Иезуиты - кто это: Тайны ордена Игнатия Лойолы

На модерации Отложенный

Иезуиты - кто это: Тайны ордена Игнатия Лойолы

27 сентября 2009 года исполнилось 469 лет с того дня, как Римский Папа Павел III утвердил устав ордена иезуитов. Инициатором создания ордена и его идейным вдохновителем стал Игнатий Лойола — одна из самых загадочных фигур в истории западноевропейского Средневековья.

Неистовый идальго

Как свидетельствуют биографы Лойолы, в 1491 году в северной баскской провинции Испании Гипускоа родился испанский идальго дон Иньиго Лопес де Рекальдо Лойола. Мать будущего основателя ордена, следуя примеру Богородицы, чтобы разрешиться от бремени, удалилась в хлев, а когда наконец на свет появился долгожданный младенец, положила его в ясли. Согласно одному из преданий иезуитов, лёжа в яслях, новорождённый мальчик вдруг отчётливо произнёс: «Меня зовут Иньиго!». Именно этим именем (в русской транскрипции — Игнатий) он вскоре и был наречён.
Иньиго был самым младшим из 13 детей древнего дворянского рода, пользовавшегося большими привилегиями при испанском дворе. Согласно давней традиции, в юном возрасте Лойола был определён пажом к губернатору Азевало Хуану Веласкесу де Куэльяру, а по достижении совершеннолетия зачислен офицером личной охраны старого друга его отца могущественного герцога де Нахера.
Ловкий и находчивый, чрезмерно честолюбивый и дерзкий, пылкий и страстный. Иньиго не отличался благочестием и праведностью. По воспоминаниям современников, принимавший участие в многочисленных сражениях, которые Испания вела с Францией, Иньиго поражал сослуживцев удивительной храбростью, доходившей порой до безрассудства. Другой страстью Лойолы было чтение рыцарских романов — Игнатий, подобно Дон Кихоту, грезил о даме сердца, на алтарь любви к которой он мог бы положить свою жизнь.
Но, когда Иньиго уже было тридцать лет, произошёл случай, поставивший крест на его военной карьере и превративший храброго испанского воина в рыцаря римско-католического престола.
В 1521 году во время крупного сражения под Памплоной французское ядро раздробило неистовому идальго обе ноги. Лишь благодаря чуду Иньиго не погиб, однако он, тяжело раненный, попал в плен к неприятелю. Поражённые храбростью Лойолы французы перевязали пленному раны и доставили в замок к его отцу. Там он перенёс несколько мучительных операций, благодаря которым встал на ноги. Однако до конца дней идальго так и остался хромым.

Долгий путь к истине

Перенесённые физические страдания и чтение христианских книг во время длительного периода выздоровления открыли у Лойолы способность к духовным упражнениям, которыми он занимался всю свою жизнь. Эти упражнения, похожие на процесс медитации, позволили получить Игнатию ряд откровений свыше, которые позже легли в основу идеологического фундамента его ордена.
В 1522 году, оправившись от ран, Лойола уехал в бенедиктинский монастырь, находившийся неподалёку от Барселоны. Там он провёл ночь перед чудотворным образом Богородицы. На следующее утро Иньиго навсегда расстался с мечом и кинжалом, отдал нищим свои богатые одежды и, переодевшись в рубище, отправился в Палестину, чтобы обратить неверных в христианство. Однако настоятель Иерусалимского ордена францисканцев, к которому Лойола обратился за благословением в деле обращения неверных, заявил Игнатию, что тот христианского учения не знает, местными языками не владеет и потому должен немедленно покинуть Святой град.
Неутомимый Лойола возвратился на родину в Саламанку, где принялся за изучение богословия, не прекращая духовных упражнений. В начале 30-х годов XVI века Иньиго переехал в Париж, где познакомился со своими единомышленниками — Лефевром, Лайнесом и Ксавьером. Именно тогда, используя полученные во время медитаций откровения. Лойола создал проект — Общества Иисуса» — прообраз ордена иезуитов. В его основу, помимо традиционных постулатов — целомудрия, бедности и послушания, — был заложен и новый обет постоянного служения Христу, Папе и Римской церкви.
В 1537 году Иньиго Лойола принял сан священника, а вскоре отправился в Рим, где представил на суд Папы Павла III устав ордена иезуитов. Перспектива создания совершенно новой по структуре и идеологии религиозной организации была поддержана Папой, В 1540 году он утвердил создание ордена, генералом которого через год был единодушно избран сам Лойола.



Цель оправдывает средства

Созданный Лойолой орден представлял собой полувоенную организацию, подчинявшуюся принципам жёсткой дисциплины. В его структуре имелась католическая политическая разведка с разветвлённой агентурной сетью, в основу деятельности которой был положен девиз: «Цель оправдывает средства».
Руководил орденом генерал-монах, требовавший от братии беспрекословного подчинения. Сам Лойола говорил: Желая достичь истины во всех вещах, нам надлежит всегда быть готовыми поверить: все то, что я вижу белым, на самом деле является чёрным, если его так определяет Церковь».
Самая таинственная структура Римско-католической церкви делилась на несколько разрядов, члены которых получали повышение в зависимости от проявленных заслуг.
В первом разряде проходили службу так называемые испытуемые, которые в течение двух лет должны были беспрекословно выполнять поручения руководителей — от доставки крупных денежных сумм и секретных депеш до уничтожения неугодных Папе людей.
Во второй разряд входили схоласты, которые в течение пяти лет должны были изучать богословие и общие науки, основы конспиративной работы и методы вербовки. Являясь членами ордена, представители первого и второго разрядов жили в миру и составляли основу обширной шпионской сети иезуитов.
Третий разряд составляли принимавшие монашеский обет коадъюторы. Они проповедовали, воспитывали мирскую молодёжь, занимались миссионерством, выведыванием тайн, распространением нужных Папе слухов, а также подбирали кандидатов в ряды членов ордена.
Высшую ступень в ордене занимали рыцари-монахи — профессы. В отличие от членов первых трёх разрядов, помимо трёх монашеских обетов, они давали четвёртый — обет безусловного повиновения Папе и генералу ордена. Из числа профессов назначались миссионеры в страны, где католичество не было государственной религией. Профессы также становились духовниками при дворах многих европейских монархов, тем самым направляя их политику в нужное католическому престолу русло.

Дело Лойолы живёт и побеждает

Вскоре после своей смерти в 1556 году Иньиго Лойола был канонизирован Римской церковью. Насчитывавший в то время немногим более 1000 членов орден стал быстро разрастаться. В крупных городах Западной Европы десятками открывались учебные заведения, приюты и дома призрения иезуитов. На рубеже XVI-XVII веков руководство ордена сделало попытку осуществить одну из самых своих грандиозных акций — инициировать принятие Россией католичества. Важная роль в этом мероприятии отводилась беглому монаху Чудова монастыря Григорию Отрепьеву, который, по некоторым данным, был завербован в Польше иезуитами, затем, согласно их плану, выдан за царевича Дмитрия и даже посажен на российский престол. Когда же эта попытка провалилась, и царём всея Руси стал Василий Шуйский, иезуиты через князя Ф. Мстиславского организовали переворот, в результате которого свергнутый Шуйский оказался в польском плену, а в Кремле сел новый самозванец, «Тушинский вор». Лжедмитрий II. Длившееся три года Смутное время завершилось изгнанием польско-литовских захватчиков народным ополчением и полным провалом планов ордена…
По некоторым данным, в наши дни орден иезуитов насчитывает в своих рядах более 30 тысяч человек. В сотнях тысяч престижных учебных заведений ордена, разбросанных по всему миру, обучаются свыше 800 тысяч человек самых разных национальностей. Ещё в нескольких десятках тысяч вузов преподают тайные и явные сторонники этой таинственной организации, о могуществе и сверхсекретности которой свидетельствует тот факт, что, по некоторым данным, начиная с XVIII века иезуиты избирают своими руководителями двух генералов. Один из них — всем известный — находится в Риме и руководит политикой Римских Пап, а другой — тайный — живёт в Америке и на самом деле управляет деятельностью всего ордена.

"Тайны ХХ века" №40, 2009 г.