Утильсбор на сельхозтехнику: выстрел в собственную ногу
На модерации
Отложенный
Вопрос введения утилизационного сбора на сельхозтехнику Министерство по инвестициям и инфраструктурному развитию РК инициировало еще в 2016 году. Обсуждения шли долго, но, в конце концов, отечественные автосборочные заводы смогли пролоббировать это нововведение. Передовые аграрии страны уверены, что для развития машиностроения в Казахстане оно не даст ровным счетом ничего. А в аграрной отрасли со стороны правительства и вовсе станет «выстрелом в собственную ногу» - бессмысленным актом, приносящим вред самому себе.
Зерновой союз Казахстана и Палата предпринимателей «Атамекен» уже отмечали, что МИИР РК сделал все, чтобы отсечь от общественной дискуссии по поводу введения утильсбора самых активных сельхозтоваропроизводителей. Слушания в Нур-Султане переносили дважды без уважительных причин, и в итоге добились того, что большая часть критически настроенных крестьян не смогла на них приехать. Таким образом, последний этап, необходимый для введения утильсбора, оказался преодолен. И уже в июле ожидается запуск системы.
Последствия, которые ожидают специалисты отрасли: дальнейший роста цен на технику (как импортную, так и псевдо-отечественную – ИА «КазахЗерно.kz»), снижение и без того вялой динамики обновления изношенного парка отечественных сельхозмашин, отрезание сельского хозяйства страны от передовых агротехнологий, снижение производительности труда и объемов производства сельхозпродукции.
То есть, новшество просто-напросто делает невозможным выполнение поставленных Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана 2018 года задач по раскрытию потенциала отечественного АПК. В выигрыше от введения утильсбора окажется только считанное число отечественных сборочных производств.
На плечи крестьян
Принято считать, что расширенные обязательства производителей (импортеров), или другими словами, утилизационный сбор, в Казахстане вводится в ответ на введение утилизационного сбора в Российской Федерации, который действует в отношении автомобилей и колесной техники, включающей в себя в том числе все комбайны, тракторы, погрузчики и другую самоходную технику.
Формально говорится о том, что утилизационный сбор затронет всех одинаково. Программа будет включать в себя:
1) получение сертификата на покупку новой сельскохозяйственной техники (исключительно местной сборки) в обмен на сдачу любой старой техники на утилизацию;
2) обязательную оплату утилизационного сбора за любую новую сельхозтехнику (как импортной, так и отечественной сборки).
К первому пункту возражений нет: пусть сертификаты идут на сельскохозяйственную технику местной сборки, ведь все мы за развитие отечественного машиностроения.
А вот второй – это откровенная попытка переложить расходы на тех аграриев, кто выбирает западные высокопроизводительные машины и технологии.
Кроме того, размеры утилизационного сбора в Казахстане будут чрезвычайно велики (10-15%), когда в развитых странах урезоненные ставки сбора за утилизацию составляют порядка 1 - 2%. Поэтому в Казахстане утилизационный сбор будет выглядеть как дополнительный налог и явно иметь протекционистскую природу. То есть, по сути, государство в очередной раз пытается решить какие-то проблемы, взвалив финансирование на плечи аграриев. И это в тот момент, когда рентабельность сельского хозяйства и без того снижается год от года!
При этом, инициатива по введению утилизационного сбора в Казахстане в отношении сельхозтехники имеет отличия от российской. Прежде всего, Российская Федерация введением данного закона защищает своих исконно-национальных флагманских производителей, таких как Ростсельмаш и других, тогда как в Казахстане эта мера будет реализовываться ради нескольких «отверточных» сборочных заводов, которые привозят белорусские и российские узлы для сборки/доработки с последующей реализацией на внутреннем рынке. Кроме того, в России отчисления утильсбора идут напрямую в госбюджет, тогда как в Казахстане планируются отчисления в компанию ТОО «Оператор РОП», которая, насколько нам известно, освобождена от любых налогов, и поступающие средства направляет на содержание компании и создание так называемых утилизационных или шредерных заводов, вклад в экономику от которых обществу пока не виден. Поэтому нагрузка, которая будет падать на фермеров от этой заградительной меры в виде утильсбора, на самом деле не ведет к поступлениям в бюджет, а будет нагрузкой ради создания шредерных заводов, сиюминутная необходимость в которых для сельскохозяйственной отрасли страны сомнительна. И самое главное, делаться это будет за счет «кармана» сельхозтоваропроизводителей Казахстана.
Отметим, что полтора года назад был введен НДС на комбайны и тракторы мощностью менее 130 л.с., что уже привело к удорожанию техники для аграриев. Теперь планируется программа по утилизационному сбору. Это приведет к дополнительной нагрузке на отрасль, которая на сегодняшний день не встала на рельсы стабильного развития.
Свои комментарии по поводу новшества дали руководители передовых хозяйств Казахстана. В том числе, Павел Васильевич Лущак, директор ТОО «Найдоровское», Карагандинская область:
«Крестьянские и фермерские хозяйства Казахстана сталкиваются с рядом экономических проблем: пока нет страхования в растениеводстве, нет вовлечения банковского сектора в кредитование, да и в целом сам банковский сектор переживает сильнейшие изменения. Поэтому говорить о каком-то частном кредитовании со стороны банков второго уровня не приходится – в основном монополистом в вопросах финансирования являются структуры холдинга «КазАгро». Кроме того, Казахстан – зона рискованного земледелия и мы, крестьяне, зависим от погодных условий. Именно поэтому так важно обращаться к западным технологиям, к самой современной и высокопроизводительно технике – это сокращение сроков полевых работ, сокращение затрат и, в конечном итоге, снижение себестоимости продукции. Сегодня сельскохозяйственный сектор находится на этапе диверсификации, когда традиционные культуры уже не дают необходимую рентабельность, и многие хозяйства берутся за новые проекты в переходе на новые культуры. И тут не обойтись без производительных технологий и западной техники. На примере своего хозяйства я могу сказать, что, к примеру, цифровизация, внедряемая сейчас в казахстанском сельском хозяйстве, невозможна без западной техники. Мы активно работаем в данном направлении, ТОО «Найдоровское» в прошлом году получило награду как лидеры цифровизации 2018 года, и я могу с твердой уверенностью заявить, что помимо спутниковых программ и фотоснимков обязательным условием является применение техники самых передовых производителей. На сегодняшний день это западные образцы. Поэтому, сейчас просто недопустимо усиливать финансовую нагрузку на отрасль, снижать доступность и ограничивать нас в выборе техники. А программа утилизационного сбора вероятнее всего приведет именно к такому результату».
Показательная аналогия
Несколько лет назад утилизационный сбор, по аналогии с Российской Федерацией, был введен в отрасли автомобилестроения в поддержку отечественных сборочных заводов.
Последние утверждают, что данная мера привела к существенному росту и развитию сектора автомобилестроения в Казахстане. Стоит ли ждать аналогичного эффекта в сельхозмашиностроении?
Давайте попробуем разобраться, в чем разница между двумя направлениями промышленности. Свой комментарий дал Тимур Пшенов, директор ТОО «Ен Дала», Акмолинская область:
«Первое и самое главное отличие в том, что если автомобиль - это предмет повседневного пользования, отчасти даже предмет роскоши. А сельскохозяйственная машина – серьезная инвестиция и средство производства. Инвестиция как в собственный бизнес, так и в экономику страны. Она должна быть технологичной, доступной, а вместо этого, каждое нововведение чаще всего приводит к ее удорожанию. Особенно когда речь идет о западной технике, где увеличение стоимости на 10 – 15% это порядка 30 – 45 000 долларов».
И вроде как программа утилизационного сбора, по официальной версии, направлена на поддержку развития отечественного машиностроения. Но есть ли оно? Реально ли те компании, в пользу которых данная мера была разработана, являются отечественными производителями, развивающими данный сектор экономики страны?
Комбайновое и тракторное машиностроение в Казахстане представлено только российскими и белорусскими заводами: Ростсельмаш (Ростов) через ТОО «Вектор-КЗ» (Кокшетау) и КАИК (Кокшетау); Гомсельмаш (Гомель) через АО «Агромашхолдинг» (Костанай); МТЗ (Минск) через ТОО «Семаз» (Семей). АО «Агромашхолдинг» вот уже 14 лет производит комбайны. По факту, изменений за 14 лет не произошло – все время на завод приходит комбайн из-за рубежа в виде готовых крупных узлов, а здесь просто «скручивается». Такая же процедура и с другими «отечественными производителями» - как приходил трактор «Беларус» в частично разобранном состоянии из Беларуси, так и продолжает приходить. Никакой локализации производства в реальности нет. По сути, заводы сельхозмашиностроения в Казахстане являются сбытовыми подразделениями российских и белорусских заводов, импортирующими компаниями, оплата за производимую продукцию которых уходит за рубеж, также как и за технику западных поставщиков.
По теме высказался Валерий Викторович Лопатин, глава ТОО «КХ Красный Партизан», Восточно-Казахстанская область:
«Если сравнить с Россией, то последняя имеет своих национальных производителей сельхозмашин. Утилизационный сбор в их случае мера, вероятно, оправданная, направленная на защиту своих производителей. Но отнюдь не от казахстанских заводов. Российские бренды (Вектор, Акрос, Кировец, Бюллер и пр.) востребованы в нашей стране, они будут продолжать импортироваться. Для них РК это экспортный рынок, где утилизационный сбор им не помеха, поскольку они его легко обходят через небольшие (формальные) локальные сборочные заводы. При этом сам их продукт никак не меняется, максимум косметически. Другими словами, утилизационный сбор, введенный в РФ, не направлен на защиту от Казахстана, и смысла для нашей страны в зеркальности данной программы нет. Российские производители будут продолжать экспортировать в РК свой продукт (например, комбайн Вектор, машину Лада) либо в готовом виде, либо в виде машинокомплекта для сборки. Утильсбором мы ограничиваем доступность производительных сельхозмашин со всего остального, в первую очередь, западного мира. Западные технологии окажутся более дорогостоящими. Поэтому в нашей стране утилизационный сбор будет вводиться против самих себя».
Налог на самих себя
Возвращаясь к ситуации с утилизационным сбором, введенным в отрасли автомобилестроения, немаловажно отметить, что с момента вступления закона в силу ставка на авто в России и Казахстане уже повышалась. Утилизационный сбор наряду с техрегламентом перекрыли ввоз б/у автомобилей и повысили их цену на внутреннем рынке Казахстана, вынуждая население приобретать новые автомобили (де-факто привязанные к доллару), либо переплачивать за бывшие в употреблении. Опять же в пользу сборочных заводов с низкой локализацией – автомобили привозятся в готовом виде, нет развития производства автокомпонентов. Ни для кого не секрет, что элементарно не освоено производство глушителей. Аккумуляторные батареи ставятся привозные, сварки и покраски нет. И опять же, системного экспорта собранных автомобилей из Казахстана в Россию нет.
Эксперименты с автосектором напрямую влияют на широкие слои населения, на комфорт и издержки казахстанцев.
Вместе с тем, министр по инвестициям и развитию господин Скляр в недавнем интервью заявил, что повышения цен на отечественную технику из-за утилизационного сбора не будет.
Так ли это? Мнением поделился Ержан Ахатович Нурбаев, директор ТОО «Восток – Агрохолдинг», Восточно-Казахстанская область:
«Аналитика показывает, что в результате 100%-ной девальвации тенге западная сельхозтехника с 2015-2016-х годов в Казахстане стала в два раза дороже. Но вместе с тем и так называемая отечественная техника тоже выросла на 100 и более процентов. Отечественные сборочные заводы также поднимают свои цены каждый раз, когда есть повод. Для сравнения: стоимость западной техники в инвалюте растет на 2-5% в год, тогда как за последние 3 года трактор Беларус 1221 вырос на 119%, Комбайн Есиль на 130%, комбайн Вектор на 100%. Причем по некоторым данным комбайн Вектор российский вырос на 60%, а Вектор казахстанский вырос на 100%, что, вероятнее всего, говорит о сверх-марже именно местного завода, т.е. ТОО «Вектор-KZ». Поэтому как только повысится стоимость западной техники, отечественные заводы через некоторое время тоже повышают свои цены. Это неизбежно и доказано временем!».
Подводя итог всему сказанному и происходящему, что ждать сельхозтоваропроизводителям от введения утилизационного сбора на сельхозтехнику? Резюмирует Павел Васильевич Лущак, директор ТОО «Найдоровское», Карагандинская область:
«Первое, чего следует ожидать – снижение темпа обновления парка сельскохозяйственной техники. В настоящее время этот показатель и так чрезвычайно низок – 1-2% в год вместо 6-8% положенных. Так как большая часть крестьянских и фермерских хозяйств на сегодняшний день приобретают сельскохозяйственную технику через лизинговые и кредитные организации, доступность сельхозтехники упадет из-за увеличения порога для покупки – к первоначальному 15% взносу добавится еще 10-15% утиль сбора. Нам абсолютно не оставляют выбора, отбрасывая развитие сельского хозяйства на десятки лет назад».
Аграрии уверены, что введение утилизационного сбора никакого толчка развитию отечественного машиностроения не даст. Отечественные заводы де-факто так и останутся импортерами, крестьяне будут платить из своего кармана за подорожавшую технику. Утилизационный сбор останется налогом на самих себя и будет сдерживать развитие всей сельскохозяйственной отрасли.
Комментарии