Восток накрыл «цветной» цунами

Арабский мир накрыла волна беспорядков. Волнения начались в Тунисе, а потом одна за другой страны Северной Африки и Ближнего Востока оказались под ударом уличной стихии. Буквально на днях в цепи «революций» добавились два новых звена – Ливия и Бахрейн.

Причем, если раньше аналитики подчеркивали трудное социально-экономическое положение Египта и особенно Йемена, объясняя бунты именно этой причиной, то сейчас улица поднялась в богатейшем Бахрейне. В соседнем Кувейте власти идут на беспрецедентные популистские меры, спешно повышая и без того солидные зарплаты и пособия, видимо, опасаясь повторения египетских событий. Их можно понять, ведь если пал казавшийся незыблемым режим Хосни Мубарака, если пошатнулась власть легендарного Муамара Каддафи, то кто способен гарантировать стабильность в других странах региона?

Эксперты спорят, что это – стихийный подъем обездоленных масс, повторение прозападных «цветных революций» или отражение сугубо внутренних конфликтов внутри арабских элит. Очевидно, все эти причины присутствуют в той или иной мере. Но идеальных государств не бывает, и поэтому недовольных нетрудно найти даже в самых благополучных странах мира. Тем не менее, не везде и не всегда происходят смены режимов. Разве три-четыре года назад в Египте была принципиально иная ситуация? Бедность миллионов, безработицу на фоне островков благополучия давно замечали не только политологи, но и обычные туристы, ежегодно отправлявшиеся отдыхать на Красное море. Может быть, люди хотят либерализации и вестернизации? Допустим, это так, но Тунис справедливо относят к странам, где влияние Европы традиционно велико, и местные порядки были в значительной мере светскими. Однако режим не устоял именно там. А может быть, наоборот, в арабских странах усилились консервативно настроенные исламисты, отвергающие западный путь? Допустим, но как тогда в эту схему вписать Бахрейн, жизнь в котором отличается традиционным укладом?

Гораздо логичнее предположить, что везде действует внешняя сила, в каждом случае подбирающая особый «ключик», чтобы открыть ящик Пандоры. А этот «ящик» в разных странах свой собственный. Кому-то действительно хочется побольше свобод западного типа, кто-то, наоборот, недоволен вестернизированной властью, а есть и те, кто надеется повысить свой личный статус, поднявшись с чужой помощью на верх социальной иерархии. Все это струны, на которых играет хороший мастер, да только музыка у него получается с кровавым оттенком, ведь уличная анархия не обошлась без человеческих жертв.

Правда, к числу новых факторов, которые ранее не были типичны для этого региона, эксперты относят усилившуюся информатизацию арабских стран. Массовая «интернетизация» произошла в этих государствах совсем недавно, но уже успела создать новую коммуникативную реальность. Благодаря социальным сетям и блогам появилась возможность координации действий огромных масс людей.
Первый звонок прозвенел весной 2008 года, когда тысячи пользователей Facebook виртуально поддержали бастующих рабочих в Египте. Так возникло движение «6 апреля» и, как утверждает The Daily Telegraph, его лидеры попали в поле зрения американцев. Вскоре их пригласили в Нью-Йорк на слет представителей молодежи из разных стран. Трудно сказать, сыграли ли они какую-то существенную роль в нынешних процессах, но факт широкого использования новых технологий общения во время египетских событий неоспорим.

Какова природа очередной волны цветных «революций». Этот вопрос мы адресовали доктору политических наук Елене Пономаревой:

- То, что мы наблюдаем, для специалистов не является совершенно неожиданным и уникальным. Технологии «революций на экспорт» мы видели на постсоветском пространстве, а первый раз это было апробировано еще осенью 2000 года в Белграде. На Ближнем Востоке же для этого благодатная почва. В Бахрейне я была 2,5 года назад, и нам запрещали вечером появляться в некоторых районах, потому что это было небезопасно. Центр города и государства процветает, а отойдешь на окраину - ситуация другая. В Бахрейне и других достаточно успешных странах социальное расслоение имеет место, поэтому если запал поднести, то недовольные люди выйдут на улицы.

Думаю, этот запал готовился не в этих странах, а извне. Существует отработанная схема подготовки специалистов в этой области, не террористов и революционеров, а людей, которые могут в нужное место и время сказать нужные лозунги. Обязательно вкладываются деньги, и, кстати, в Белграде людям платили по 200 евро в день за выход на площадь перед Скупщиной. Была и договоренность, что если все удачно пройдет, то центральные улицы остаются на разграбление, а полиция не будет вмешиваться.

Посмотрите, а ведь в Египте мы увидели, что были разграблены магазины, лавки, а кому-то и в банки удалось проникнуть. Надо обратить внимание и на то, как активно ведутся консультации между так называемыми повстанцами и западными государствами, прежде всего, Соединенными Штатами. Да и Мубарак пытался вести разговоры с Вашингтоном, что также косвенно свидетельствует о влиянии внешнего фактора.