[Правда 1950]: О борьбе против пережитков капитализма

На модерации Отложенный

Рассуждать сегодня о “пережитках” капитализма тем сподручнее, что на дворе тот самый капитализм, которым пугала доверчивых советских граждан “топорная” советская пропаганда. Теперь сама действительность дает огромный материал для примеров и размышлений, а настолько ли были неправы органы госпропаганды, обрисовывая загнивающий Запад и обличая пороки капитализма внутри советского общества? 



Термин о загнивающем капитализме (загнивающем Западе) был высмеян каждым уважающим себя либералом и просто недалекими людьми, мол загнивающий, а социализм пережил, которые даже не задумывались, почему этот термин был взят на вооружение советской пропагандой? Однако тенденции к застою и загниванию капитализма были научно обоснованы В.И.Лениным в его работе “Империализм, как высшая стадия капитализма”. Именно монополия, пришедшая на смену капитализму свободной конкуренции во всех сферах общества, повлекла за собой подобные отрицательные тенденции: 
“...она (монополия) порождает неизбежно стремление к застою и загниванию. Поскольку устанавливаются, хотя бы на время, монопольные цены, постольку исчезают до известной степени побудительные причины к техническому, а следовательно и ко всякому другому прогрессу, движению вперед; постольку является, далее, экономическая возможность искусственно задерживать технический прогресс”.
В.И.Ленин



Наблюдаем ли мы сегодня в России тенденции к застою и загниванию? Сколько угодно. В различных отраслях экономики давно сложились крупные игроки - капиталистические монополии, которые “сговорились” между собой, поделили рынок, установили нужные цены, хапают баснословные прибыли и существующее положение дел их владельцев устраивает. Если население начинает сильно возбухать под гнетом монополий, то на помощь финансовой олигархии приходит их верный инструмент - буржуазное государство, которое разными способами осаживает недовольных или спускает пар.

Посмотрите на российскую науку, на российское образование, на медицину, на машиностроение, на авиацию и флот, на железные дороги, на банковский сектор, на ЖКХ, на что угодно и везде вы встретите застой и загнивание. Тысячи препонов встают на пути развития и здоровой инициативы там, где честному и наивному человеку кажется, что дело должно быть устроено совершенно по-другому. Но по-другому при капитализме уже не будет, сказка кончилась, монополистический капитализм вступил в свои права еще в начале XX века и с тех пор только “укрепляется”, подчиняя себе все страны и пронизывая все поры общества.

Такое положение дел в экономике не может не перекинуться на отношение между людьми в ходе производства и обмена. Каждый человек, будь то высокий чиновник или охранник парковки, стремится воссоздать систему в миниатюре, превратить свое рабочее место в “теплое”, организовать собственную местечковую монополию и наживаться за счет нее. Такими людьми со специфическими качествами, порожденными и востребованными самой системой, сверху до низу пронизаны государственный аппарат, вертикаль крупных и крупнейших фирм, служб, спецслужб, институтов и т.п. Растут воровство, бюрократизм, волокита, взяточничество, стяжательство, казнокрадство, скандалы и все это воспринимается как само собой разумеющееся, хотя подобные явления и осуждаются общественной моралью.

Но чего стоит голая мораль против всей экономики? Тем более, когда сквозь пальцы на эти капиталистические пороки смотрит буржуазное государство, назначая мизерное наказание крупнейшим нарушителям законности, а зачастую и вовсе оставляя их безнаказанными. Зато по полной перед буржуазным законом отдуваются обычные граждане, мелкие сошки и козлы отпущения, ведь государство оберегает интересы крупнейших олигархов и ничьи другие.

Те явления, которые сегодня считаются допустимыми и обыденными, те человеческие качества, которые воспеваются сегодня как благодетель, для СССР считались инородными, чуждыми и подлежащими к искоренению из производственных отношений, из общественного сознания. Пролетарское государство всячески боролось с пережитками капитализма. Помимо укрепления социалистического фундамента - общенародной собственности на средства производства, шло целенаправленное перевоспитание людей старой формации в людей нового типа: честных, трудолюбивых, отзывчивых к чужой беде, коллективистов и т.д. Об этом и повествует предложенная на Ваш суд статья из газеты “Правда” №162 от 1950 года.

Кто-то из читателей скажет, что итог борьбы известен, СССР сегодня нет, а капитализм есть. Некоторые буржуазные эксперты вообще приняли за "второе дыхание" капитализма переваривание Западом громадных ресурсов СССР и стран социалистического лагеря в 90-е, но чуда не произошло, стало только хуже. Тем внимательнее коммунисты должны изучить опыт прошлого, чтобы не допустить подобных неудач в будущем.

= = =

О борьбе против пережитков капитализма

Читатель «Правды» А. К. Николаев (военнослужащий) просит ответить на вопрос: что такое пережитки капитализма в сознании людей и каковы пути их преодоления?

Советский народ под руководством партии Ленина—Сталина построил социалистическое общество и ныне успешно идет по пути к коммунизму. Сейчас решающее значение приобретает коммунистическое воспитание трудящихся.

В результате победы социализма в нашей стране утвердились безраздельное господство социалистической собственности на средства производства и социалистическая система хозяйства. Абсолютное большинство населения Советского Союза непосредственно связано с социалистическим производством. Материальное благополучие трудящихся нашей страны зависит от роста общественного производства, от экономического могущества советского государства.

Всех советских людей объединяет общность интересов и целей в борьбе за построение коммунистического общества. На основе победившего социализма развернулись могучие движущие силы нашего развития: морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм.

Победа социализма коренным образом изменила общественное бытие советских людей. Благодаря огромной воспитательной, идеологической работе большевистской партии, возглавляющей великую созидательную деятельность нашего народа, сформировался новый духовный облик советского человека.

Подавляющее большинство трудящихся нашей страны являются теперь сознательными и активными строителями коммунизма. Народ и коммунизм в нашей стране слились воедино. Однако в сознании некоторой части трудящихся еще имеются старые привычки, традиции и предрассудки, которые унаследованы от капиталистического общества и тормозят наше движение вперед. В чем же причина живучести пережитков капитализма в сознании людей?

Марксизм-ленинизм учит, что общественное сознание определяется общественным бытием. Сначала изменяются материальные условия жизни общества, общественное бытие, а затем соответственно поменяются сознание людей, их взгляды, нравы, обычаи. При этом процесс изменения сознания отстает от изменения общественного бытия, не поспевает за развитием материальных основ жизни общества. В силу этого продолжают действовать в течение более или менее длительного времени старые взгляды, представления и т. д.

Характеризуя будущее коммунистическое общество, Маркс в «Критике Готской программы» писал, что первая фаза коммунизма — социализм сохраняет еще «родимые пятна» старого общества, из недр которого он вышел. Такими «родимыми пятнами» являются взгляды, представления, привычки, унаследованные от капиталистического общества. Пережитки капитализма в сознании людей не имеют почвы в советском
строе, они чужды ему.

Ленин и Сталин неоднократно подчеркивали, что, созидая новую, социалистическую жизнь, люди не могут одним ударом сбросить с себя слабости и пороки, унаследованные от эксплуататорского общества.

Сила привычки миллионов и десятков миллионов — самая страшная сила, указывал Ленин. В классической произведении «Государство и революция» Ленин писал, что в первой своей фазе коммунизм не может еще быть вполне свободным от традиций или следов капитализма. Для полного преодоления пережитков капитализма в сознании людей требуется длительная и систематическая работа партии и государства по коммунистическому воспитанию трудящихся.

Пережитки капитализма в сознании некоторой части советских людей всячески поддерживаются и используются в борьбе против советского государства враждебным нам капиталистическим окружением. Товарищ Сталин указывает:

«...Пережитки буржуазных взглядов в головах людей остаются и будут еще оставаться, хотя капитализм в экономике уже ликвидирован. При этом нужно учесть, что капиталистическое окружение, против которого надо держать порох сухим, старается оживлять и поддерживать эти пережитки» («Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 307).

Империалистическая буржуазия пытается самыми различными способами и путями оживлять и поддерживать в сознании советских людей пережитки капитализма, чтобы тем самым затормозить развитие советского общества к коммунизму, подорвать мощь социалистического государства.

Коммунистическая партия ведет беспощадную борьбу против всех проявлений буржуазной идеологии и воспитывает советский народ в духе марксистско-ленинской идеологии, в духе советского патриотизма и высокой революционной бдительности. Буржуазное общество, основанное на господстве частной собственности и эксплуатации человека человеком, разжигает в людях самые низменные инстинкты.

«Старое общество,—говорил Ленин.— было основано на таком принципе, что
либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб»
(Соч., т. XXX, стр. 412).
В социалистическом обществе уничтожена эксплуатация человека человеком, устранена возможность наживы одних за счет труда других. Принципом социализма, законодательно закрепленным в Сталинской Конституции, является — «от каждого по его способности, каждому—по его труду», «кто не работает, тот не ест». Подавляющее большинство трудящихся СССР работает честно, самоотверженно, полностью сознавая общественный долг перед Родиной, перед социалистическим государством. Советский человек работает не на эксплуататоров, а на себя, на свое советское общество. В то время как в капиталистических странах труд является зазорным и тяжелым бременем, труд в СССР превратился в дело чести, доблести и геройства.

Ярким выражением нового отношения советских людей к труду является всенародное социалистическое соревнование, стахановское движение.

В противоположность буржуазной индивидуалистической идеологии коренной чертой мировоззрения советских людей является коллективизм, основанный на отношениях товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации тружеников. Советские люди на собственном опыте убедились, что только социалистическое общество создает все условия для зажиточной и культурной жизни, для полного развития талантов и способностей трудящихся.

Сознательное отношение к труду — отличительная черта советских людей. Но у нас есть еще и отсталые люди, которые нарушают социалистическую дисциплину труда, недобросовестно относятся к выполнению государственных заданий, имеются еще прогульщики, лодыри, бракоделы, рвачи как на промышленных предприятиях и в учреждениях, так и в сельскохозяйственном производстве.

Людей, работающих недобросовестно, допускающих брак в своей работе, у нас называют халтурщиками. Такие люди не думают о том вреде, который они наносят нашему общему делу недобросовестным отношением к порученным обязанностям. Советские люди со всей решительностью ведут борьбу с халтурой во всех ее проявлениях.

Священной заповедью советских людей стала постоянная забота о приумножении и охране общественной собственности, об интересах социалистического государства.

«Коммунизм, — указывал Ленин, — начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т.е. всему обществу в целой, десяткам и сотням миллионов людей...» (Соч., т. XXIV, стр. 342).

Именно такое отношение к труду и к социалистической собственности характерно для подавляющего большинства трудящихся нашей страны. Но встречаются еще такие факты, когда работники нерадиво, не по-хозяйски относятся к народному добру, к имуществу промышленных предприятий, учреждений, совхозов, МТС, колхозов. Пережитки частнособственнической психологии среди отсталой части колхозников и отдельных руководителей колхозов проявляются в фактах недобросовестного отношения к выполнению своих обязательств перед государством, в фактах разбазаривания общественных земель и расхищения колхозного имущества, в стремлении раздуть личное, подсобное хозяйство в ущерб общественному, колхозному хозяйству.

Советский народ ведет решительную борьбу с расхитителями общественного добра, спекулянтами, взяточниками, посягающими на основу благополучия советского народа — общественную, социалистическую собственность. Лица, покушающиеся на общественную собственность, говорится в Конституции СССР, являются врагами народа.

Трудящиеся нашей страны считают своей первейшей обязанностью свято соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Законы советского государства выражают интересы всего нашего народа в его борьбе за построение коммунизма. Для советских людей интересы государства, интересы народа — превыше всего. Вот почему в советском обществе ведется решительная борьба за неукоснительное соблюдение советских законов, против малейших нарушений социалистической законности и государственной дисциплины.

Разумеется, советское государство не может обойтись и без мер принудительного воздействия в отношении нарушителей советских законов.

Советский строй поднял к сознательному историческому творчеству, к активной общественной деятельности, к управлению государством широчайшие народные массы. Советское государство является самым демократическим в мире государством. Оно сильно своей близостью к массам и гигантской поддержкой миллионов трудящихся. Советскому строю по самой его природе чужды и враждебны проявления бюрократизма.

«Опасность бюрократизма,— указывает товарищ Сталин.— состоит, прежде всего, в том, что он держит под спудом колоссальные резервы, таящиеся в недрах нашего строя, не давая их использовать, старается свести на нет творческую инициативу масс, сковывая ее канцелярщиной, и ведет дело к тому, чтобы каждое новое начинание партии превратить в мелкое и никчемное крохоборство. Опасность бюрократизма состоит, во-вторых, в том, что он не терпит проверки исполнения и пытается превратить основные указания руководящих организаций в пустую бумажку, оторванную от живой жизни» (Соч., т. 12, стр. 327—328).

Большевистская партия ведет беспощадную борьбу против бюрократов — заклятых врагов партии. Она все шире вовлекает трудящихся в политическую жизнь страны, в управление государственными делами, широко развертывает критику и самокритику как могучее средство искоренение бюрократизма и улучшения всей нашей работы. В советском обществе сложились новые отношения между людьми не только в
области производства, но и в быту, в семье.

Впервые в истории женщины наравне с мужчинами активно участвуют во всех областях общественно-политической жизни. Большевистская партия воспитывает трудящихся в духе коммунистической морали, высокой нравственности, уделяет огромное внимание воспитанию молодого поколения, укреплению семьи. Вот почему советская общественность непримиримо борется с людьми, не освободившимися от старых привычек и предрассудков по отношению к семье, женщинам и детям.

Один из наиболее старых и укоренившихся пережитков прошлого в сознании некоторой части советских людей заключается в религиозных суевериях и предрассудках. Важным средством преодоления этих пережитков является широкое развертывание пропаганды естественно-научных знаний, повседневное внедрение социалистической идеологии в сознание трудящихся масс.

В результате победы социализма и ликвидации эксплуататорских классов в корне изменился облик народов СССР, навсегда исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось и окрепло новое чувство дружбы и братского сотрудничества народов. В советском общество нет никакой почвы для национализма, являющегося одним из наиболее живучих пережитков капитализма в сознании людей.

Партия большевиков решительным образом разоблачает и в корне пресекает любые проявления враждебной нам националистической идеологии, всемерно укрепляет братскую семью народов Советского Союза, воспитывает все нации нашей страны в духе советской идеологии дружбы народов, в духе пролетарского интернационализма.

Советский народ горячо любит свою социалистическую Родину, гордится ее общественным и государственным строем, ее самой передовой в мире культурой, наукой, литературой, искусством, всеми завоеваниями социализма, достигнутыми под руководством большевистской партии, великого вождя трудящихся товарища Сталина. Естественно поэтому, что советские люди решительно борются с проявлениями космополитизма, раболепия и низкопоклонства перед иностранщиной, перед разлагающейся буржуазной культурой.

Решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам дают нам яркий образец того, как решительно и непримиримо надо вести борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии, с безыдейностью, аполитичностью, с проявлениями космополитизма и раболепия перед буржуазным Западом, за развитие самой передовой, самой идейной в мире советской социалистической культуры, науки и искусства. Направляя советское общество по пути коммунизма, партия большевиков ведет широкую повседневную борьбу за искоренение пережитков капитализма в сознании людей, воспитывает в духе коммунистической сознательности всех трудящихся нашей страны.

Искоренение пережитков капитализма осуществляется в процессе сознательного и активного участия наших рабочих, крестьян и интеллигенции в строительство коммунизма. Одним из важнейших средств коммунистического воспитания трудящихся является социалистическое соревнование, которое товарищ Сталин назвал коммунистическим методом строительства социализма.

Первостепенную роль в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей играет пропаганда марксизма-ленинизма, улучшение теоретической работы, повышение идейного и политического уровня всех трудящихся.

Марксизм-ленинизм учит, что передовые идеи и теории, возникнув на основе назревших задач развития материальной жизни общества, оказывают в свою очередь огромное организующее, мобилизующее и преобразующее влияние на ход общественного развития и облегчают продвижение общества вперед. Такими преобразующими мир идеями являются идеи марксизма-ленинизма. Мобилизуя трудящихся на успешное строительство коммунизма, большевистская партия ведет широкую пропаганду идей марксизма-ленинизма, вносит коммунистическую идеологию в сознание трудящихся. Чем выше уровень идеологической работы партийных организаций, тем успешнее преодолеваются пережитки капитализма в сознании людей.

Могучим орудием коммунистического воспитании трудящихся и борьбы с пережитками капитализма в сознании людей является советское государство, руководимое партией Ленина—Сталина. В период постепенного перехода от социализма к коммунизму культурно-воспитательная работа советского государства приобретает все больший размах.

Партия и советское государство осуществляют широкую программу культурного строительства, ставя своей задачей сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными. Партия использует все формы и средства политического, идейного воспитания — печать, радио, науку, литературу, кино, искусство,— чтобы вытравить из сознания отсталой части советских людей пережитки старого мира.

Важнейшее средство в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей состоит в развертывании большевистской критики и самокритики. Критика и самокритика помогает беспощадно разоблачать старое, отжившее и выявлять новое, растущее, содействует победе нового. Пережитки капитализма в сознании людей преодолеваются путем повседневного воспитания у трудящихся высокой идейности, честности и преданности делу коммунизма, путем последовательного осуществления правил социалистического общежития.

Партия большевиков воспитывает в советских людях благородные чувства советского патриотизма, мужество и стойкость в преодолении трудностей, ненависть к врагам и беззаветную любовь и преданность социалистической Родине, великому долгу коммунизма. Последовательно борясь с пережитками капитализма в сознании советских людей, большевистская партия все выше и выше поднимает коммунистическую сознательность масс, развивает их творческую активность в борьбе за коммунизм.


Ф. ХРУСТОВ