Эксперимент Таскиги — как американцы проводили опыты на чернокожих
На модерации
Отложенный
История знает немало примеров, когда для спасения человечества от какой-то страшной болезни проводились опыты на людях. Такой способ изучения оправдать, конечно, нельзя. Но эксперимент по исследованию сифилиса американскими врачами еще более бесчеловечен. Чернокожих жителей городка Таскиги умышленно заражали сифилисом, чтобы определить не метод лечения, а наблюдать за тем, как они умирают. Это безумие продолжалось целых 40 лет.
ЖЕСТОКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
К 20-м годам прошлого века южные штаты Америки по индустриальному развитию значительно отставали от северных. Основную часть их населения составляли чернокожие американцы, большинство из которых были бедными и необразованными. Белых они, мягко говоря, не любили, а докторам не доверяли вовсе. Поэтому процент исцеления от сифилиса, который был настоящим бичом бедноты, был небольшим (30%). И дело было не только в недоверии. В те годы лечение было малоэффективным, срамную болезнь врачевали ртутью. Человек избавлялся от сифилиса, отравляя организм ртутью и получая взамен целый букет заболеваний.
В 1929 году наступила Великая депрессия, и правительство страны перестало финансировать некоторые медицинские исследования, в том числе и сифилиса. Но проблема осталась. Спустя 3 года, в 1932-м, в небольшом городе Таскиги, штата Алабама, стартовал проект, идущий вразрез с понятием «врачебная этика». Считается, что предпосылкой для этого стал эксперимент норвежских ученых. Для участия в исследовании в Осло была отобрана группа белокожих мужчин с разными венерическими болезнями. Медики наблюдали течение болезни, чтобы выработать стратегию лечения.
Группу врачей, специально созданную для эксперимента в Таскиги при поддержке Департрмента общественного здоровья, возглавил доктор Кларк Талиаферро. В отличие от норвежского опыта уже больных негров, отобранных для эксперимента, лечить никто не собирался. Задачей исследователей было следить за течением болезни и получать как можно больше подопытных путем искусственного заражения, чтобы отслеживать ход заболевания с первых дней. Почему выбирали чернокожих? Да потому что на Юге еще были распространены расистские настроения и негров считали людьми второго сорта. Даже спустя много лет, когда эксперимент перестал быть тайной, доктор Джон Хеллер, возглавлявший в те годы отдел венерических заболеваний Департамента общественного здоровья, заявил, что нормы этики «к этим людям неприменимы», так как они были не пациентами, а предметами. Эти слова не оставляют сомнений в том, как исследователи относились к подопытным. Да и что-то внушить малообразованным и суеверным неграм было проще, чем белым американцам.
Этот жестокий эксперимент начался за 10 лет до того, как нацисты экспериментировали над людьми в концлагерях, а закончился в 1972 году, через 37 лет после окончания Второй мировой. Из 399 человек, больных сифилисом, которых наблюдали, но не лечили, дожили до этого счастливого дня лишь 74. 28 человек умерли от самой болезни и 100 — от осложнений. 40 подопытных заразили своих жен, в результате 19 детей получили врожденный сифилис.
Наверное, зараженных женщин было бы меньше, если бы испытуемые знали о своей болезни. Но их вводили в заблуждение, утверждая, что лечат от «дурной крови» — самого распространенного диагноза среди бедноты и чернокожих.
Всем участникам эксперимента обещали бесплатный проезд, бесплатное лечение от всех болезней и… компенсацию на похороны. Поэтому люди соглашались, ведь на дворе бушевала Великая депрессия. Они были даже согласны на пункцию спинного мозга, которую тоже проводили под видом лечения, а на самом деле так диагностировали сифилис мозга. Врачи ждали, пока подопытные станут материалом для вскрытия и можно будет узнать, умирают ли негры от сифилиса так же, как белые люди. А если да, то как протекает болезнь.
В 1946 году, когда миру уже стали известны леденящие душу преступления нацистских медиков, проводивших эксперименты над живыми людьми, когда уже был изобретен пенициллин, который мог излечить сифилис, американские венерологи решили увеличить масштабы исследования. Для этого выбрали Латинскую Америку, а именно Гватемалу. По договоренности с местными властями исследователи заражали население сифилисом и гонореей. Для этого были выбраны, солдаты (700 человек), заключенные, пациенты психиатрических больниц, сироты и беспризорные. На этот раз врачам предстояло выяснить эффективность пенициллина в борьбе с сифилисом.
Одна из подопытных, 74-летняя Марта Орельяна, которой в ту пору исполнилось всего 9 лет, рассказывала, что им никогда не сообщали, что и зачем делают. Но выбора жертвам не оставляли. Когда девочка отказалась раздвинуть ноги перед чужими людьми в белых халатах, ее силой заставили это сделать.
В 1948 году гватемальский проект закрыли. По всей видимости, из-за того, что был принят Нюрнбергский кодекс, регулирующий принципы проведения медицинских опытов над людьми. Похоже, организаторы исследования опасались его нарушить.
КОНЕЦ БЕСПРЕДЕЛУ
Как бы там ни было, но эксперимент Таскиги продолжался после прекращения гватемальского еще 25 лет. В 1966 году для участия в исследовании пригласили врача Питера Бакстуна, но он, каким-то образом узнав о реальном положении вещей, отказался. Мало того, он написал письма в Центр по контролю заболеваний и другие медицинские инстанции, в которых озвучил все факты нарушения врачебной этики. Ответ был ошеломляющим. Ссылаясь на то, что «перспективный» эксперимент еще не завершен, то есть еще не умерли все подопытные, и не было произведено вскрытие, прекращать его нельзя.
Несколько лет Бакстун боролся за закрытие исследования. И только в 1972 году ему удалось опубликовать материал в газете Washington Star. Это получило огромный резонанс. Была создана комиссия, признавшая эксперимент бессмысленным. После чего его закрыли. Правительство потратило 9 миллионов долларов на помощь участникам исследования. Разумеется, тем, кто выжил. А также гарантировало им бесплатную медицинскую помощь.
В мае 1997 года на мероприятии, посвященном жертвам эксперимента, Билл Клинтон публично извинился перед потерпевшими: «Что было сделано, не может быть изменено. Но мы можем положить конец молчанию. Мы можем признать свои ошибки. Мы можем посмотреть вам в глаза и, наконец, сказать от имени американского народа, что правительству Соединенных Штатов стыдно, и я прошу прощения. Я хочу сказать нашим афро-американским гражданам: мне очень жаль, что федеральное правительство организовало исследование явно расистской направленности».
Комментарии