Не хватает событий

На модерации Отложенный

Возвращение российской делегации всех полагающихся ей прав в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), а также удачный для России саммит «Большой двадцатки» в японской Осаке, похоже, вновь вернули в политический эфир завлекательное привидение — приятно пьянящий образ Европы «От Лиссабона до Владивостока».

По крайней мере, о такой географии опять вспомнили на высоких этажах российской дипломатии — на уровне министерских замов.

Тут еще и Трамп, на встрече с Президентом России по ходу саммита G20 согласно отозвался на приглашение приехать в Москву в будущем году, на празднование 75-й годовщины Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Тогда же в России ожидают и Эммануэля Макрона — президент Франции уже принял приглашение Владимира Путина также поучаствовать в юбилейных торжествах и заодно поговорить на темы, интересные обеим сторонам.

Но, как свидетельствует опыт последних пяти лет, если в России ждут видных гостей с Запада, то в период ожиданий никаких резких движений на киевском направлении Москва не предпринимает. Иначе привидение, снующее время от времени между Лиссабоном и Владивостоком, рискует раствориться в воздухе окончательно и безвозвратно.

В отличие от привидения, то призрачно мерцающего, то улетучивающегося вновь, война киевской власти против Донбасса продолжает идти грубо и зримо. За одни только сутки 30 июня территорию ДНР украинские войска обстреляли 27 раз, выпустив 524 разных боеприпаса, в том числе 140 артиллерийских снарядов калибра 122 миллиметра, на южном фланге линии разграничения. На луганском фронте обстрел был один, но зато село Пришиб попало под огонь из минометов, противотанкового и стрелкового оружия.

Под эту нескончаемую стрельбу Москва пытается вести с киевской властью политический и идеологический спор, но ведется он на уровне экспертов и спикеров различных государственных ведомств, Министерства иностранных дел и некоторых других высоко стоящих учреждений.

Явного результата из такой перепалки не выходит. И создается впечатление, что у российской стороны не хватает доводов для доказательств истины.

В политикуме бывшей Украины подзабываются уроки Иловайского и Дебальцевского «котлов» и прочих поражений и провалов. А ведь истина, как утверждает современный словенский философ Славой Жижек, — в первую очередь не теоретические построения, пусть даже сами по себе безупречно верные. Но — события, способные менять действительность. И еще часто бывает так, что в отстаивании истины на одних лишь событиях прошлого, сколько бы значимы они ни были, не выедешь. Нужны новые перемены и изменения.

События не обязательно должны быть военными. Изменения могут достигаться путем политики и дипломатии. Главное, чтобы перемены становились очевидными и убедительными как для друзей, так и врагов.

Но вместо движущих событий в России больше занимаются созерцанием картины, где реальность перемешана с призраками, а освещенность накоротке сменяется тусклостью и мутью. Однако продолжают ожидать, что из всего этого выйдет, и заодно тревожась, как бы чего не вышло.

Сейчас эту монотонную линию тянут чрез конкретный период — ждут результатов выборов Верховной Рады и как они повлияют на политику киевской власти.

Но у таких тянущихся выжиданий есть и более общий план. Тут и отношения России с отдельными странами Запада, для чего в Москве надеются видеть Трампа и Макрона, и Лиссабон с Владивостоком, и существующий баланс экономических связей, который, хоть и меняется, но медленно, но к нему успели притерпеться, а менять его быстро и при этом вынужденно как-то не охота.

Экспорт углеводородов во всех внешних поставках Росси занимает сейчас 38 процентов. Это, конечно, не 90-е годы прошлого века, и не «нулевые», когда за счет продажи нефти и газа только и выезжали, но и почти сорокапроцентная зависимость внешней торговли и валютных поступлений от экспорта энергоносителей также немало и чувствительно.

Чтобы все это топливо и впредь бесперебойно поступало западным покупателям, необходимы строительство и бесперебойное функционирование трубопроводов, а такие вещи вряд ли возможны без тишины и спокойствия в политике. Поэтому во всех прикидках и расчетах Москвы неизменно присутствует чеховский Беликов.

К этому же вполне клеится и заявление Владимира Путина о том, что Россия не собирается присоединять к себе бывшую Украину и даже Белоруссию. Это, мол, накладно и не выгодно почти во всех отношениях. Если и верно замечание, что в политике язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли, то известные всем события все равно свидетельствуют пока только на тот счет, что Россия ругаться с Западом из-за своих ближних подступов не собирается.

Используя существующее положение, киевская власть и те, кому она служит, могут провернуть примерно такой маневр. На фронте в самом деле мелкими шагами будет происходить разведение противостоящих сторон, и в результате через какое-то время там, где проходила линия боевого соприкосновения, может появиться полоса отчуждения.

Но за этой полосой в обстановке более даже спокойной, чем сейчас, будет продолжаться построение государства, абсолютно враждебного России. Понятно, что — и с населением, обработанным соответствующим образом. Собственно, такое оболванивание беспрерывно набирает обороты с 2014 года. В первую очередь в необходимом духе обрабатывается молодежь, особенно студенческая, и личный состав вооруженных сил. Армия и остальные формирования также ведь, представлены, в основном, людьми не старыми.

Параллельно с этим за финансовые вливания западных спонсоров вооруженные силы бывшей Украины будут постепенно и перевооружаться.

Никому иному, как Зеленскому, в ходе его поездки в Канаду 2 - 3 июля премьер-министром этой страны Джастином Трюдо были обещаны поставки боевой бронетехники. А еще в конце июня Конгресс США постановил выделить бывшей Украине, также на военные нужды, 300 миллионов долларов.

Но как бы этот процесс ни шел — медленно или ускоряющимся темпом, а в России опять готовятся к большому спортивному празднику. После того, как Красноярск в феврале этого года с размахом принял зимнюю Универсиаду-2019, следом пришла очередь Екатеринбурга. Уже объявлено, что уральская столица ждет летние Международные спортивные игры молодежи и студентов в 2023 году.

Восторг, однако.

А вот выйти из Минского процесса и повязанного с ним «Нормандского формата» или хотя бы изменить порядок этих встреч и посиделок Россия не может. Иначе Москва сама развяжет руки Зеленскому. Это же он еще при проведении своей избирательной кампании повторял много раз, что к переговорам с Россией он собирается привлечь США и Великобританию.

Вообще, что касается внешней политики, руководство России напоминает Фабианское общество. Такая организация, названная в честь римского полководца 3-го века до Новой эры, Квинта Фабия, прозванного Кунктатором, то есть Медлителем, была создана в Англии еще в 1884 году. Фабий Кунктатор с успехом применял свою тактику выжидания и изматывания противника мелкими, но точными ударами, уклоняясь при этом от больших сражений на войне с Карфагеном. Участники Фабианского общества, или фабианцы, ставили своей целью постепенное преобразование существовавшего тогда общества на началах социальной справедливости.

Задачи, поставленные фабианцами, так или иначе решены были, но большей частью не в итоге их медленных шагов, а в результате вмешательства известных событий мирового масштаба, происшедших на планете в начале и в первой половине 20-го века.

Может быть и так, что «кунктаторская» внешняя политика России в отношении бывшей Украины, вопреки желаниям и ожиданиям современной Москвы, вызовет события иного порядка. Те, которые и смогут ликвидировать или снять этот тупик.

 Сегодня же, как уже подсчитали, при сохраняющихся темпах выдачи гражданам ДНР и ЛНР российских паспортов процесс паспортизации способен затянуться до 2050 года.

С этим приходит такая мысль, что в России берут пример не только с Фабианского общества, а еще и с Ходжи Насреддина. Он, как известно, пообещал эмиру научить грамоте своего ишака за 20 лет. Хитроумный бродяга здраво рассудил, что за такой срок обязательно произойдет событие — одно из трех, но которое в любом случае сделает его обещание владыке государства беспредметным: умрут либо эмир, либо ишак, или сам Ходжа. Тогда вместо одной истины установится другая.

Видно, и в российской внешней политике не расстаются с надеждой хоть так хоть этак «обеспредметить» досадную истину с войной на Донбассе. Тем более, что до середины уже завершающего свое начало 21-го века остается все же не 20 лет, как в истории с Ходжой и его ишаком, а целых три десятка.

Механическое прекращение войны, ведущейся киевской властью против Донбасса, если под таковым понимать прекращение стрельбы и взаимный отвод войск, не остановит превращение бывшей Украины в территорию, где нет прямого умирания в политическом и историческом смысле (о демографической убыли населения речь сейчас не идет), но, выходит, и выздоровления.

Политическая система такого хронически больного государства будет представлять безжизненную схватку стерилизованной воды с дистиллированной. Что, правда, не отменит политической шумихи и других, рассчитанных на зрительское потребление, эффектов. Однако бывшей Украине неизлечимо болезненное состояние и прописано именно потому, чтобы она исправно исполняла роль мины, подведенной к границам России. И это положение может продолжаться неопределенно долго.

А у «фабианской» линии внешней политики России запас времени небезграничен. Здесь опасность снова кроется в асинхронности исторического сосуществования России и США, и всего Запада. Если Америка, применяя сезонную аналогию, еще доживает свою «золотую осень, то Россия попала из огня да в полымя: пережив бурную весну и зеленеющее начало лета, сразу очутилась в предзимнем, а, может, уже и в зимнем, круговороте. И этот кружащий вихрь грозит гибелью. Хотя, если «развернуть стрелку», не задерживающееся и правильное понимание этой истины в свою очередь способно стать событием, которое воздействует на весь белый свет.

Но пока до выборов на бывшей Украине Верховной Рады остаются еще две недели, многое крутится вокруг того, что вот там есть Медведчук и Бойко некоторым образом. И дразнящее привидение, изображающее доходное заведение от Атлантики до Дальнего Востока также продолжает возникать. С того и этого сильно хотят сделать событие, способное перевернуть картину мира.

А истина, между прочим, еще и в том, что каждые из трох суток: 30 июня, 1 и 2 июля — украинские войска обстреливали Донбасс свыше 30 раз; за сутки 3 июля количество обстрелов немного снизилось — до 25 случаев. Но на протяжении всей последней недели не было ни одних суток, когда бы украинская сторона не применяла тяжелую артиллерию — гаубицы калибра 122 и 152 миллиметра.

Такова реальность. А вот событий, способных ее изменить, явно не хватает.