ПЛАНОВОЕ Москва вместе со всей Россией обречены задохнуться от вони свалок

На модерации Отложенный

ПЛАНОВОЕ

Москва вместе со всей Россией обречены задохнуться от вони свалок

Мусорная реформа с раздельным сбором изначально задумывалась как пиар и не больше

Мусорная реформа пока не приносит никаких видимых результатов по всей стране, хотя с нового года граждане уже оплачивают так называемый раздельный сбор мусора. И есть подозрение, что власти изначально не планировали решать проблему цивилизованно и избавить россиян от многочисленных свалок, которые уже превратились в самое настоящее общероссийское бедствие. По крайней мере, некоторые решения власти могут об этом свидетельствовать.

Руководитель департамента ЖКХ Москвы Александр Соловьев недавно сообщил, что в столице не будут заваривать мусоропроводы. Несмотря на то, что с 2020 года по всему городу должна вовсю заработать программа по раздельному сбору мусора. «Сразу хочу всех успокоить, мы сейчас об этом часто говорим: а что будет с мусоропроводами? А не будет ли штрафов? Я могу рассказать уверенно: никаких мер жестких по штрафам, по завариванию мусоропровода правительство Москвы не планирует», — заявил чиновник.

Его слова закономерно оставляют москвичей в недоумении. С одной стороны, хорошо, что жителям верхних этажей многоэтажек не придется бегать на помойку, а им оставят возможность избавляться привычным способом через мусоропровод.

Но с другой стороны, о каком решении проблемы мусора можно вести речь, если по-прежнему складывать все бытовые отходы в один пакет? От этой практики почти отошли во всех цивилизованных странах, в некоторых именно благодаря раздельному сбору перерабатывается до 60% мусора, а не свозится на свалки. Если оставить мусоропроводы, то от таких перспектив необходимо будет отказаться. Соответственно, свалки будут только расти.

Но совершенно тогда непонятно, зачем уже во многих дворах Москвы и других городов установили специальные контейнеры для раздельного собирания пластика, стекла, металлов и бумаги? Многие сознательные граждане стараются ими пользоваться. Правда, держать на маленькой кухне по четыре-пять пакетов, которые наполняются с разной скоростью, крайне неудобно. Бегать на помойку по несколько раз в день, вынося то один, то другой пакет, тоже мало кого вдохновит, особенно людей, имеющих физические немощи.

Доктор технических наук, член Сообщества экспертов России по рациональному природопользованию Лазарь Шубов говорит, что вся так называемая мусорная реформа вылилась в простую профанацию:

— Никакой мусорной реформы нет в принципе, а есть только непрофессиональные разговоры. То, что во дворах стоят контейнеры отдельно для стекла и пластика — одна лишь видимость процесса, не имеющая ничего общего с раздельным сбором мусора. Во-первых, так собирать мусор в нашей стране не надо, так как на кухнях нет места для пяти-шести емкостей. Опыт таких стран как Германия просто невозможно перенести на нашу почву, надо учитывать специфику.

В России и в частности в Москве нет никакого смысла заваривать мусоропроводы, наоборот, пользоваться ими удобно. Раз уж они построены для удобства людей, то почему бы не пользоваться.

У нас в стране достаточно разделять весь мусор на два вида. Первый — твердые бытовые отходы, которые можно в дальнейшем переработать. Можно в один пакет складывать пластик, бумагу, металлические предметы, стекло. Их надо складывать на помойках в отдельные контейнеры. А вот пищевые отходы и грязную упаковку, которую нельзя просто так очистить, можно складывать в другой пакет и уже выкидывать в мусоропровод.

Не стоит вообще забывать, что селективный сбор — это многоступенчатая работа. Она включает постоянную работу с гражданами, формирование общественного мнения.

«СП»: — Но во дворах уже появились контейнеры для раздельного сбора, многие ими пользуются.

— Но беда в том, что потом мусор после такого сбора отправляется на те же свалки. Для переработки твердых бытовых отходов нужны сортировочные комплексы, а их нет.

Об этом даже не говорят нигде. То есть деньги на реформу собирают, но ничего не делают. Наверное, через 10−15 лет скажут, что ничего не получилось и свалят всё на «неразумность населения». Но на самом деле всё упирается в чиновников, которые сортировочные комплексы не строят. Селективного сбора в стране нет. Все эти контейнеры — сплошной пиар.

Повторю, у нас нет необходимости дома разделять мусор на компоненты. У нас просто не те кухни. Достаточно разделить на две фракции: на твердые отходы и все остальные.

У нас просто установили контейнеры и создали видимость реформы. Но проблема это многозвенная!

«СП»: — Почему нельзя построить сортировочные комплексы?

— Для этого есть три основные причины. Первая заключается в том, что нет специалистов. В стране ни один ВУЗ не готовит технологов этого профиля. В свое время я основал кафедру по подготовке таких профессионалов в Московском институте стали и сплавов (МИСиС), преподавал там 17 лет. Но потом ректором стал Дмитрий Ливанов, которого в дальнейшем назначили министром образования и науки. Ливанов прикрыл эту кафедру, как ненужную. Хотя по набору технологий МИСиС подходил для подготовки специалистов лучше всего.

Вторая причина — нет политической воли решить проблему. Всё решает личный интерес. Вместо сортировочных комплексов хотят строить мусоросжигающие заводы за счет средств граждан.

Третья причина — отсутствие научно обоснованного плана действий. Нельзя просто захотеть и построить мусоросжигательный завод или так же установить контейнеры для раздельного сбора компонентов.

Так что каких результатов можно ожидать от мусорной реформы? Никаких!

«СП»: — Мусоросжигательные заводы могут помочь решить проблему свалок?

— Сжигание мусора, как его захоранивание и переработка — всё это составные части решения проблемы, ни один из способов не будет работать без других.

После того, как часть мусора пойдет на переработку, другую можно захоронить, а третью сжечь. Но сжигаться будет не весь мусор. Если пытаться сжигать все отходы, то это будет тупик. Практика Москвы это наглядно показывает. За последние 35 лет в столице построили шесть мусоросжигательных заводов, в настоящее время работает только два. При этом как вывозили ранее на свалки 90% мусора, так и вывозят теперь. Просто потому, что пока построят один завод по сжиганию, другой заканчивает свой короткий жизненный цикл.

А беда в том, что у нас пытаются сжигать всё подряд. Вместе с пищевыми отходами в печь с температурой 1000 градусов летят батарейки, остатки от ламп. Поэтому срок жизни завода всего 10−15 лет. В Европе налажен отдельный сбор такого мусора, а у нас нет. И там сжигают примерно 25−30% мусора. У нас же хотят 100% сжигать, то есть все свалки заменить сжиганием, но это невозможно в принципе. Просто на строительство заводов по сжиганию должны выделить колоссальные деньги.

«СП»: — Но проблема мусора уже стала общенациональной.

— Если главное это прибыль от строительства заводов, нет специалистов и научного подхода к решению проблемы, то результатов не будет. Можно поставить какие-то контейнеры, рассказать людям про то, как мы будем отправлять мусор в космос или еще что-то. Но на практике мы видим, что мусор из Москвы решили свозить в Архангельскую область, то есть устроить новые свалки. Наверное, потом решат скидывать мусор в Северный Ледовитый океан.

Только если проблему не решать, то будут очень пагубные последствия. Не будем забывать, что в Средние века в Европе от чумы погибла половина населения. У нас если чумы не будет, то будет социальный взрыв.

Андрей Иванов

https://svpressa.ru/society/article/237518/

Москва вместе со всей Россией обречены задохнуться от вони свалокsvpressa.ru