Китай взял на мушку американские авианосцы

На модерации Отложенный

На сайте «Чаван» 30 апреля 2019 года появилась статья Ян Миньцина, автор которой подчеркивает: КНР вынуждена реагировать на информацию из США и России о разработках гиперзвукового оружия, так было и в 1964-м с сообщением об испытании первой атомной бомбы. Блогер замечает, что адресатом нынешних заявлений являются Соединенные Штаты и страны Запада.

12 января 2014 года в Минобороны КНР, отвечая на вопросы журналистов о первом испытании китайской ГР, объяснили, что они проходили тремя днями раньше в воздушном пространстве Китая и не были направлены против других стран. А гиперзвуковое оружие – средство «слабого государства» в противостоянии с «могущественным».

На сайте «Цанькао сяоси» («Справочные новости») со ссылками на зарубежные СМИ об этих испытаниях рассказывается более подробно. Китайский гиперзвуковой высокотехнологичный аппарат, о котором шла речь, сверхсекретный БЛА WU-14/DF-ZF предназначен для доставки к цели ракет, в том числе в ядерном снаряжении, на скорости от 5 до 10 Махов. Как сообщалось, БЛА вывела на орбиту межконтинентальная баллистическая ракета-носитель, дрон отделился на высоте 62 мили (около 100 километров), продолжив полет к цели на скорости 10 Махов. В статье отмечалось, что испытания свидетельствовали о сокращении отставания КНР от США, чей гиперзвуковой летательный аппарат Hypersonic Technology Vechicle-2 (HTV-2) в 2010 году достиг 20 Махов. Как отмечалось «Цанькао сяоси», запуск первой китайской ГР в январе 2014-го – часть сверхсекретной программы модернизации конвенционального и ядерного оружия. Также отмечалось, что от состоявшихся первых успешных испытаний предстоит долгий путь к постановке изделия на боевое дежурство, чего следует ожидать не ранее 2020, а то и 2030 года. В дальнейшем Китай провел еще шесть успешных испытаний WU-14/DF-ZF, однако на сайте «Чжи Ху» («Знай!») 1 января 2018 года упоминалось в общей сложности о восьми испытаниях этого БЛА.

Ян Миньцин отмечает, что в издании The National Interest указывали на низкую эффективность американской гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51A WaveRider. По данным авторов, она составила всего 25 процентов, то есть ниже, чем у условного российского аналога, и на основании этого делается вывод о том, что Россия и Китай обогнали США в разработке гиперзвукового оружия. Блогер также рассказывает, что по информации ряда американских СМИ в ходе летных испытаний WU-14/DF-ZF эффективность превысила 80 процентов, и китайский аппарат ни в чем не уступает условному российскому аналогу. Также сообщается, что после семи успешных проверок WU-14/DF-ZF система может быть принята на вооружение НОАК не позднее 2020 года.

«Звездное небо» Поднебесной

Ссылаясь на сайт The Washington Free Beacon, Ян Миньцин заявляет, что с 2000 года в Китае провели многократные и успешные скрининги гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). В августе 2018-го в КНР объявили о запуске гиперзвукового ЛА-волноплана «Синкун-2» («Звездное небо-2»), принцип действия которого аналогичен скольжению по верхней кромке ударной волны американской гиперзвуковой КР X-51A. Китайский аппарат запустили в начале августа 2018 года с космодрома Цзюцюань в провинции Ганьсу. Об испытании «Синкун-2» на сайте «Чжунгоцзюньван» («Армия Китая») авторы статьи Чжао Яньбинь и Лян Чжиюн сообщали, что 29 августа 2018 года их проводили специалисты Китайского аэрокосмического исследовательского института аэродинамики (СААА). По данным сайта «Бай Ду Бай Кэ» («Сто знаний, сто наук»), СААА как исследовательская структура возник в недрах первого китайского исследовательского центра ракетной техники – НИИ № 5 Минобороны КНР, образованного 8 октября 1956 года. В декабре 1964-го предшественник современного Института аэродинамики стал называться НИИ № 701. В 2004 году на его базе образовали ныне действующий Китайский аэрокосмический исследовательский институт аэродинамики, который также именуется Исследовательским институтом № 11 Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации, директор института – Ху Мэйсяо. В сентябре 2017 года в штате насчитывалось свыше 2000 сотрудников, среди них более 300 сотрудников-исследователей высшей квалификации. Как сообщается, на апрель 2018 года в структуре института имелись три НИИ, проектный отдел, три научно-технические компании.

В ходе испытаний минимальная скорость «Синкун-2» составила 5, максимальная – 6 Махов. Конфигурация носового обтекателя такова, что аппарат легко преодолевает фронт ударной волны при полете на гиперзвуке, превышающем 5 Махов. Возникающие при прохождении машиной звукового барьера ударные волны увеличивают подъемную силу, воздействующую на аппарат, за счет чего в атмосфере «Синкун-2» способен ускоряться и маневрировать. Американские СМИ по поводу испытаний «Синкун-2» констатируют: «Пекин успешно испытал гиперзвуковое оружие, от которого США не могут защититься».

В ходе испытаний на высоте 30 километров, рассказывают китайские авторы, был включен бортовой двигатель «Синкун-2», после чего скорость аппарата быстро достигла 5,5–6 Махов и за 400 с лишним секунд он преодолел тысячу километров. По мнению блогеров, дорогостоящие американские ПРО с трудом справляются даже с некоторыми обычными ракетами, не говоря уже о гиперзвуковых ЛА, таким образом, им будет непросто отслеживать и перехватывать движущиеся с высокой скоростью по сложной и малопредсказуемой траектории летательные аппараты типа «Синкун-2».

Испытания, подытоживают они, свидетельствуют о том, что у КНР имеются возможности для применения гиперзвукового оружия в реальном бою. Такого же мнения придерживается в своей статье и Ян Миньцин, считающий, что «Синкун-2» – оружие, способное преодолевать глубоко эшелонированную ПРО и бороться с авианосцами. Он рассказывает, что по мнению зарубежных специалистов, Китай сегодня работает над гиперзвуковыми ЛА как с двигателем, так и без него, их носителями могут быть МБР, запускаемые с наземных ПУ. Также гиперзвуковые ЛА могут запускаться с субмарин из подводного положения и со стратегических бомбардировщиков, такие аппараты перехватывать еще сложнее, чем запущенные с наземных установок, а значит, они еще более эффективное средство сдерживания США, подчеркивает китайский автор. По оценкам некоторых специалистов, после первого этапа разгона РН китайские гиперзвуковые планирующие ЛА скорее всего отстреливаются в ближнем космосе на высоте не более 100 километров и, маневрируя, совершают самостоятельный полет к заданной цели со скоростью от 8 до 12 Махов. Если НОАК примет на вооружение такие гиперзвуковые ЛА, замечает Ян Миньцин, это изменит глобальную систему ядерного сдерживания в целом, а потенциал ядерного сдерживания самого Китая станет, как никогда прежде, мощным.

Догнали и перегнали

Многие китайские эксперты единодушны в том, что различные программы разработки КНР гиперзвукового оружия – наиболее впечатляющие и перспективные в мире, при этом, как правило, ссылаются на выводы зарубежных специалистов, прежде всего американских. В частности, Ян Миньцин отмечает, что разрабатываемые в Китае гиперзвуковые ЛА ни в чем не уступают российским аппаратам, а по ряду ТТХ, которые не публикуются, даже превосходят их. Блогер объясняет это следующим: Россия совсем недавно, только после 2006 года возобновила советские разработки гиперзвуковых ЛА разгонно-планирующего типа, испытания новых летательных аппаратов начались в ЦАГИ, однако из-за ограниченного времени и недостатка ресурсов Россия оказалась в неравных с США и Китаем условиях.

По его мнению, в РФ нет достаточного объема данных испытаний гиперзвуковых ЛА в ударно-волновом туннеле (аэродинамической трубе). На сайте «Чжи Ху» 13 июня 2018 года военный обозреватель Чэнь Гуанвэнь замечает, что Россия следует непосредственно за Китаем по пути адаптации своего гиперзвукового оружия к применению в реальном бою. Об «уникальности» китайской технологии гиперзвуковой техники в глобальном масштабе, позволяющей китайским ГР как в ядерном, так и в обычном снаряжении достигать любых целей на Земле, говорит интернет-пользователь Кун Игэ, ссылаясь на публикацию на англоязычном японском сайте The Diplomat от 28 декабря 2017 года. Кун Игэ сообщает об очередном успешном и девятом с 2014 года испытании гиперзвукового разгонно-планирующего ЛА на носителе «Дунфэн-17» в ноябре и подчеркивает: испытание проводилось именно для изучения возможности применения китайского гиперзвукового оружия в реальном бою. В местной блогосфере утверждается: многие зарубежные специалисты сходятся в том, что гиперзвуковое оружие КНР не уступает не только российскому, но и американскому, прежде всего потому, что Китай использует для его испытаний самое мощное в мире исследовательское оборудование, моделируя условия полета гиперзвуковых ЛА как в ламинарных, так и в турбулентных воздушных потоках, создавая таким образом исследовательскую базу для последующих разработок. С 2006 до 2015 год США проводили летные испытания гиперзвукового оружия и успешно опробовали ГПВРД на австралийском ракетном полигоне Вумера. Однако из-за того, что в ходе ключевых проверок в пограничном слое атмосферы желаемых результатов достичь тогда не удалось, ВВС США были вынуждены продлить эти испытания до 2019 года. Тот же Кун Игэ на сайте «Чжи Ху» говорит о том, что из трех испытаний американской ГР HTV-2 о первом неизвестно ничего, в дальнейшем аппарат взорвался и программу свернули. На фоне проблем, преследующих американцев, подчеркивает Ян Миньцин, сообщалось, что основанный в 1968 году Китайский НИЦ аэродинамики в городе Мяньян провинции Сычуань сумел решить фундаментальные проблемы, связанные с созданием отечественных гиперзвуковых ЛА.

Китайские блогеры перечисляют особенности, благодаря которым разработчикам гиперзвукового оружия удалось добиться прогресса. Они научились управлять полетом разгонно-планирующего гиперзвукового ЛА в атмосфере. Носителем БЛА WU-14/DF-ZF была ракета «Дунфэн-17», многократные успешные пуски которой свидетельствуют о ее надежности и доработанности. В Китае есть ударно-волновой туннель JF12, позволяющий при испытаниях гиперзвуковых аппаратов создавать воздушные потоки со скоростью 5–10 Махов, сохраняющимися в течение 100 миллисекунд. В зарубежных источниках опубликовано изображение JF12, являющегося, как утверждают блогеры из Поднебесной, самым габаритным и технологически передовым агрегатом подобного типа.

Китайское – значит отличное

Однако есть и другие мнения. Так, пользователь сайта «Чжи Ху» Ван Хоусюй утверждает, что JF12 меньше японского и вообще ударно-волновые туннели подобного класса Япония и США используют уже несколько десятилетий. JF12 – агрегат, сопоставимый с установкой LENS II (Large Energy National Shock Tunnel), в которой тоже можно моделировать полет гиперзвукового ЛА на высоте не более 35 километров. Он также вполне сравним с японской установкой HWT2, однако хуже ее модернизированного варианта.

Как считает блогер, JF12 работает на принципе взрыва водорода и кислорода, время гиперзвуковой скорости воздушного потока при этом составляет 100 миллисекунд. В существующих ударно-волновых туннелях, говорит он, главным признаком действительно технологического совершенства УВТ является увеличение продолжительности сохранения гиперзвуковой скорости потока. Сегодня, утверждает Ван Хоусюй, в США установка LENS II, аналогичная китайской JF12, уже не применяется, там в ходу LENS XX, использующая принцип электронагрева, где создаются потоки со скоростями до 30 Махов, сохраняющимися в течение четырех миллисекунд. Как отмечают американские специалисты, резюмирует китайский блогер, у боеголовки БЛА WU-14/DF-ZF отклонение от цели всего несколько метров, что свидетельствует о высокой точности ее наведения. А Ян Миньцин замечает, что по мнению американских специалистов, КНР – единственное государство, завершившее программу летных испытаний гиперзвукового трансатмосферного летательного аппарата. Военный обозреватель Чэнь Гуанвэнь на сайте «Чжи Ху» 16 марта 2019 года рассказывает, что сегодня КНР располагает следующими видами гиперзвукового оружия: WU-14, или «Дунфэн»-ZF, «Синкун-2», «Дунфэн-17», «Дунфэн-26» и три малые ракеты – «глобальные летательные аппараты» D18-1S, D18-2S, D18-3S. Ракета «Дунфэн-17», по некоторым данным, представляет собой глубокую модернизацию «Дунфэн-16» и способна нести как гиперзвуковой блок, так и боеголовку с изменяющейся баллистической траекторией полета. При этом «Дунфэн-17» с гиперзвуковым блоком по некоторым данным – первая в мире ракетная система для применения в реальном бою. Как сообщается, восьми единиц достаточно для уничтожения одной АУГ, ракеты «Дунфэн-26» способны «держать на мушке» авианосцы в акваториях, прилегающих ко второй островной линии (Гуам, Бонинские острова, группа Кадзан, Северные Марианские, ряд других территорий). Малые ракеты D18-1S, D18-2S, D18-3S можно использовать как боеголовки для твердотопливной МБР «Дунфэн-41», предназначенной для доставки ядерных зарядов и преодоления ПВО и ПРО противника. В Китае также разрабатывается «Линъюнь» («Уносящийся ввысь») – выводимая в околокосмическое пространство новейшая система с боевым гиперзвуковым блоком, вероятно, обладающая и более широкими возможностями, которая, как сообщается, может использовать в качестве носителя новейший тяжелый малозаметный истребитель «Цзянь-20» и также применяться для борьбы с авианосцами.

В китайских СМИ отмечается актуальность гиперзвукового оружия с ограниченной дальностью стрельбы, примером которого является баллистическая ПКР «Дунфэн-21D» (1450 километров, максимальная скорость – 10 Махов). Ее называют «убийца авианосцев», и это оружие представляет большую проблему для систем ПРО американских АУГ. Сообщалось, что появление у Китая более маневренной гиперзвуковой ПКР сделает ПРО США бессильной. И подобного рода ракета у Китая действительно находится в стадии разработки. Как сообщалось 29 апреля 2019 года, прошла успешные наземные испытания опытная китайская гиперзвуковая ракета YJ-XX с дальностью стрельбы 1000 километров, разработанная для увеличения огневой мощи новейших китайский тяжелых эсминцев УРО проекта 055 и способная преодолевать стандартную корабельную ПРО ВМС США, укомплектованную ракетами-перехватчиками SM-3 и SM-6. Еще одной разновидностью гиперзвукового оружия Китая с ограниченной дальностью стрельбы является рельсотрон – электромагнитная пушка. Она устанавливается в носовой части корабля, контейнеры с электрооборудованием размещаются на палубе, при испытаниях начальная скорость снаряда составила 7,5 Маха (2500 метров в секунду). Предполагается, что китайские рельсотроны будут устанавливаться на построенных в России эсминцах проекта 956-ЭР вместо 130-мм спаренных орудий. Аналогичная американская программа была свернута в 2016 году из-за ее неэффективности при перерасходе финансовых средств.