Крах ФСБ или кризис системы: что стоит за громкими арестами силовиков

На модерации Отложенный

Недавний арест пятерых сотрудников ФСБ по делу о разбое в особо крупном размере – новая веха в истории российских спецслужб. То, что силовые структуры превратились в фактор экономического кризиса, порождающий (никаких санкций не надо) стагнацию экономики ни для кого уже не секрет. Но до сих пор большинство известных схем, практикуемых силовиками, сводились либо к вымогательству (в крайнем случае, речь могла идти об «отжиме» целого бизнеса), либо к участию в этом бизнесе за счет присутствия «кураторов» на руководящих постах. С определенной долей условности это можно назвать грабежом, однако до физического отъема денег в таких масштабах дело, кажется, еще не доходило. Впрочем, все когда-нибудь случается в первый раз.

Новая веха

По данным РБК, в июне 2018 года около десятка человек в масках и форме ФСБ ворвались в банк «Металлург», подконтрольный выходцу из ГРУ Юрию Карасеву и просто забрали там 136 миллионов рублей. Сейчас спецназовцев ФСБ проверяют на участие в серии похожих разбойных нападений, по одной из версий они также причастный к исчезновению крупной суммы денег, найденных при обыске у полковника МВД Захарченко.


Особенно примечателен факт участия в банде налетчиков члена «трудовой» династии: по словам трех источников РБК, знакомых с материалами дела, участником налета и одним из его вдохновителей оказался оперуполномоченный Управления «К» ФСБ Александр Карелин — внук генерала и преподавателя Академии ФСБ. Его символично задерживали прямо во дворе главного здания на Лубянке возле бюста создателю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Ветеран госбезопасности Александр Михайлов «просто в шоке» и предрекает крах ФСБ. «Такое ощущение, что сыпется все», цитирует его Московский Комсомолец.

«Сыплется все»

Однако скорее всего речь идет все-таки не о крахе спецслужбы, у которой есть все шансы пережить и похоронить национальную экономику, а о финале карьеры кого-то из ее высокопоставленных руководителей. Судя по ряду косвенных признаков, тучи сгущаются над Иваном Ткачевым, начальником управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ – самого богатого подразделения, контролирующего основные финансовые потоки страны. Первый звоночек ему прозвенел еще в апреле, когда по подозрению в получении взяток были задержаны трое полковников спецслужбы, один из которых — Кирилл Черкалин — на момент поимки занимал должность начальника отдела в управлении «К». В ходе обыска у троих полковников обнаружили и изъяли 12 миллиардов рублей.


«Коммерсант» тогда называл Чекалина одним из доверенных лиц Ткачева. Теперь, после коррупционного скандала в самом управлении, вопросы могут возникнуть и к генералу Ткачеву, предупреждало издание. 
Уголовное преследование — испытанный механизм решения кадровых вопросов в подобных случаях. Напоминим, что предыдущий руководитель управления «К» Виктор Воронин написал рапорт об отставке в 2016 г. Тогда ее связали с уголовным делом, фигурантом которого стал его подчиненный, начальник 7-го отдела управления «К», курирующего борьбу с контрабандой и коррупцией в таможенных органах Вадим Уваров. Он проходил свидетелем по делу о даче взятки сотруднику таможни. Примечательно, что сразу после ухода Воронина, а затем и главы СЭБ ФСБ генерала Юрия Яковлева, фамилия Уварова исчезла из новостных сводок и он даже сохранил должность начальника отдела по борьбе с контрабандой. 
По одной из версий спецоперацию, которая привела к увольнению Воронина, инициировала 6-я служба Управления собственной безопасности ФСБ, прозванная на Лубянке «сечинским спецназом, и руководил ею тогда как раз Ткачев.

Непосредственного начальника Ткачева – создателя «шестерки» Олега Феоктистова, возвысившегося до замначальника УСБ ФСБ, одно время прочили на должность руководителя Службы экономической безопасности, но внезапно отправили в отставку, причины которой до сих пор не известны. Экс-глава Серпуховского района Александр Шестун, который в свое время активно сотрудничал с ФСБ, а теперь находится в Матросской тишине по подозрению в превышении должностных полномочий утверждает, что причиной отставки стало подробное досье, которое на Феоктистова собрали его оппоненты.

«Все накрылось медным тазом, когда всплыло внутреннее расследование генерала ФСБ Сергея Алпатова… По итогам этого секретного расследования Алпатов предоставил Бортникову железные доказательства против Феоктистова. Директор ФСБ пошел к президенту с докладом и фактами, после чего «Большому Олегу» даже скорую на Лубянку вызывали. 
В итоге службу экономической безопасности возглавил начальник УСБ Сергей Королев, которого считают человеком бывшего премьер-министра Виктора Зубкова. А теперь неприятности начались и у Ткачева. Причем по всем фронтам. В апреле арестовали Чекалина. В июне 235-й гарнизонный военный суд обязал следователей проверить заявления Шестуна о вымогательстве у него взяток Ткачевым и другими высокопоставленными сотрудниками центрального аппарата ФСБ. Заявление о возбуждении уголовного дела против генерала было написано еще в марте, но никакой проверки по нему не проводилось. Теперь вдруг суд признал бездействие следователей незаконным и обязал их опросить Ткачева и провести все необходимые проверочные мероприятия. Наконец, разбой в особо крупном размере, в котором обвиняют сотрудников управления «К», еще сильнее осложняют дальнейшую карьеру спецслужбиста.
За спиной у Ткачева мощная база поддержки в лице главы Роснефти Игоря Сечина, из-за которого шестое управление ФСБ в свое время и прозвали «сечинским спецназом». Но Сечин, хотя и сохранил прямой доступ к президенту, давно не является куратором силовиков в администрации – а следовательно, его влияние на кадровые процессы в этих структурах постепенно снижается. А вот конкуренция за контроль над ними неуклонно растет: именно силовые структуры сегодня являются основным ключом к финансовым потокам.

Хаос на фоне транзита

Ситуация сильно осложняется тем, что страна вступает в период транзита власти: действующий президент Владимир Путин, исполняющий роль ключевого гаранта системы, вступил в свой четвертый срок — предположительно, последний для него. Вопрос о том, способен ли кто-то в роли гаранта его заменить, и удастся ли осуществить этот переход без сильной турбулентности, пока остается открытым.

Однако понятно, что процесс перехода, в любом случае, сопряжен с кризисом. Войны силовиков — предвестник такого кризиса, поскольку все ключевые игроки будут стремиться максимально усилить свои позиции к решающему моменту. Так что в ближайшем обозримом будущем можно смело рассчитывать на новые громкие дела и большие посадки. Чего стоит один только арест помощника и ближайшего соратника полпреда а президента в УрФО Николая Цуканова по подозрению в госизмене. Впрочем,этим в России точно никого не удивишь. В конце концов, даже пересажавший полстраны глава МВД Лаврентий Берия закончил карьеру как английский шпион.