Из книги "Психоблогинг".
На модерации
Отложенный
Марк САНДОМИРСКИЙ, чье имя внесено в Единый реестр профессиональных психотерапевтов Европы, рассказал «МН» о троллях и о том, как им противостоять.
— Какой механизм движет этими странными людьми?
— Троллинг — извращенная форма психологической защиты. У человека есть личные проблемы, он не удовлетворен жизнью, вынужден делать то, что ему совсем не нравится. В результате у него накапливается напряженность и недовольство собой. Тогда вступает в силу защита путем замещения: тролля в реальной жизни кто-то обидел, и теперь он вымещает свою злобу на том, кто не может дать ему отпор. Троллинг — невзрослое, незрелое поведение. Так поступают дети, когда дразнят кого-то или нарочно вызывают недовольство родителей, доводя их до белого каления. При этом ребенок подсознательно мстит родителям за свои обиды.
В обычной жизни закомплексованные люди, ботаны, в виртуальном пространстве часто превращаются в толстых троллей. Срабатывает механизм гиперкомпенсации: они очень хотят подняться — если не в глазах окружающих, то хотя бы в собственных глазах. Типичный тролль — человек с неустойчивой самооценкой: когда она падает под давлением критики, тролль стремится в интернет и старается снизить самооценку других пользователей, повышая тем самым собственную. Замечено также, что тролли часто метеозависимы, как и многие люди с неустойчивой психикой. Перепады давления, полнолуние, капризы погоды вызывают вспышки словесной агрессии в сети. Еще одна группа троллей — люди, по всей видимости, сексуально неудовлетворенные, мстящие в сети преимущественно представителям противоположного пола.
— Неужели кому-то такое злобное ребячество способно причинить сильные душевные страдания?
— Все зависит от стрессоустойчивости человека. Многие спокойно относятся к троллингу. Но есть люди уязвимые, ранимые, которые могут сломаться от малейшего посягательства тролля. Всех пользователей можно условно разделить на цифровых мигрантов и цифровых аборигенов. Первым сегодня далеко за 30 лет. Они активно, многие даже профессионально пользуются интернетом, но привычки к сетевому стилю общения у них нет, они слишком серьезно относятся к персональным нападкам в сети. Цифровые аборигены — молодежь и подростки. Они выросли в интернет-среде. Жесткие шутки — их стиль, они привыкли к троллингу. Зрелые же люди, становясь мишенью троллинга, воспринимают его болезненно. Они и обращаются ко мне за психотерапевтической помощью, причем чаще всего речь идет не о невротических, а о психосоматических расстройствах. После атак троллей у этих людей на почве стресса обостряются телесные недуги.
— Когда у вас появились первые такие пациенты и с каких интернет-платформ они к вам пришли?
— Троллинг в форумах, чатах, по мейлу не оказывает на жертву сильного психологического воздействия. На форумах ограничен круг участников, любое новое лицо там заметно, троллей сразу выкидывают с ресурса. Наиболее благоприятна для троллей среда социальных сетей и блогов. В «одноклассниках» в основном общались зрелые люди, знакомые друг с другом в офлайне, «вконтакте» подростки не переписывались, а обменивались аудио- и видео контентом, а вот «живой журнал» стал в 2006 году, по сути, первым популярным ресурсом для пишущих людей. Тогда же начал процветать троллинг. А поскольку изначально LiveJournal был американским ресурсом, агрессивные разборки русских пользователей никого не интересовали и тролли могли здесь вдоволь резвиться — именно оттуда я черпал богатый эмпирический материал для исследования.
— А где сейчас они резвятся?
— Везде, простора для них масса. Очень удобная среда для троллинга — Twitter: псевдонимность и полная безнаказанность. Пользователь может завести хоть миллион аккаунтов и бомбить жертву с разных сторон. Поскольку количество людей в сетях и блогах огромное, администрация ресурсов троллинг не отслеживает. Ресурсы просто дают рекомендации для пользователей: «Если вы стали жертвой тролля, вы можете его забанить» (внести в черный список). Но этим проблема не решается. Если троллинг локальный — тролль заглянул на вашу личную страничку в соцсети или ваш блог, испортил вам настроение, — вы можете его заблокировать, и у себя «в гостях» вы его больше не увидите. Однако остается дистантный вариант: тролль может искать те группы и сообщества, где вас знают, и там продолжать писать про вас гадости. Не говоря уж про групповой троллинг, так называемый буллинг: массовым атакам противостоять еще сложнее. В силу безнаказанности троллинг в России гораздо более интенсивен, чем, например, в Европе и Америке.
— Вы наверняка искали психологические корни русского национального троллинга. Где они?
— В нас самих. Мы до сих пор живем в обществе взаимного троллинга, словесной агрессии. Это происходит не только в интернете, но и в офлайне, повсюду — в магазинах, в общественном транспорте. Общество никогда серьезно не боролось с грубостью и бескультурьем. Проблема обострилась еще в советское время. СССР в последние десятилетия представлял собой общество массовой миграции и культурной деградации. Люди из сел, где все друг друга знали и были на виду, постепенно переселялись в города, там отрывались от корней и, не имея моральных ограничителей, сами способствовали расцвету бытового хамства. Старую культуру утеряли, а новую не обрели.
Происходившие в 1990-е годы процессы стали миной замедленного действия, которая сработала 20 лет спустя. Большая часть населения тогда испытывала тяжелый стресс, его отпечаток несут на себе дети, рожденные в те годы. Американские исследователи доказали, что если беременная женщина или кормящая мать постоянно пребывает в стрессе, это негативно воздействует на ребенка. Вырастая, он будет склонен к ожесточению и агрессии. С середины 2000-х становится все более заметной душевная черствость подростков и молодежи. Многие из них не умеют сочувствовать и не представляют себя на месте того человека, которому они причиняют душевную боль, — выросло поколение «жесть».
— Как следует вести себя жертвам троллинга, чтобы не доводить себя до неврозов и психозов?
— Тролли очень привязчивы. Тролль дразнит свою жертву, и если та схватила приманку, попала на крючок — цель достигнута. Отсюда главное правило сетевого поведения — «не надо кормить тролля». Как только жертва пытается вступить с ним в дискуссию, в чем-то переубедить или опровергнуть, тролль сразу переходит на личности. Причем у каждого тролля есть привычный набор таких крючков, которыми он старается задеть уязвимые места своей жертвы.
Кроме того, надо самим делать прививки от стресса. Каждому человеку важно понять, где его зоны эмоциональной уязвимости, постараться преодолеть свои страхи и комплексы. Эффективны механизмы коллективной психологической защиты. У жертвы троллинга должен быть кто-то, готовый ей помочь. Кого-то обидели, он поделился своими переживаниями, остальные поддержали и посочувствовали. Когда человек понимает, что он не одинок, его стрессоустойчивость во много раз повышается. Чего нам явно не хватает, так это организационных форм защиты от троллинга. Этим должны заниматься интернет-менеджеры, владельцы сетевых ресурсов. Они должны находить технические и технологические формы ограничения троллинговой деятельности.
Комментарии
Обидеть человека извне в принципе невозможно! Человек всегда обижается сам!
Но не все сильные и не все Личности,поэтому обижаются....