Мясо скоро станет деликатесом — роста цен не избежать

На модерации Отложенный

Из-за требований ФНС продукция подорожает минимум на 10%

 

По данным Национальной кормовой ассоциации, цены на говядину, свинину и мясо птицы в России могут вырасти как минимум на 10% из-за подорожания пищевых добавок, необходимых для животного корма. Стоимость такого ингредиента резко подскочила: эти товары не облагаются льготным НДС. Поэтому подорожает и само мясо. В Минфине задумались о том, чтобы доначислить импортерам примерно 4–7 млрд руб. в виде налогов за прошедшие три года. В Минсельхозе опасаются, что такая мера спровоцирует рост стоимости конечной продукции. Эксперты рынка убеждены, что льготный НДС не единственный камень преткновения в этой мясной заварушке.

 

В 2018 году производители колбас и мясных деликатесов буквально кричали о том, что терпят колоссальные убытки из-за резкого роста стоимости сырья, которые надо бы им как-то компенсировать. Похоже, эти крики были услышаны. По предварительным оценкам, сумма доначислений импортерам может составить 4–7 млрд руб.

В целом Россия достигла самообеспеченности по мясу еще в прошлом году. «На конец 2018 года было ввезено около 476 тыс. тонн мяса, при этом объем потребления мяса в России — около 10,5–11 млн тонн. Выходит, импорт составляет примерно 4,5% от общего объема, — рассказывает ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов. — Объемы потребления гражданами мяса из года в год продолжают расти. Однако предложение Минфина доначислять налоги импортерам кормовых добавок потенциально может повысить цены на конечный продукт».

Эксперт подчеркнул: в себестоимости мяса на долю кормов и кормовых добавок приходится две трети расходов, это основные затраты производителей мяса. «Если ведомство увеличит налоговую нагрузку, то в конечном счете расходы лягут на граждан.

Ситуация может снизить темпы потребления мяса», — отмечает специалист.

С одной стороны, мы достигли почти полного самообеспечения по мясу, но, с другой — мы никуда не сдвинулись в плане зависимости от поставок импортных яиц, говорит член Торгово-промышленной палаты Москвы Анна Вовк. «В России животных и птиц только выращивают, но не разводят в необходимом количестве. Да и доля отечественной говядины не изменилась: импорт все так же занимает 40% рынка, — отмечает она. — Исправить ситуацию будет непросто, поскольку сейчас идет процесс вытеснения малых производителей. Если в 2017 году 25 крупнейших агропредприятий России давали 46% мяса, то по итогам 2018 года вышло уже 60%». По словам эксперта, большие опасения вызывает рынок свинины и птицы: почти полное самообеспечение ведет к тому, что предприятиям просто некуда расти, и спад покупательной способности населения рискует привести к спаду производства.

Между тем, когда власти вводили повышенный НДС, потребителям обещали, что роста цен на основные, социально значимые продукты питания не произойдет. Но, увы, мы наблюдаем совершенно обратное. Заметное подорожание наблюдается практически по всей потребкорзине. «В правительстве забыли, что те отрасли российской экономики, где есть льготный НДС, находятся в прямой зависимости от тех сфер, где нет льготного налогообложения. Это касается сырья, логистики, энергии, хранения, также влияющих на себестоимость еды», — подчеркивает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. Собственно, поэтому в Минфине и задумались доначислить импортерам миллиарды рублей налога за три предыдущих года.

В итоге цены на еду растут, и жизнь простых россиян с каждым месяцем все дорожает. Кроме того, увеличение стоимости продуктов питания бьет по потребительской уверенности. Как результат, идет снижение платежеспособного спроса, а оно, в свою очередь, приводит к падению разных отраслей экономики и отражается на уровне жизни людей.