РУССКИЙ И САНСКРИТ: ИСТОКИ РОДСТВА
На модерации
Отложенный
В 1914 году Валерий Брюсов, известный поэт-символист, написал стихотворение «Старый вопрос», которое в поэтической форме отразило тему этой статьи:
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?
Иль мы – тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
В сборнике «Русские поэмы о языке» пятьдесят четвертого года (прошло сорок лет!), вы найдёте стихотворение Сергея Маркова «Русская речь».
Я – русский. Дышу и живу
Широкой, свободною речью.
Утратить ее наяву –
Подобно чуме иль увечью.
Бессмертной её нареки.
Ее колыбель не забыта:
В истоках славянской реки
Сверкают алмазы санскрита.
О чем эти строки? Сегодня ученые говорят о таком явлении как глобализация: весь мир объединяется в единое целое благодаря интернету и скоростным средствам передвижения. Эксперты-материалисты считают глобализацию феноменом исключительно XXI века. Однако те, кто владеет ведическим мировоззрением, знают, что в глубокой древности также существовало единство культур и народов.
Научные подтверждения ведической концепции начались с открытия культуры индоевропейцев. Наука официально признала, что в древние времена европейцы, славяне, индийцы, иранцы образовывали суперэтнос, называемый «индоевропейцами». Академик Рыбаков приводит впечатляющее описание ареала этой цивилизации: «Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские и другие, раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря» (Б.А. Рыбаков «Мир истории»).
Сам термин «индоевропейцы» не совсем корректен, потому что в состав единства входили и славяне, и иранцы, а не только индийцы и европейцы. Поэтому другой термин, который вводится в научный оборот, – это термин «арии», «арийское единство», культура ариев. Слово «арии» взято из Вед и встречается также в Авесте. В буквальном переводе «арьян» значит «благородный муж». Однако философское значение слова «арий» – это «человек, обладающий ведическим мировоззрением». Ибо, если человек не владеет своими чувствами, лишен знания о смысле жизни и руководствуется низменными инстинктами, то о каком благородстве может идти речь?
Знакомство с культурой и мировоззрением индоевропейцев произвело революцию в знании о прошлом человечества. Еще в XVIII веке знания ученых о древности сводились к представлениям о том, что миру 6 000 лет. Все человечество понималось как разобщенный набор групп. Но при знакомстве в начале XIX века с санскритом и Ведами у исследователей естественным образом возникает чувство мирового единства языков, мифов и культур.
– Востоковед и филолог сэр Уильям Джонс, познакомившись с Ведами, читает лекцию, которая считается началом сравнительного языкознания (1786).
– А другой пионер индологии, Макс Мюллер, начав изучать санскритские тексты, создает понятие «сравнительной мифологии» (1856). Именно после знакомства с Ведами он осознал родство мифов разных народов.
Частью этноса индоевропейцев были славянские племена или славяноарии.
В середине XX века индийские ученые, владеющие санскритом, начинают посещать дружественную страну – Советский Союз. Они были поражены рядом совпадений между русским и санскритом, традиционной славянской и индийской культурой. Один из них, профессор Рахул Санскритьяян, в своей работе «От Ганги до Волги» вводит понятие «индославы». Термин подчеркивал особую близость древнеславянской и древней ведической культуры, особую близость в прошлом двух ветвей индоевропейцев: индоариев и славяноариев. Приведем два небольших примера.
1. Сопоставим несколько слов из русского, санскрита и английского:
Огонь- агни - файер
Тьма- тама - дакнэсс
Весна- васанта- спринг
Небеса - набхаси -скай
2. Сравним русский и индийский традиционные узоры:
Другой автор, профессор Дурга Прасад Шастри написал еще в 1964 году: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит». Он завершает статью о связи русского и санскрита следующим призывом: «Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые темные главы древней истории на благо всех народов». Сегодня «индославы обретают память». Великое прошлое русского народа раскрывается за счет обращения к Ведам.
Академик Борис Александрович Рыбаков в книге «Начальные века русской истории» утверждает: «В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике». Много десятков лет Академик Рыбаков возглавлял Институт археологии СССР. Он раскапывал целые города и был крупнейшим в стране специалистом по практически запрещенной теме «язычество древних славян». Вряд ли его можно упрекнуть в недооценивании роли раскопок и археологии. И, все же, главный акцент он ставит на лингвистике – науке о языке.
Комментарии
В начале 60-х годов 20 века Россию посетил индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри. После двух недель он сказал переводчику (Н.Гусева): Stop translating! I understand what you are saying. You are speaking here some corrupted form of the Sanskrit! — (Не надо переводить! Я понимаю, что вы говорите. Вы говорите на измененной форме санскрита!). Древний санскрит — это русский язык.
«Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали «dwesti tridsat chetire». В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Уджайне где-то две тысячи лет назад. На санскрите 234 будет «dwishata tridasha chatwari». Возможно ли большее сходство? Вряд ли найдется еще два различных языка, сохранивших древнее наследие – столь близкое произношение – до наших дней. «Мне довелось посетить деревню Качалово, около 25 км от Москвы, и быть приглашенным на обед в русскую крестьянскую семью. Пожилая женщина представила мне молодую чету, сказав по-русски “On moy seen i ona moya snokha” (Он – мой сын и она – моя сноха).
〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰
Молодые языки индоевропейской группы, такие как английский, французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол is, без чего приведенное выше предложение не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без глагола-связки is, оставаясь при этом совершенно верными и грамматически и идеоматически. Само слово is похоже на est в русском и asti санскрита. И даже более того, русское estestvo и санскритское astitva означают в обоих языках «существование»… Схожи не только синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде…
Лист широкий, лист банана,
На журчащей Годавери,
Тихим утром - рано, рано -
Помоги любви и вере!
Орхидеи и мимозы
Унося по сонным волнам,
Осуши надеждой слезы,
Сохрани венок мой полным.
И когда, в дали тумана,
Потеряю я из виду
Лист широкий, лист банана,
Я молиться в поле выйду;
Валерий Брюсов