в силу их архаичности, все европейские монархии. Так вот он, такой, воевать с Россией после Тильзита совершенно не хотел, и главным условием поставил не какие-то территории, а всего лишь присоединение к экономической, континентальной блокаде Англии с обязательным и непосредственным того исполнением. Чтобы таким образом именно ее, своего главного врага и конкурента придушить и придавить. И был во многом прав, ибо общеизвестно, что британцы – вечные предатели, в последний раз «предавшие» субсидирование Русской армии, воевавшей в составе коалиции с Пруссией. И, более того, таким миром открывал для Российской империи очень новые и интересные пути-дороги. Какие? Да такие, что Наполеон своей дружбой против предателей – англичан предлагал, фактически, заняться совместным переустройством Европы.
И такая долгая, настоящая, и безо всяких войн, дружба императоров России и Франции очень даже могла состояться, ибо затянувшаяся война в Испании и военные приготовления Австрии заставили Наполеона искать сближения с Россией, и в сентябре 1808г. в Эрфурте состоялась их историческая личная встреча. Завершившаяся подписанием и ратификацией 30 сентября (12 октября) Союзной (секретной) Конвенции, по которой Россия и Франция становились – ни много, ни мало, не врагами – союзниками. Конвенция подтверждала положения Тильзитского мира, заключалась на 10 лет (то бишь до 1817г., минуя всякий 1812-й), и по ней Наполеон «развязывал руки» России весьма широко. Против Турции на Дунае, с признанием прав на Молдавию и Валахию (занятых в русско-турецкой войне 1806г.) – и вплоть до Константинополя, который тоже должен был стать русским. Причем Наполеон обещал даже вооруженную помощь, если переговоры с Турцией о переходе княжеств в состав Российской империи вызовут нападение на нее какой-либо державы, в частности, Австрии. Желая, впрочем, и самому заручиться помощью России на случай войны с Австрией, однако Александр I ограничился неопределенными обещаниями. Договорились совместно предложить британскому правительству начать переговоры о мире на условии признания Великобританией присоединения к России Финляндии, Молдовы и Валахии, ибо Александр I Швеции сразу объявил войну, обвиняя как бы в несоблюдении именно этой экономической, континентальной блокады Англии, что закончилось победой с присоединением к России Финляндии. Ну и признать британцами перехода испанского престола к династии Бонапартов.
Причем Наполеон в дружбе хотел идти еще и дальше, вплоть до родства с русским царским двором, и, если бы породнился, никакой Отечественной войны 1812г. не было бы и вообще, и в помине. Однако вот Александр того, увы, не хотел, и когда Наполеон в 1809г. предлагал руку его 20-летней сестре Екатерине, та, без возражений брата, ответствовала, что «Я лучше выйду замуж за последнего истопника, чем за этого корсиканца». Что для Наполеона было, конечно, пощечиной, прозвучавшей на весь европейский высший свет, но на что он – только бы быть совместно с Россией, предложил руку и совсем юной, 14-летней Анне, на что отказом ответил уже и сам брат. Почему? Ну, во-первых, потому, что присоединение к бойкоту Англии ставило экономику той России на грань краха, ибо на долю торговли с ней до Тильзита приходилось до 50% всего внешнеторгового оборота. Только гнали тогда заграницу не нефть, как сейчас, и газ, а хлеб, сало, лен и пеньку, что Россия втихую продолжала делать англичанам и после Тильзита, его не соблюдая.
Во-вторых, невыгодным было также и то, что Наполеон формально создал независимое польское государство под именем Великое герцогство Варшавское. И, в-третьих, не все ладилось у него, оскорбленного в двух таких отказах себе в личных мечтах, еще и в Испании и Австрии, где его военная машина стала давать сбои, и Россия потихоньку, усилиями своего императора стала продвигаться к Отечественной для себя войне 1812г.
Александр I, не предвидя так, правда, будущего – начал с того, что для возобновления борьбы с Наполеоном стал созывать союзников. За что Швеции оставлял преференции в Великом княжестве Финляндском, герцогству Варшавскому предлагал поддержать его против Наполеона – и по-военному, а в пруссаках с австрийцами просто не сомневался. Однако поляки Наполеону хотели быть верны, надеясь на восстановление Речи Посполитой, пруссаки с австрийцами выступать, не пожелали, и только шведы за дружбу с Россией против французов были на то готовы. Вот в таком контексте Александр I в мае 1811г. войска к границе с Польшей выдвинул, сам войну начинать, правда, не рискуя, но Наполеона на то, как бы провоцируя, ибо переход тем границы сразу давал Александру I моральное право с ним воевать. Наполеон все это, естественно, видел и, понимая, что мира с Россией такой боле не будет, решение принял границу по реке Неман перейти, и Россию небольшой войной в приграничных привисленских и прибалтийских территориях «постращать». Чтобы бойкот Англии соблюдала и в германские дела не вмешивалась.
Что в ночь на 24 (12) июня 1812г. и сделал, к 6 утра авангард французских войск в крепость Ковно вошел, война началась, и где в это время был будущий «благословенный»? На очередном, на этот раз в Вильно по приглашению генерала от кавалерии Л. Беннигсена балу. Почему узнал обо всем только вечером и потому никакого противодействия «вошедший» Наполеон так и не встретил, как не продолжал встречать и далее. Русских войск нигде не было, и идти только оставалось – для встречи с ними, чтобы «постращать» – все вглубь и вглубь. И это только потом, и как бы в оправдание, в историю вошло «тактикой заманивания», однако реально война так, без всякого противодействия, все более затягивалась, засасывала и становилась Отечественной. Хотя успехами, несмотря на национальный подъем, Русских войск, кроме Бородино, не отличалась: Наполеон в Москву вошел, и более половины ее по собственному же тупоумию была сожжена. Однако и он в эйфории позволил себе расслабиться, и то, что наступает суровая русская зима, явно недоучел. А ведь она приходила, французы в боях подустали, стали разбредаться, голодать, мародерствовать – и армии, как таковые, сами собой переставали существовать. Им уже просто ничего не оставалось, как только поскорее вернуться, кто сможет, домой, а привыкшие к стуже русские им, как могли, в том хорошо «помогали». «Подталкивали», чтоб «не замерзли и не потеряли темп» под Тарутино, Малоярославцем, Вязьмой, активно «переправляли» через Березину, и 14 декабря, всего через полгода, жалкие остатки войск Бонапарта снова форсировали – только в диаметрально противоположном направлении границу через Неман. Чем Отечественная война, собственно, и закончилась, а 25 декабря победитель Александр I издал об этом свой официальный Манифест.
И что, Россия освобождена и война, как считал и был тому активным сторонником М. Кутузов – закончилась? Но, нет, и Александру захотелось уже – так, по большому счету, лично ничего и, не делая – «недруга» Наполеона не только изгнать, но и идти в заграничный поход, чтобы взять у него реванш большой. Почему и сыграла Русская армия решающую роль в «битве народов под Лейпцигом» в 1813г., а далее в значительных количествах в составе союзников и под их командованием тремя колоннами вошла во Францию. 30 марта Париж им был сдан, Александр I во главе казаков и Русской армии Победителем принял личное участие в проведении в нем парада Победы, а Наполеон через несколько дней от престола отрекся и отправился в ссылку на остров Эльба. Затем, правда, своими многочисленными сторонниками в марте 1815г. в Париж на руках был внесен и на трон вновь посажен. Но союзники, объединенные коалицией, ему при Ватерлоо 18 июня 1815г. нанесли решающее поражение, и 22 июня он отрекся навсегда вторично. Однако в историю все равно, как прогрессивный деятель и сильная личность – особенно, когда его удалось позднее сопоставить с восстановившими свою власть Бурбонами – вошел.
А что, в 1814г. Сенатом прозванным «Благословенным, великих держав восстановителем» Александр I? А он, победой осчастливленный и от щедрот душевных, всех пленных из России, во-первых, приказал вернуть домой, а во-вторых, когда несколько парижан пожаловались, письмо ему написав, что русские солдаты срубили несколько персиковых в знаменитом саду Монтрё су Буа Парижа – рубку всякую приказал немедленно прекратить, а жалобщикам преподнес каждому по кольцу с бриллиантом. Но в главном, основном, пошел таки совершенно по другому пути и 26 сентября 1815г. был создан реакционнейший Священный союз трех европейских монархий, «Акт» которого для взаимопомощи против всех-всех революций и за незыблемую стабильность этих монархий подписали в поверженном Париже еще император Франц I Австрийский и король Фридрих Вильгельм III Прусский. Т.е. сообразили, образно говоря, «на троих», восстановив дореволюционные: где крепостнические, где хотя бы полукрепостнические режимы. А «благословенный» Россию довел еще, чтобы его свергать, до Восстания декабристов – и такова, видимо, и есть его истинная цена.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Комментарии