Что такое "эффективный менеджер" на примере СССР

На модерации Отложенный

На последнем Клубе в музее Жуковского Владимир Котельников рассказывал историю первого нашего пассажирского самолета – АНТ-9. В этой истории хотелось выделить один аспект – фактор «личности в истории».
ANT9b
Только что изготовленный АНТ-9 на Красной площади (еще до встречи с трамваем)

Создание АНТ-9 началось с вполне понятного желания ВВС РККА получить вместительный транспортный самолет (побольше немецких «юнкерсов» и «дорнье»), который в мирное время мог бы работать в гражданской авиации, а в военное – быть транспортным или каким-нибудь «бомбардировщиком второго класса». Вот только проблема была, – в середине 20-х годов у нас-то авиационных конструкторских бюро было только пара с половиной, да и современный завод – один, бывшая концессия «Юнкерса». В общем ВВС «крикнули»: - АУ! А в ответ (как часто бывает сейчас) – тишина: КБ работой загружены, планы сверстаны – втиснуться никак нельзя.

Ситуация тянулось некоторое время, пока на одном из совещаний с неожиданным предложением выступил Андрей Туполев: давайте создадим самолет а) из компонентов уже существующих самолетов – военных, б) сделаем это во «внерабочее время» по отдельным договорам. На безрыбье и «энтузиасты» – КБ.

Самолет действительно «собирали» из различных узлов военных машин: крыло – от «воздушного крейсера» АНТ-7, часть узлов было от летающей лодки АНТ-8 и разведчика АНТ-3. Этот же «приём» Туполев будет потом часто использовать при создании своих пассажирских самолетов. Из авионики в стране не производилось практически ничего. Моторы купили во Франции, электрооборудование – в Германии и т.д. (ничего не напоминает? кто сказал «Снекма» и «Либхер»?) Как всегда в «лучших» традициях работала отечественная бюрократия: заказы за рубежом выполнялись медленно и покупалось не «то» (типа, хрен, с ним, что колеса другого размера, и так сойдет). Например, плетенные кресла пассажиров, заказанные в Германии, задерживались неизвестно на сколько. Как-то по дороге на дачу, Туполев увидел в «придорожной торговле» плетенную мебель. Остановился, взял адрес фабрики, договорился, в результате кресла были получены по индивидуальному заказу и обошлись в восемь раз дешевле!



ANT9a
Салон АНТ-9 - те самые плетенные кресла

Так появился первый наш отечественный пассажирский самолет, – не очень экономичный (что хотеть, – на базе военных конструкций), зато прочный, выдерживающий многочисленные аварийные посадки и ремонты. Первый опытный самолет при перевозке на Центральный аэродром в утреннем тумане столкнулся с трамваем. У трамвая крылом снесло салон, самолет не пострадал :-)
ANT9d
Первый АНТ-9 в Берлине во время европейского перелета

Туполеву было, на минуточку, 39 лет! Всего. Скоро его будут звать в авиапроме «Дубом» - за крепость положения, и «крону», покрывающую «почти все».
ANT9
Туполев где-то около этого времени эксплуатирует американских трудящихся

Есть байка, для молодых «эффективных менагеров», которая распространяется либо «опытными эффективными менагерами», либо родственниками «молодых менагеров», которые чаще всего ставят их на руководящие посты: типа, не нужно разбираться в профессии, чтобы чем-то руководить (зато нужно только в четыре раза быстрее бегать по коридору). Ага, народ путает профессия настоящего эффективного управляющего и ...секретаря. Чтобы не плестись в хвосте, чтобы определять тенденции в развитии отрасли, по-настоящему решать постоянно возникающие проблемы на производстве, на ходу менять планы, нужно быть профессионалом в своем деле с большой буквы. А следить за выполнением «планов», искать «ответы на вопросы»* и тупо следовать за ними – удел секретаря, с которым нужно следовать рекомендации в басне одного поэта (Н.А. Некрасова) «до управления ... секретаря не допускай».
___________
* - Один американский спец по авиации (китайского происхождения) на вопрос, почему китайцы до сих пор не могут сделать свой пассажирский самолет, ответил: «Там две неразрешимые проблемы – желание следовать установленным планам и найти «где-нибудь» готовые ответы на возникающие вопросы, не понимая сути происходящего. Боюсь, что при своей жизни не вступлю на трап китайского самолета».