Классический авантюрист

На модерации Отложенный

 

 

 

 

Классический авантюрист, чмоки-чмоки

 

На меня обязательно набросятся с двух сторон. Из всех фигур новейшей политической истории России эта - самая раздражающая.
Егор Гайдар вызывает обоюдоострые истерики и среди поклонников, и среди противников. Первые делают вид, будто не знают, что их кумир был коммунистическим публицистом, номенклатурой политбюро ЦК КПСС, подлежащей жесточайшей люстрации по их же понятиям. Вторые видят в нем величайший корень зла. 
Всё это глупо, нелепо, но ничего с этим не поделаешь. Все крепки задним умом. Мои соотечественники или разучились спокойно мыслить, анализировать недавнее прошлое, или выполняют агитпроповский заказ, или неистовствуют в фальсификации недавней истории в своих политических корыстных целях. 
Ну а я еще восемь лет назад постарался отрешиться от дурацких эмоций, и сочинил такой вот историко-политический портрет. По возможности sine irae et studio/
Ну а чмоки-чмоки - потому что покойный умел неповторимо чмокать.

Егор Тимурович Гайдар до сих пор вызывает сильные полярные чувства. Его или демонизируют, или обожествляют, творят из него жупел или кумира. Для одних он – злодей-людоед-разоритель, который довел до смерти стариков и старушек, умученных реформами.
Для других – мессия, что спас Россию от голода, гражданской войны и ядерного катаклизма.

И те, и другие неправы. Из фрагментов живого исторического образа они изготовили двуликий миф, который нетрудно вывернуть наизнанку.
Хотя и пенсионеры умирали, и беспризорных детей осталось, будто Мамай с гражданской войной прошел.

И страну надо было спасать.

На роль спасателя или спасителя Егор Гайдар назначил себя. Официально его назначил Ельцин, но внук писателя-красноармейца вполне по-дедовски рвался в бой.
Как будто случилась реинкарнация, и в мир явился большевик новой формации. Он так же верил, что нет другого пути; что либеральное ученье всесильно, потому что верно; что скоро наступит светлое капиталистическое будущее для всей Руси.

Было это от святой убежденности? Или просто авантюризм – в драку ввяжемся, а там посмотрим?
В любом случае, сиротливо опустевшие полки магазинов заполнились, словно по мановению волшебной палочки.
А больше ничего не случилось. Светлое будущее так и не пришло. Невидимая рука рынка взяла за горло миллионы людей.

Конечно, лично Егор Тимурович был у власти всего год с небольшим. Но успел запомниться и попасть в историю, откуда его теперь не выковырять ни ломом, ни кайлом.
И он сам бы не согласился, если вздумали бы снимать с него ответственность. Команда его сохранилась надолго. Реформы не торпедировали, под откос не пустили. Шоковой терапии, с отдельными вариациями, никто, по большому счету, не отменял.

Гайдар сделал свое дело и мог уйти в тень, откуда изредка выбирался на свет в минуты роковые, давал советы, писал мемуары и не вмешивался в политику.
Он достиг высшей славы – его фамилия стала именем нарицательным, кому положительным, кому отрицательным. 
Хотя не был ее носитель ни гением, ни злодеем. Он просто откликнулся на вызовы времени, как умел. И мы уже никогда не узнаем, мог ли кто это сделать лучше.