Урок Тяньаньмэнь – или как Китай избежал участи СССР

На модерации Отложенный
Александр МАЙСУРЯН

30 лет назад, 4 июня 1989 года китайское правительство разогнало студенческие протесты на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь.

Одним из символов бунтовщиков тогда была 10-метровая "Богиня Свободы" из пенопласта, которую студенты воздвигли напротив парадного портрета основателя КНР Мао Цзэдуна. Скульптура напоминала американскую статую Свободы, тем самым студенты как бы посылали Америке привет: мы боремся за ваши ценности!

Американская газета "Уолл Стрит Джорнал", которую трудно заподозрить в очернении протестующих, писала об этих событиях:

"Когда колонны танков и десятки тысяч солдат приблизились к Тяньаньмэнь, многие солдаты подверглись нападению разозлённых толп... Десятки солдат были вытащены из грузовиков, сильно избиты и оставлены умирать. На перекрёстке к западу от площади тело молодого солдата, которого забили до смерти, было раздето догола и повешено на автобусе. Труп другого солдата был подвешен на перекрёстке к востоку от площади".

Впрочем любые восстания – что революционные, что контрреволюционные, как и их подавление – обычно не обходятся без жестокости, порой совершенно чрезмерной. Поэтому смотреть надо всё-таки не на это, а на классовую суть протеста. Какова она была?

Сами волнения начались после смерти опального генсека Компартии Китая, "китайского Горбачёва", горячего сторонника буржуазных реформ Ху Яобана.

За свой радикализм он был лишен руководящего поста. Примечательно, что протестующие студенты нередко держали в руках и фотографии нашего Михаила Сергеевича как своего кумира. Он и сам, собственной персоной, приезжал в Пекин 15 мая, и его имя восторженно скандировали студенты.

Один из лидеров студентов Ван Дань в интервью "Вашингтон Пост" в 1993 году пояснял своё кредо: "Стремление к богатству является частью стимула к демократии". И ещё он прославился тем, что объяснил, почему студенты и их лидеры не хотят, чтобы к их движению присоединялись китайские рабочие: "Движение не готово к их участию, потому что демократия должна быть сначала усвоена студентами и интеллигенцией, прежде чем они смогут распространить её на других".

Всё это как бы немножко знакомо, правда? В СССР примерно такое же движение и победило в августе 1991-го. А затем ещё раз в декабре 1991-го. И еще раз в октябре 1993-го когда был расстрелян из танков последний оплот советской власти – Дом Советов... И после этого ещё не раз побеждало в разных частях развалившейся страны, дробя их на всё более мелкие части – например, на киевских майданах 2004 и 2014 годов.

Чтобы увидеть воочию результаты всех этих побед на просторах бывшего СССР, достаточно просто посмотреть вокруг.

Современная Россия с ее сырьевой экономикой, антинародной политикой и сильнейшей зависимостью от Запада – это результат победы "русского Тяньаньмэня". Результат того, что наша страна пошла по пути радикально-буржуазных реформ и дикого капитализма, на который ее направили Горбачев и Ельцин при поддержке их сторонников.

На тот же путь хотели направить Китай вышедшие на площадь Тяньаньмэнь студенты и их лидеры. Но Китай, как мы знаем, пошёл, словами Ленина, "другим путём".

Какой из путей оказался предпочтительнее – выбранный китайским или российским руководством – мы сегодня можем легко оценить, сравнив экономику Китая и России.