Миллионы рублей и тысячи евро. Сколько зарабатывали критики России

На модерации Отложенный

За протестами в Грузии с антироссийскими лозунгами закономерным образом последовали высказывания звезд сцены — многие грузинские артисты и российские артисты грузинского происхождения сочли нужным прояснить свою позицию относительно взаимоотношений двух стран.

Певец и актер Вахтанг Кикабидзе подтвердил, что он в Россию приезжать не собирается; впрочем, об этом он говорит с августа 2008 года.

Певица Нино Катамадзе, которая в последние годы активно выступала перед российскими зрителями, заявила, что отныне она в Россию ни ногой; об этом она написала в Facebook сразу после прошедшего 22 июня концерта в рамках фестиваля «Усадьба Jazz».

Извинилась перед грузинами за прошлые выступления в России и оперная певица, меццо-сопрано Анита Рачвелишвили, сообщает газета «Взгляд» со ссылкой на местные СМИ; Рачвелишвили также призвала своих подписчиков в Facebook приезжать в Грузию, чтобы заменить русских туристов.

Подобные заявления звучат регулярно; правда, в последние годы о невозможности выступлений в России чаще говорят украинские артисты. Это объяснимо — конфликт на востоке Украины и возможное участие в нем России всерьез разделил эту страну; от артистов часто требовали внятно проговорить свою позицию или, например, ответить на вопрос «чей Крым?».

Так было во время национального отбора на «Евровидение-2019», когда прошедшие в финал музыканты оценивались не только по вокальным данным, но и по гастрольному графику — были ли в нем российские города. Закончилась эта вакханалия предсказуемо: в Израиль, где проходил конкурс, от Украины никто не поехал — то ли из-за возможного запрета на концерты в России, то ли из-за слишком жесткого контракта с украинским вещателем, то ли из-за того, что отбор фактически превратился в политический митинг с заранее заданной повесткой.

Что меняется, если артист из стран бывшего СССР отказывается от гастролей в России? Исторически сложилось так, что российский рынок на постсоветском пространстве был самым большим и ёмким, а зрители в России охотно покупали билеты на концерты грузинских, украинских или прибалтийских музыкантов. Поэтому первое, что теряет артист, отказавшийся от этого рынка — это деньги.

Вахтанг Кикабидзе, например, до сих пор — несмотря на громкие заявления — присутствует в списке артистов различных концертных агентств, правда, цена за его приглашение не указана; в начале 2010-х указывалось, что он берет от 7 тысяч долларов за получасовое выступление.

Также в этих списках есть украинские группы «Вопли Видоплясова» и «Океан Ельзи», которые категорически отказываются ездить в России в последние годы.

Например, за приезд Олеся Скрипки с «Воплями...» организаторы просят от 10 до 15 тысяч евро за час-полтора выступлений; правда, неизвестно, смогут ли они убедить артистов изменить своим убеждениям. Весной 2014-го музыканты во главе со Святославом Вакарчуком (сейчас он собирается в политику вместе с украинской партией «Голос») столкнулись с серией отмен своих российских концертов — после их безусловной поддержки киевского Майдана.

За «Океан Ельзи» раньше, в начале 2010-х, просили 35 тысяч долларов, через несколько лет они стали самыми дорогими музыкантами на Украине и за концерт им платили уже $50 тысяч.

Певица Джамала прославилась после своей победы на «Евровидении-2016», но и до этого её приглашали на различные корпоративы в России. Так, патриотично настроенные украинцы до сих пор припоминают ей выступления в Москве и Сочи в декабре 2014-го; она (вернее, ее менеджмент) относительно успешно оправдывается — мол, нельзя было подводить людей. По собственным словам певицы, после тех концертов она больше в Россию не приезжала; на сайтах концертных агентств, впрочем, её профиль присутствует, а цена на выступление Джамалы начинается от 15 тысяч евро. Добавим, что сакраментальный вопрос о принадлежности Крыма участникам национального отбора на «Евровидение» этого года задавала именно Джамала.

Украинская певица Тина Кароль тоже гордится тем, что поставила «национальные интересы выше собственных» и принципиально не ездит в Россию. Но и она присутствует на сайтах российских концертных агентств, хотя и без указания конкретной цены.

В 2014-м резко антироссийскую позицию заняла и Анастасия Приходько, которая в 2009 году выступала от России на «Евровидении». Но летом того же 2014 года в прессу попала запись, на которой менеджмент певицы обсуждает ее выступление на частной вечеринке в Екатеринбурге — за 20 тысяч евро. Больше таких утечек не случалось, но можно найти концертные агентства, которые предлагают её визит в Россию, правда, без указания стоимости — «по договоренности».

Верка Сердючка (вернее, Андрей Данилко) с официальным российским рынком концертов распрощался еще в 2006-м, когда спел на «Евровидении» нечто похожее на «Russia, goodbye» («Россия, прощай»). Впрочем, больше Сердючка политических заявлений не делала и ни в какие черные списки не попадала; официальных концертов в России у неё по-прежнему нет, но на корпоратив эту певицу заказать, кажется можно — по цене от 25 тысяч евро. По другой информации, за приезд Сердючки и еще двадцати артистов её труппы нужно заплатить 2,5 млн рублей.

Нино Катамадзе, которая стала героем новостей на прошлой неделе, тоже многое потеряет от своего отказа от российских гастролей. Так, стоимость одного её выступления начинается от 500 тысяч рублей; верхней границы, видимо, не существует.

Добавим, что к этим гонорарам обычно добавляются транспортные расходы, проживание и вообще выполнение условий так называемых райдеров — пожеланий артистов к организации их концертов. Да и гонорары зависят от того, когда (на Новый год дороже) и где предстоит петь. Впрочем, Катамадзе уже удалила свой пост в Facebook (потом, правда, вернула обратно на страницу), так что у российских поклонников, видимо, есть шанс увидеть свою любимую певицу еще раз. Или два.