Шесть парадоксов СССР

На модерации Отложенный

В истории Советского Союза 70-80-е годы называются «эпохой застоя». Это период, когда систему охватили экономическая стагнация и идейный кризис. К той же эпохе относится известный анекдот о 6 парадоксах, который четко описывает социальную ситуацию, и положение рядовых людей в этот период.


На лекции под названием "Советская Грузия и советские грузины" член "Республиканской партии" Давид Зурабишвили на основании этих 6 парадоксов обозрел историю советской Грузии, и в особенности «эпоху застоя». 

I парадокс Нет безработицы, но никто не работает

Безработицы в Советском Союзе официально действительно не было. Более того - быть безработным было наказуемо. Например, по этому обвинению сидел в тюрьме известный русский писатель Иосиф Бродский. Человеку присудили один год за то, что не работал. Но, например, женщин это не касалось - они могли не работать и быть домохозяйками.

Закончив университет, вас направляли на работу по распределению. Как правило, надо было устроить так, чтобы попасть на хорошую работу, остаться в Тбилиси, и не уезжать, к слову, в Местиа, Казбеги, или другое место.

Но 70-е годы в Советском Союзе уже был периодом идейного банкротства, особенно в Грузии, почти никто не верил в утопические идеалы, из-за которых произошло столько репрессий и бедствий. Вера была в достаточной мере расшатана, и превалировал нигилизм.

Такое же отношение было и к государству - в том числе в Грузии, где грузин не считал советский Союз за родину. Он постоянно уклонялся от советской военной службы. Старался не идти в армию, или если его забирали, пытался устроится в теплое место и не делать ничего.

Одним словом, люди старались не работать, меньше тратиться для государства. К государству было довольно-таки потребительское отношение - государство было тем, у чего на уровне общественной морали не считалось преступлением что-то урвать или отнять.

Короче говоря, это был первый парадокс - нет безработицы, но никто не работает - работали некачественно, никто особо не убивался. У граждан не было гражданской ответственности по отношению к государству. Просто, существовали правила игры, с которыми следовало считаться.

Помню, в одной приватной беседе Отар Чиладзе сказал: когда говорят о третьей мировой войне, я служил в советской армии и знаю, что и как у них устроено. Я уверен, если начнется третья мировая война, ни одна ракета не взорвется, и не выстрелит, у каждой, наверное, украдена какая-нибудь часть.

Действительно так и было - все крали, никто всерьез не трудился. Эта работа была фальшивая, так же, как и культ Героев труда. 

Было сказано, что Грузия производила больше чая, чем Китай. Это ведь совершенно немыслимо - как можно производить больше, чем Китай. В Китае столько сборщиков чая, сколько чайных листьев в Грузии. 

II парадокс 

Никто не работает, но планы выполняются

Экономика Советского Союза была плановая. Все было спланировано - сверху донизу - кто и сколько должен был сделать, какое производство какую продукцию должно было производить и т.д. Все было спланировано, и этим руководил Комитет государственного планирования. Он все планировал. Невыполнение плана наказывалось.

Все выполняли план, но это была фальсификация. По производству чая мы якобы опережали Китай, а вина - Францию, Италию, и такие страны. Как мы их опережали? - Это вино нельзя было пить. Кто помнит, какое вино выпускалось - это были сахар и вода. В нем не было ни капли вина.

Зато планы ежегодно росли, выполнялись, и люди становились героями социалистического труда.

III парадокс

Планы выполняются, но в магазине ничего нет

После Второй мировой войны, когда продали товары, ввезенные из покоренных территорий, в 70-80-е годы наступил период дефицита. Было кое-что, чего просто было не достать. Например, почти никто не носил купленную в магазине одежду. Все покупали у т.н. спекулянтов. В основном эту продукцию привозили спортсмены и танцовщицы, а также моряки. Все были в джинсах, но в магазине их физически не было. 

Были периоды, когда, например, в магазине не продавались сыр и колбаса. Сахар и масло выдавали по талонам. Экономика настолько вступила в кризис, что эти и другие продукты распределялись на семью по граммам. Если вы хотели купить больше определенного для вас, надо было идти на рынок, где все стоило гораздо дороже. 

Зарплата была не особо высокая. Средняя зарплата была не больше 200-250 рублей. Так что, когда у нас говорят, что можно было слетать в Москву за 37 рублей, не стоит шутить с этими деньгами, это были немалые деньги.

Я, например, работал в хорошей литературной организации, был редактором в коллегии художественного перевода, и у меня было 140 рублей, не больше. Мой отец был заместителем министра, и у него было больше 400 рублей. Лучше всех зарплата была у члена академии наук, до 1000 рублей. Это очень много. Было даже такое выражение: ты что, сын профессора? Семья профессора считалась богатой семьей.

IV парадокс 

Нет ничего, но у всех все есть

Почему у всех было все? – Потому, что покупали все это в другом месте.

В молодости я очень любил музыку, и был случай, когда я купил диск Джорджа Гаррисона, который был выпущен всего две недели назад. Откуда он мог быть у меня?- Кто-то привозил, потом мы шли, и покупали у них. Они стоили недешево - я заплатил за этот диск 100 рублей, помню, почти всю месячную зарплату. 

Те, у кого были деньги, имели возможность купить. Откуда эти деньги, если зарплата была такая низкая? - Крали. В 70-80-е годы была всеобщая коррупция, практически, правило жизни, и это не считалось "быть плохим типом". На уровне общественной морали это было так, но это нельзя было по закону, по правилу. Главное было не нарушать некоторые правила, а так не особо кого ловили.



V парадокс

У всех все есть, но все недовольны

Никто не был доволен, люди не были счастливы.

Особенно в Грузии - здесь было недовольство в основном из-за того, что нам преподавали историю государственности Грузии, а с другой стороны, у нас не было государства. 

Нас очень обижало, что, если, например, Тбилисское «Динамо» где-то хорошо играло, их называли русскими. Объявляли, что вот, русские хорошо сыграли;

С их стороны этот вопрос был совершенно понятен, поскольку Советский Союз все воспринимали Россией.

Недовольство с одной стороны было из-за этого. С другой стороны Запад, Европа, в основном ассоциировались с богатством. Не могли же мы жить совсем в изоляции?- Читали литературу, ввозили фильмы… Мы имели какое-то представление о Европе, музыке, культуре.. То, что там уровень материальной культуры был выше, чем у нас, мы знали. Поэтому на этом фоне люди не особенно были довольны. Непросто было терпеть, что сахар и масло надо было покупать на талоны, и в магазине ничего нормально нельзя было приобрести.

У людей не было возможности путешествовать. Поездка заграницу была совершенно невообразима для рядового гражданина. А также без непосредственного разрешения КГБ никуда шагу нельзя было сделать. Это касается не только т.н. капиталистических, но и стран-сателлитов Советского Союза. Когда туристическая группа ехала куда-нибудь, пусть даже в социалистические страны, ее обязательно сопровождали как минимум два представителя безопасности. Один был специальным руководителем, о котором вы знали. А о втором вы не знали ничего, и потом он должен был написать, что вы делали, как вели себя, не встречались ли с кем-нибудь в другой ситуации и т.д.

VI парадокс

Все недовольны, но все поддерживают

У народа отняли выбор. Недовольство было, но реально до того, как началось национальное движение, этот протест не выражался. Диссидентских движений было мало. Был даже их тост – дескать, да здравствует успех нашего безнадежного дела. Считалось, что Советский Союз невозможно победить, что это очень сильная система.

Диссидентство, и идти против системы было не столько политическим актом, сколько моральным выбором, что я не мирюсь, не хочу… Знаю, что не могу победить, и изменить тебя, но хотя бы буду прав перед самим собой…

Были люди, которые, говоря словами Солженицына, не участвовали во лжи - старались отмежеваться от участия в советских мероприятиях. Этого было непросто добиться, поскольку система почти вторгалась в семью. Сравнительно больше свободы было у людей круга искусства. Практически подавляющее большинство талантливых людей шли в литературу, театр, кино, и в другое место, где могли иметь больше свободы.

Инженер, геолог не могли добиться такой свободы. Там требовалось гораздо больше, надо было быть членом партии, чтобы даже чуточку продвинутся по службе. 

В итоге, было недовольство, но борьба - в меньшей мере. Большинство примирилось с этим режимом. 


Что повлекла двойная мораль, и изгнание плюрализма из повестки дня?

Что все это повлекло? Все строилось на двойной морали. Это и обусловило все наши бедствия, которые с нами случились впоследствии. Двойная мораль была нормой для советского человека. Он так жил, так сформировался. Советский человек был полным конформистом по отношению к государству. Для него государство, грубо говоря, было дойной коровой, у которого чем больше денег заберешь, тем лучше. Мораль, нравственность и т.д. распространялись только на семью, круг друзей, и близких. Что Вы делали по отношению государства, не имело никакого значения. 

Эти годы выработали в грузине этноцентрический национализм. И вот что это значило: главное было сохранить этническую чистоту грузина. В некоторой степени это, возможно, имело определенное основание, когда в 19-м веке Грузии угрожала опасность обрусения, а потом когда мы были частью другой страны, и старались сохранить свою национальную идентичность. (Однако) не было государственности, и в чем надо было его сохранить? (Поэтому) старались сохранить культурную идентичность. 

Это затем вызвало то, что среднестатистический грузин был националистом. Невозможно было, чтобы в тот период было иначе. Даже номенклатурный коммунист был грузином националистом, просто он считал невозможным избавление от советского режима. На этом фоне одним из главных лозунгов в советский период было, что грузинам необходимо размножится. Это было связано еще и со вторым моментом, по отношению к этническим меньшинствам - когда разговор был об этнической чистоте и этнической идентичности, другие этносы рассматривались как угроза. Более того - им приписывались целенаправленно антигрузинские действия - что они специально размножаются, чтобы завладеть нашей землей. 

Вся жизнь в Советском Союзе выработала в нас еще одно крайне плохое свойство, которое впоследствии причинило нам большой вред, и до сих пор сильно вредит нам: это полное неприятие плюрализма. Это было естественно - Советский Союз был тоталитарной страной, где существовала только одна истина, одно мнение, одна газета, одна идеология и т.д. Наше поколение не имело опыта, что значит многообразие, существование разных мнений в одном пространстве. Объявлялось, что есть одна правильная идеология, а все остальные - неправильные.

Этот подход нас и сегодня тормозит. Известное выражение «пусть у себя дома делают все, что хотят»: это очень по-грузински, и, на мой взгляд, является откликом двойной морали: терпеть не могли Советский Союз, и говорили дома, что хотели. Выйдя наружу, этого нельзя было говорить.

Неосмысление, недолжная оценка этой эпохи наносит нам очень серьезный ущерб, и препятствует нашему продвижению вперед, несмотря на то, что с независимости Грузии прошло 25 лет. Эта страна, эта эпоха, ее осколки еще есть в нас, и чем скорее мы победим ее в нас, тем скорее выйдем из закрытой жизни на солнце.