Успехи европейской медицины
На модерации
Отложенный
От классического Рима до ХХ века, трупная медицина (или медицинский каннибализм) была широко распространённой на всех уровнях европейского общества. Экстракты и смеси из человеческих мозгов, плоти, жира, печени, крови, черепа, костей, волос и даже пота применялись внутрь и наружно монархами, папами, интеллектуалами и простыми людьми. Такие писатели, как Шекспир, писали об этом, врачи предписывали это, аптекари продавали это, а один король изготавливал это, в то время как другой король сам стал трупным медпрепаратом. Европейцы не могли этим насытиться.
Части тела для трупных медицинских препаратов стали процветающим бизнесом палачей, которые часто отделяли плоть, кости, кровь, жир и другие части тела для их продажи беснующимся толпам сразу после казни. Торговцы поставляли трупы из далёких стран, в то время как могильщики по ночам выкапывали трупы и продавали их врачам.
Каким бы странным и тревожным это ни казалось, данная страшная практика имела под собой философское обоснование: согласно алхимикам, поедание тела означало поглощение силы души и базовой субстанции творения. Каждая смесь расхваливалась как чудесное лекарство, однако все они были в равной степени отвратительными.
Кровь и печень гладиатора
В эпоху классического Рима убитые гладиаторы превращали арену из кровавого спорта в кровавую медицину. Римляне верили, что они смогут поглотить жизненную силу и доблесть гладиатора, выпив его горячую кровь.
Эпилептики обступали павшего гладиатора и сосали «живую кровь» прямо из открытой раны. Римский врач Скрибоний Ларг в своих псевдонаучных изысканиях доходил до предположений о том, что печень оленя, убитого оружием, использовавшимся для победы над гладиатором, может быть магическим средством от эпилепсии.
Вскоре простому поеданию печени гладиатора стали приписывать аналогичные лечебные свойства. После запрета гладиаторских боёв в 400 году нашей эры эпилептики нашли новый источник свежей крови на казнях.
Кровь короля и других преступников
Идея о том, что эпилепсию можно было вылечить ещё тёплой кровью умершего человека, задержалась вплоть до конца XIX века. Согласно историческому свидетельству из Германии начала XVI века, один нетерпеливый человек из толпы, страдавший от эпилептических припадков, схватил обезглавленный на эшафоте труп и выпил кровь прямо из его перерубленной шеи.
Употребление крови не ограничивалось кровью обычных преступников. 30 января 1649 года Карла I Английского обезглавили за измену. Толпы людей бросались вперёд и мыли руки в королевской крови. Считалось, что прикосновение короля излечивало от «королевской хвори», болезни, характеризовавшейся распуханием лимфоузлов, которое было вызвано туберкулёзом. По сообщениям, после казни Карла I предприимчивый палач неплохо заработал на продаже песка, пропитанного кровью короля, и его волосков.
Королевские капли
В то время как Карл I стал трупным лекарством, его внук, Карл II, решил самостоятельно приготовить исцеляющее средство. По-видимому, являясь опытным химиком, Карл II купил рецепт популярной настойки под названием «Капли Годдарда» и приготовил её в своей лаборатории. По сообщениям, Джонатан Годдард, врач, который изобрёл настойку, получил за неё приличное вознаграждение в размере 6000 фунтов. Почти на протяжении двух столетий настойка рекламировалась под названием «Королевские капли».
Рецепт был необычайно отвратительным: два фунта оленьего рога, два фунта сушёной гадюки, два фунта слоновой кости и пять фунтов человеческого черепа. Эти ингредиенты перемалывались, а затем дистиллировались в конечную жидкую форму. Человеческий череп был активным ингредиентом и имел важное духовное назначение. Алхимики полагали, что в результате внезапной, насильственной смерти душа оказывалась запертой в человеческих останках, включая череп, поэтому его употребление давало жизненную силу покойного.
Успешное применение королевских капель в качестве так называемого чудесного средства при жалобах на нервы, конвульсии и апоплексии кажется довольно сомнительным. Наоборот, их действие могло быть летальным. По документальным данным, они стали причиной смерти нескольких важных людей. В случае члена английского парламента, Сэра Эдварда Уолпоула, королевские капли вызвали у него конвульсии, а не излечили от них.
Кажется, они были полезны только как стимулятор. Дистиллированный олений рог превращается в аммиак, который был основным ингредиентом нюхательных солей. Но в большинстве случаев королевские капли, кажется, оказывали слабое действие. 6 февраля 1685 года Карл II приказал дать их ему на смертном одре, но это не принесло никакой пользы.
Несмотря на это, королевские капли были популярными в привилегированных и низших классах. Они даже появились в виде медицинского рецепта в поваренной книге «Библия повара» (The Cook’s Oracle) (1823 год), в которой подробно описывался способ дистилляции домашних запасов черепов для лечения конвульсий у ребёнка.
Черепной мох
Сомнительные лечебные свойства человеческого черепа впоследствии распространились на мох, росший на черепах людей, которые не были погребены. Этот мох под названием уснея в больших количествах находили на черепах на полях сражений. Солдаты умирали внезапной насильственной смертью, требовавшейся для сохранения «витальности», или жизненной субстанции, в теле. Под влиянием «небесных тел» эта духовная субстанция каким-то образом впитывалась в растущий на черепе мох.
Уснея широко применялась на протяжении XVII и XVIII веков. Люди набивали ноздри порошком из уснеи для остановки носовых кровотечений или принимали её внутрь от целого ряда хворей, начиная от эпилепсии и заканчивая менструальными проблемами. «Отец медицины» Сэр Фрэнсис Бэкон предлагал использовать её в составе мази от ран, которой следовало натирать оружие. Идея заключалась в том, что натирание лезвия оружия должно было вылечить нанесённую им рану.
Дистиллированное мозговое пюре
В своей книге «Искусство дистилляции» (1651 год) врач и алхимик Джон Френч описал приготовление отвратительного лекарства – мозговой настойки. Френч в сухих выражениях описывает этот процесс для честолюбивых практикующих врачей.
«Возьмите мозги молодого мужчины, который умер насильственной смертью, вместе с мембранами, артериями, венами, нервами, [и] весь спинной мозг», и «толките их в каменной ступке, пока они не превратятся в некое подобие каши». После этого мозговая паста помещалась в винный спирт, а затем она шесть месяцев «переваривалась» в лошадином навозе и, наконец, дистиллировалась в непритязательную жидкость. Френч, вероятно, располагал запасом свежих голов молодых мужчин благодаря своей работе врачом в армии, а также массой остатков после вскрытий, проведённых в Савойском госпитале, где он готовил своё мозговое пюре.
Подобно другим трупным лекарствам, это лекарство не было преходящим увлечением, и упоминания о его применении можно найти на протяжении XVII и XVIII веков. Ещё более отталкивающий рецепт его приготовления, датируемый 30-ми годами XVIII века, включал толчение человеческих мозгов, сердец и камней из мочевого пузыря и их смешивание с грудным молоком и тёплой кровью.
Мазь из человеческого жира
Человеческий жир стал большим бизнесом для палачей в Европе XVII и XVIII веков. В Париже люди игнорировали местных аптекарей и выстраивались у эшафота в очередь за своей банкой растопленного человеческого жира. Вид расчленяемого и разрезаемого трупа, по меньшей мере, убеждал публику в том, что они получают настоящий товар, а не подделку из животного жира. Человеческий жир рекламировался как великолепное средство от болей, ревматоидного артрита и подагры, и даже использовался для лечения рака груди.
Он был популярен и среди элиты. Королева Елизавета I наносила на лицо мазь из человеческого жира для удаления оспин. В рецепте XVIII-вековой мази из человеческого жира описывается довольно токсичная мазь из человеческого жира и пчелиного воска, смешанного со скипидаром. Есть большая вероятность, что королева использовала мазь, приготовленную по подобному рецепту. Это, в сочетании с использованием основанной на свинце косметики, может объяснить её скорую смерть в 1603 году. По слухам, она умерла от заражения крови.
Пот умирающего человека
Английский врач Джордж Томсон был хорошо известен использованием всех возможных частей человеческого трупа. Он предписывал употреблять мочу для лечения чумы и человеческую плаценту для борьбы с обильным менструальным кровотечением. Но самым странным было его средство от геморроя. В геморройную шишку нужно было втирать пот умирающего человека (предположительно, выступающий от ужаса перед эшафотом). Если у палача не было пота, тогда геморрой «лечили» прикосновением отрубленной руки казнённого.
Медовая мумия
Медовый человек, в сущности, был образцом превращения человека в леденец. Как написано в книге китайского врача Ли Шичжэня под названием «Основы фармакологии» (1597 год), медовый человек был побочным продуктом арабского процесса мумификации. Рецепт довольно простой: возьмите одного пожилого мужчину-добровольца. Купайте его в мёде, кормите его одним мёдом (очевидно, этот доброволец через некоторое время будет испражняться только мёдом), а когда этот доброволец умрёт от такого рациона, положите его в ящик и залейте мёдом на 100 лет.
Через 100 лет он станет твёрдым, как камень, леденцом, который можно будет использовать для лечения сломанных или ослабленных костей. Согласно одному источнику, производство медовых мумий было широко распространено по всей Европе и Китаю. Трудно сказать наверняка, но это вряд ли является преувеличением, учитывая то, что свыше 600 лет европейцы поедали мумий другого рода.
Порошок из мумии
Египетская мумия захватила Европу как лекарство от всего, в том числе тромбов, отравления, эпилепсии, язвы желудка и сломанных костей. Существовали различные продукты: патока из мумии, бальзам из мумии, настойки и – самый популярный продукт – порошок из мумии.
Продаваясь в аптеках Европы под названием «куколка», этот порошок стал основным медицинским средством в период с XII по ХХ век. В ранних медицинских текстах содержится много упоминаний о его широком применении в Европе. Порошок из мумии даже упоминается как продукт в архивах такого фармацевтического гиганта, как Merck.
Мумии бальзамировали битумом. Как предполагалось, извлечённый из мумий битум, обладал медицинскими свойствами, но вскоре сама плоть стала считаться полезной для здоровья. Когда запасы настоящих египетских мумий иссякли, вместо них появились подделки. Трупы недавно умерших людей сушились на солнце для старения и имитации мумифицирования.
Врачи слепо верили этому, но был один заслуживающий внимания разоблачитель, французский хирург Амбруаз Паре, который сомневался в полезности порошка из мумии, а также современного чудодейственного средства, порошка из единорога.
Красная настойка из 24-летнего человека
«Мумия» как лекарство со временем стала легально включать плоть недавно умерших людей, полученную в процессе псевдомумифицрования. «Красная настойка» была особо странной версией её использования. Для приготовления данного лекарственного средства требовался труп определённого возраста и с определённым цветом лица. Разработанная немецким врачом Освальдом Кроллом, она вскоре стала популярным лекарством, использовавшимся в Лондоне в конце XVII века. Её приготовление описано в переводах оригинальной работы Кролла. «Выберите труп красного человека [с красноватым цветом лица], но без пятен на лице, возрастом двадцать четыре года, который был повешен, колесован или пронзён и пролежал день и ночь на открытом воздухе в безоблачную погоду».
Плоть трупа резалась на куски, посыпалась миррой и алоэ, а затем размягчалась в вине. Затем ей давали два дня просохнуть на солнце и напитаться луной перед копчением и дистилляцией. По-видимому, зловонный запах жидкости маскировался сладкими ароматами вина и бузины.
10 трупных лекарств, которые превращали пациентов в каннибалов
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта listverse.com - перевёл Сергей Мальцев
https://vitkvv2017.livejournal.com/5677729.html
Комментарии