Знаменитый физик Виталий ГИНЗБУРГ - один из основателей Атеистического общества и противник религиозного образования детей. О своем отношении к религии Виталий ГИНЗБУРГ рассказал обозревателю "Известий".
- Виталий Лазаревич, почему вы защищаете атеистов?
- Это происходит только в последние годы под влиянием клерикализации страны. В одном из своих интервью Андрей Кураев заявил, что теперь атеистов можно помещать в Красную книгу. Нас это страшно возмутило - меня и моего друга Евгения Фейнберга. Мы не выдержали и написали статью, что это неверно. С этого момента я стал "борцом" за атеизм. Это как протест против жульничества. Клерикализация ведь в чем состоит: суют религию туда, куда она не относится. У нас светское государство, и очень хорошо, что разрешены церкви, синагоги и мечети. Но я против того, чтобы религия играла такую роль, как в царской России. Я крайне возмущен тем, что в гимне нашей светской страны есть слово "Бог", это чудовищно. Особенно возмутительна попытка церкви внедриться в школу. Нам нужны образованные люди, а их будут воспитывать в духе того, что человечество возникло пять тысяч лет назад. Нельзя преподавать в школе то, что противоречит современной науке. А публичное освящение зданий, когда их поливают водой из водопровода, над которой помахали - и она стала святой... Это смешно. Впрочем, если вспомнить, что американский президент принимает присягу на Библии, то мы более передовая страна.
- Вы не верите, потому что... не верите? Или же у вас есть доказательства?
- Вера или, наоборот, атеизм - интуитивные понятия. Нельзя здесь ничего доказать математически. Я ни в какой мере (что мне иногда приписывают) не считаю, что вера в Бога несовместима с наукой. Но только нужно сугубо различать религию и веру в "что-то такое вне нас, что не сводится к природе". Это нельзя опровергнуть, но я не разделяю эту точку зрения. Это мне совершенно не нужно, непроверяемо и ничего не дает. Это сведение чего-то неизвестного к другому неизвестному. Совершенно иное дело - религия, то есть следование какой-то конфессии. Как известно, в христианстве, иудаизме и мусульманстве полагают, что есть активный Бог и что он вмешивается в дела людей, и это называется теизмом. Я считаю, что теизм совершенно несовместим с научным мировоззрением. Христианин верит в святость Библии, в непорочное зачатие и сатану, а это все чудеса, которые противоречат науке. Когда зарождались религии, состояние науки было таким, что можно было верить и в непорочное зачатие... Эйнштейн подчеркивал, что верит не в Бога, который управляет делами людей, а во что-то высшее, в Бога Спинозы, а это природа. Ну и назовите Бога природой, это вопрос терминов. А если есть Бог, почему же он допускает такие дикие вещи - геноцид, убийства? Где логика? Я не понимаю, как человек может верить во всемогущего Бога, который с этим со всем мирится.
Но что очень важно: иногда люди либо невежественные, либо демагоги путают атеистов с воинствующими безбожниками, и это используется, чтобы критиковать атеистов. Воинствующие безбожники - то же самое, что инквизиторы, и глубочайшая ошибка отождествлять неверующих людей с воинствующими атеистами. Одно дело, когда человек не верит, и другое - когда разрушает церкви или расстреливает священников. А я сторонник свободы совести: верить или не верить - частное дело каждого человека, я не говорю о всяких диких антигуманных сектах.
- Вам хотелось бы верить?
- Я завидую верующим. Мне 87 лет, я человек трезвый и понимаю, что могу в любой момент умереть. Можно заболеть, мучиться, а у меня есть семья. Если бы я был верующим, мне было бы легче, я был бы этому рад... И я уверен, что вера у многих обусловлена боязнью смерти и несчастий. Человек - это лодчонка на бурных волнах, и он ищет убежища в вере. Сейчас хоть лекарства есть, а в те времена, когда родились религии, смертность была дикая, человек был совершенно незащищен, это ж был тихий ужас...
- Была ли ваша семья религиозной? Или вас воспитывали в атеистическом духе?
- Моя мать была врачом, но я, к великому сожалению, помню только ее похороны - она умерла, когда мне было 4 года. Мой отец, который родился в 1863 году, через два года после освобождения крестьян, был инженером. Он окончил Рижский политехникум, это был образованный человек. Он был верующим иудеем, но не ортодоксальным - иногда он молился и ходил в синагогу. Пару раз мальчиком я был с ним в синагоге, а потом приставал к отцу - почему ты веришь? И он отвечал: я молюсь, потому что вспоминаю о своих родных, ухожу от тягот действительности. И я с пониманием отношусь к верующим людям. Если это помогает... это же от горя. Мне выпало великое счастье, я занимаюсь наукой - а если у человека ничего нет?
- Бывали ли у вас колебания от неверия к вере?
- У меня никогда не было никаких сомнений.
- Бывают ли верующие ученые?
- Да, бывают. Каноник Леметр был даже президентом Папской академии наук. Но это было в прошлом. Среди современных ученых тоже есть верующие. Году в 65-м я был в Англии, мы гуляли около Темзы с одним специалистом по теории относительности. И я сказанул что-то антирелигиозное. Он надулся и заявил: я католик. Я потом узнал, что у него 10 детей - наверное, он был католик в квадрате. Я почувствовал, что обидел человека, извинился и сказал: если бы я был Робинзоном Крузо и мне предложили на выбор двух Пятниц, один был бы атеист, а другой верующий, я выбрал бы верующего, потому что вероятность того, что он ночью убьет меня топором, была бы меньше. А в России... Советское время очень сказалось, и все мое поколение ученых - атеисты.
Новые православные
Профессор Дмитрий ФУРМАН (Институт Европы РАН) рассказывает, что в 2002 году в ходе исследования назвали себя православными 80% респондентов, а вот на вопрос "верите ли Вы в Бога" ответили "да" только 59%. То есть 21% православных - атеисты. Встает вопрос: так ли уж религиозно наше население?
- На словесном уровне изменения по сравнению с советским временем колоссальные. Сейчас большинство называет себя верующими и православными. Но на уровне реальных действий изменения невелики. Так, удельный вес тех, кто раз в месяц посещает церковь, на протяжении всех 90-х годов не менялся и составлял 6-7%. И в 2002 году - тоже 6%. Тут мы на одном из последних мест в Европе.
В мировой социологии главным показателем воцерковленности считается количество посещений церкви. В католических странах 60-80% населения бывают там ежемесячно, а вот православные обходятся без этого: посещают церковную службу каждую неделю 2% опрошенных, не бывали на ней никогда 42%. Более того: 45% Библии не читали, 48% никогда не молятся. Получается такая картина: регулярно ходят в церковь и выполняют всякие церковные правила - пост, молитва, причащение, чтение Библии - лишь 6-7% опрошенных.
"Мы убедились, что слова "религиозное возрождение в России" могут употребляться только в кавычках", - подводит итоги Дмитрий Фурман. Вера - или то, что понимают под верой респонденты, - не подкрепляется делами. Большинство оказывается в храме по двум случаям: во время крещения или отпевания.
Старые православные
Итак, лишь 7% населения не просто считают себя верующими, но и делают то, что требуется от верующих. Какие они, эти люди?
81% - женщины (а среди атеистов их лишь 21%). Основная масса старше 50 лет. Это наименее образованная группа (а вот самые образованные - атеисты): 38% закончили 7 классов и меньше, а вуз - только 13% (среди атеистов к первой группе относятся 5%, ко второй - 30%). Поскольку доходы тесно связаны с образованием, то нет ничего удивительного в том, что "традиционные верующие" в большинстве своем люди не просто бедные, а нищие (у 68% доход составляет 500 рублей на человека в месяц, среди атеистов таких 29%). Так что "традиционные верующие" - в большинстве своем темные и нищие.
|
Комментарии
Но уж очень прибыльно это дело...
В своё время - на заре перестройки - один "св. отец" удивлялся, почему государство не одобряет религию, ведь религия даёт ТАКИХ послушных и безвольных людей!
Этот совет принят. Атеизм поставлен, по сути дела, вне закона.
Но согласно Декларации прав человека,
Каждый человек имеет право верить в бога, имеет право не верить в бога, и промолчать в ответ на вопрос "верите ли Вы в Бога?"
Помнится, один римский император тоже вводил равноправие христианства и язычества...
Только это равноправие продержалось, кажется, лишь 74 года. И восторжествовала католическая религия.
Лк.19:28.
«Врагов же моих – говорит, – тех, кои не хотели, чтоб я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною», то есть иудеев, которых Он предаст погибели, послав их в огнь вечный. Да, несчастные и здесь, то есть в мире сем, они избиты были римскими войсками, и еще хранятся и будут храниться на избиение там.
св. Феофилакт Болгарский
Словосочетание "раб божий" следует воспринимать на церковнославянском, как прочие православные канонические тексты. Так вот в церковнославянском, как и в древнерусском слово "раб" не тождественно современному - в смысле собственности рабовладельца.
РАБ - ЭТО РАБОТНИК, СЛУЖИТЕЛЬ, СЛУЖАЩИЙ.
К примеру, слово ХЛЕБОРОБ Вам известно? Или малороссийское "робыть", т.е. работать?
Если есть сомнения, можете взять к примеру современный английский перевод Нового Завета. Английский - это язык, где присутствует четкое различие между словами "SLAVE" - РАБ и "SERVANT" - СЛУЖИТЕЛЬ.
Так вот в Библии и у Католиков в основном употребляется фраза "Servant of God" https://en.wikipedia.org/wiki/Servant_of_God
Она на современный русский переводится как "СЛУЖИТЕЛЬ БОГА". Аналогично переводится на современный русский и фраза на церковнославянском "РАБ БОЖИЙ".
"Каждому еврею ставится в обязанность всякий храм акумов искоренять" (Иоре деа, 146:1).
«Еврею можно бросить кусок мяса собаке, но отнюдь не дарить его христианину, так как собака лучше христианина».
«Проходя мимо разоренного храма гоев, каждый еврей обязан произнести: “Слава тебе, господи, что ты искоренил этот дом идолов”».
«Еврей всегда вправе нападать на христианина и убивать его вооруженною рукой.
Евреи, которые благодаря положению, ими занимаемому, имели бы к этому возможность, настоятельно обязываются предавать публичной казни всех христиан под тем или иным предлогом».
"Имущество гоя подобно бесхозному озеру" вот и грабили народное достояние на залоговых аукционах. Иными словами залог успешности - это отсутстви совести.
Но о какой совести можно говорить, если как говорил рабби Ялкулт "«Одни евреи достойны названия людей, а гои, происходящие от злых духов, имеют лишь право называться свиньями»
/Comment sur le Pentat., folio 14, a./ .
20. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 388: "Вся собственность других наций принадлежит еврейской нации, которая таким образом имеет право пользоваться всем без стеснения."
7. Schabouth Hag 6d: "Евреи могут давать лживые обещания для отговорок."
8. Hikkoth Akum X1: "Не спасайте гоев в случае опасности или смерти."
9. Hikkoth Akum X1: "Не выказывайте милосердия гоям."
23. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 156: "Если еврею задолжал гой, другой еврей может пойти к гою и пообещав ему денег, обмануть его. Таким образом гой разорится и первый еврей завладеет его собственностью по закону.
24. Schulchan Aruch, Johre Deah, 122: "Еврею запрещено пить вино из бокала к которому прикасался гой, потому что его прикосновение могло сделать вино нечистым."
25. Nedarim 23b: "Тот, кто хочет чтобы все его обещания, данные за год стали недействительными, пусть встанет в начале года и скажет: Все обещания, которые я могу дать в течение года аннулируются. Теперь его обещания недействительны."
Simeon Haddarsen, fol. 56-D: "Когда придёт Мессия каждый еврей будет иметь по 2800 рабов."
Родился: 21 сентября 1916 г., Москва, Российская империя
Умер: 8 ноября 2009 г. (93 года), Москва, Россия.
Там поновее лаурета не нашлось?
Комментарий удален модератором