Этапы проникновения греха в душу

На модерации Отложенный

Читаю богословские труды и, бывает, нахожу там что-то наподобие теоретических изысков. Иное читаешь, прям, как ТММ или ТОЭ. Ну а уж с ДИАМАТом так полная аналогия. Привожу выдержки из книги священника Константина Пархоменко «Об Ангелах и бесах».

 

Святые отцы-аскеты выделяли несколько последовательных стадий развития страсти в человеческой душе.

Первым толчком к проникновению греха в душу является прилог. Этим термином называется первое касание греха человеческого сознания.

Сообщю сразу, название остальных стадий: сочетание, соизволение, борьба, пленение.

Прилог, так же, как и еще четыре последующие стадии развития страсти, совершается на уровне мысли. Это те греховные образы, которые мы воспринимаем из окружающего мира посредством органов чувств или которые всплывают в сознании в результате работы памяти или воображения. Если попытаться рассмотреть развитие греха в душе на примере воровства, то толчком к прилогу, то есть, к возникновению мысли о том, что можно что-то украсть, может быть прочитанная в газете заметка, шутливое предложение друзей, может такая мысль возникнуть и просто на фоне размышлений о нехватке чего-либо и так далее.

Например, сосед уехал на дачу. У него есть, чем поживиться. Не пьёт, морда, на новую машину копит. А тут на похмел нету. Вот бы забраться к нему.

Можно сказать, что прилог – это лишенное конкретности и живости представление, которое не сопряжено с чувством удовольствия. И хотя идеальным является такое состояние бесстрастия, когда ум подвижника свободен даже от простого представления страстей, прилог ни в коей мере еще не является грехом, поскольку, несмотря на то, что представление уже коснулось человека, это произошло помимо его воли. Однако известно, что некоторые святые отцы, многие годы своей жизни потратившие на борьбу со страстями, достигали состояния, когда их разум настолько был прикован к Божественному, что даже отвлеченные мысли о грехе не касались их сознания. Или, касаясь ума, немедленно подвижником направлялись в другое русло.

Вот, если бы помысливший забраться к соседу вдруг наткнулся бы взглядом на тёщину иконку и вспомнил её поучения, что воровать грешно, то, возможно, он бы мог устыдиться своего помысла и отбросить свою греховную мысль. Тогда можно было бы сказать, что он ещё не умертвил страсть к воровству; она еще жива, только обуздана.

Прилог является пробным камнем для нашего свободного произволения. Быть бдительным и отвергать грех на уровне прилога – то, к чему призывали святые. Но хотя на уровне прилога грех приходит как нечто внешнее для души, тот факт, что человеческое сердце с легкостью готово откликнуться на искушение, выявляет присутствие зла и в самом человеке.

И в зависимости от того, в какой мере душа чиста и насколько привычен для нее грех, искушение отвергается человеком с большей или меньшей легкостью.

Если же в человеке не происходит моментальной реакции на появившийся помысел, то грех переходит в свою следующую фазу, называемую сочетанием, то есть, соединением воли с греховным помыслом. На этом этапе человек впускает помысел в свое сердце, его ум сосредоточивается на нем и человек получает удовольствие от этих мыслей. Теперь, чтобы остановить развитие греха, потребуется уже большое усилие воли: человек должен решительно отказаться от картины греха и более к ней не возвращаться. Если на первом этапе человеку, к примеру, пришла в голову мысль: в моем случае могло бы помочь воровство, то на следующем его мысли заняты размышлением, как хорошо было бы и вправду украсть. Очень уж похмелиться хочется.

Далее следует соизволение: состояние, когда греховный помысел глубоко проник в душу. Из простых мыслей о грехе помысел перерос в реальную цель, которую при возможности человек постарается осуществить. На этом этапе можно сказать, что грех уже осуществился, так как, если до этого воля еще управляла чувствами, то теперь она порабощена греховному желанию. Человек уже строит планы, обдумывает, как осуществить задуманное.

Бедолага из нашего примера вспоминает, что сосед часто прячет ключ под коврик.

Если для человека грех не является обычным делом, то он переживает следующий этап – борьбу. Человек борется с собой и еще может остановиться, но воля уже настолько во власти греха, что почти всегда грех, допущенный до этой стадии развития, побеждает. Если же грех – постоянное состояние личности, то развитие страсти переходит сразу к следующему этапу – пленению. Как видно из самого названия, человек на этой стадии находится в плену греха и переходит к осуществлению задуманного на деле.

Если человек потакает своим греховным устремлениям, то в нем развивается дурной навык. Душа, имеющая навык ко греху, предается ему стремительно и без борьбы. Так возникает в человеке страсть в более узком значении, как непреодолимая власть какого-либо греха над душой. Так, если человек потакает в себе страсти гнева, то вскоре его душа будет впадать в аффективное состояние гнева моментально и какое-то время страсть будет господствовать в ослепленном ею человеке.