Ян Брейгель Старший
Если Питер Брейгель Младший был ответственным сыном, то Ян Брейгель Старший (1568 — 1625) был бунтарём. Он почти семь лет прожил в Италии и подружился со многими ведущими художниками, в том числе — Питером Паулем Рубенсом, с которым впоследствии сотрудничал (например, написал циклы «Четыре элемента» и «Пять чувств»). Рубенс называл Яна Страшего своим братом и явно повлиял на то, что тот быстро перешёл от реалистичных крестьянских сцен к воображаемым горным и лесным ландшафтам, населённым аллегорическими фигурами. Зачастую в библейских сценах пейзаж был если не основной темой полотна, то равноправным его персонажем.
Питер Пауль Рубенс
«Семья Яна Брейгеля Старшего» 1613
Институт искусства Курто, Лондон
Одним из примеров мастерства Яна Старшего как пейзажиста и автора панорамных видов является «Лесной пейзаж с путниками» (1610). Он входит в число крупнейших работ, которые художник выполнил на меди, придающей краскам дополнительное сияние. Картина относится к тому периоду, когда живописец, прозванный «Бархатным» за свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов, служил при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы — соправителей Испанских Нидерландов.
Лесной пейзаж с путниками и церковью вдали
Ян Брейгель Старший
1610, 47.8 × 66.7 см
Изображая деревенскую жизнь, Ян Брейгель Старший любил включать в число крестьян и более состоятельных членов общества, — например, себя. В картине «Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане» он представляется зрителю не ремесленником, а интеллектуальным, мыслящим творцом.
Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане Ян Брейгель Старший
1616, 25.5 × 37.5 см
Яна Брейгеля Старшего называют также одним из пионеров натюрморта — жанра, неизвестного в то время. Способность передавать невероятные детали в небольших масштабах он, вероятно, унаследовал от своего отца или от бабушки. Художник стремился в каждой работе изобразить богатство цвета и фактуры, часто добавлял на лист муху, чтобы запечатлеть определённый момент. Благодаря покровительству эрцгерцогини, Бархатный Брейгель имел доступ в королевские оранжереи, где выращивали редчайшие растения. Он писал их с натуры и подолгу ждал, когда раскроется тот или иной цветок. В связи с этим Ян Старший получил ещё одно прозвище — Цветочный.
Тщательная передача растений и деревьев соотносилась с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило, что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью, художник как бы становился ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.
Ян Брейгель Старший
«Букет в вазе, монеты и раковины» 1606
Пинакотека Амброзиана, Милан
Ян Брейгель Старший
«Натюрморт с цветами в стеклянной вазе» 1625
Рейксмузеум, Амстердам
Ян Брейгель Старший внёс очередное изменение в написание своей фамилии, поменяв местами буквы e и u — Breughel. Так теперь обозначают младших членов этой династии.
Художник умер от холеры, которая также унесла жизни его троих детей. Остался в живых лишь его первенец и ученик — Ян Брейгель Младший.
Осязание
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший
1617, 64 × 111 см
Цветы в вазе и бабочки
Ян Брейгель Старший
1600-е , 48 × 35 см
Пейзаж с ветряной мельницей, людьми и лошадьми на подворье
Ян Брейгель Старший 1606
11.8 × 16.7 см
Поклонение волхвов
Ян Брейгель Старший
1600, 26.5 × 35.2 см
Эдемскй сад с грехопадением людей (совм. с Рубенсом)
Ян Брейгель Старший
1615, 74.3 × 114.7 см
Младшие члены семьи
В третьем поколении семьи Брейгелей талант родоначальника династии начал угасать. Ян Брейгель Младший (1601 — 1678), сын Бархатного, находился в Италии, когда получил известие о смерти отца. Он немедленно вернулся на родину, чтобы возглавить мастерскую, и достиг уважаемого положения в гильдии Святого Луки, став её деканом в 1630 году.
На протяжении всей своей карьеры Ян Младший подражал своему родителю, создавая (возможно со своим единокровным братом Амброзием) пейзажи, натюрморты, аллегории и другие работы, полные мелких деталей. Подчас он писал репродукции картин отца и продавал их за его подписью. И хотя его собственные произведения — особенно масштабные пейзажи — превосходны, такое копирование, а также наличие множества учеников, которым художник перепоручал заказы, вносит путаницу в его наследие.
В основном работы Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству исполнения и освещённости.
Пейзаж с Церерой, или Аллегория земли (совм. с Хендриком ван Баленом)
Ян Брейгель Младший
1630-е , 52 × 81 см
Дети Яна Младшего — Ян Питер и Ян Батист Брейгели — практически неизвестны, как и его племянник Питер Брейгель III (сын Питера Адского). Последнему в наши дни приписываются две работы — «Святой Игнатий в молитве» и «Несение креста».
Исключение составляет лишь второй сын Яна Брейгеля Младшего — признанный мастер натюрмортов Абрахам Брейгель. Он также начал обучение у своего отца и первую картину продал в 15 лет. Десятилетие спустя молодой человек отправился в Италию, где женился и остался до конца жизни. Его покровителем был князь Антонио Руффио из Сицилии, а историограф Андреа Петруччи в 1695 году причислил Абрахама Брейгеля к когорте лучших живописцев Неаполя.
Женщина, берущая фрукты
Абрахам Брейгель
1716, 128 × 149 см
Члены династии — не-Брейгели
Нескольких фламандских художников, не носивших фамилию Брейгель, искусствоведы также причисляют к знаменитой династии в силу брачных уз с членами семьи. Наиболее известным и талантливым из них был Давид Тенирс Младший (1610 — 1690), муж Анны Брейгель, дочери Яна Бархатного. Благодаря этому браку художник получил не только солидное приданое, но также дружбу и покровительство Рубенса, чьё влияние очень заметно в его пейзажах.
Давид Тенирс Младший
«Семейный концерт на террасе загородного дома. Автопортрет художника с семьёй» (1640-е)
Частная коллекция
Протекция тестя и его ближайшего друга, несомненно, сыграли роль в карьере Тенирса Младшего. Он стал деканом антверпенской гильдии Святого Луки в возрасте 34-х лет и пользовался популярностью у европейских правителей. В частности, был придворным художником и хранителем коллекции Леопольда Вильгельма Австрийского, наместника Испанских Нидерландов, писал картины по заказам Филиппа IV Испанского, Кристины Шведской, Вильгельма II Оранского и членов монарших семей.
На пике карьеры Давид Тенирс Младший создавал тщательно прописанные идиллические сцены крестьянского быта, религиозные композиции в жанровом духе, портреты со скрытой иронией. В XVIII веке сюжеты его полотен часто воспроизводились на французских гобеленах.
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в картинной галерее в Брюсселе
Давид Тенирс Младший
1650, 123 × 163 см
Давид Тенирс III (1638 — 1685), сын Давида Тенирса Младшего, был уже потомком сразу двух значительных художественных династий, внуком Питера Брейгеля Мужицкого и Давида Тенирса Старшего.
В 1661 году он уехал в Мадрид, где зарекомендовал себя как портретиста и создателя эскизов для гобеленов. После возвращения в Антверпен художник работал в мастерской отца, но, судя по всему, конфликтовал с ним по поводу размеров выплат за некоторые совместные работы.
Гобелен «Игроки в шары» по эскизу Давида Тенирса III в замке Шеверни во Франции.
Родоначальником второй побочной ветви династии Брейгелей считается Иероним ван Кессель (1578 — 1636), который примечателен лишь тем, что был мужем Пасхаcии Брейгель (дочери Яна Бархатного), отцом Яна ван Кесселя и дедом Фердинанда и Яна ван Кесселя Младшего.
Его сын Ян ван Кессель Старший (1626 — 1679) писал продуманные, подробные и колоритные изображения птиц, цветов, мифологические и религиозные сюжеты, пейзажи и посредственные портреты. Часть картин художника находится в Париже и питерском Эрмитаже. Наследие этого мастера достаточно сложно идентифицировать из-за путаницы с художниками-тёзками, которые работали в то же время.
Три бабочки, жук и другие насекомые с черенком крестовника
Ян ван Кессель Старший
1650, 9 × 13 см
Его дети Ян ван Кессель Младший (1654 — 1708) и Фердинанд ван Кессель (1648 — 1696) тоже оставили заметный след в истории искусств. Первый служил придворным художником испанских королей в Мадриде и прославился как портретист, очень близкий по стилю к своему соотечественнику Антонису ван Дейку.
Фердинанд хоть и не достиг уровня отца, завоевал известность тем, что после смерти своего двоюродного деда Яна Брейгеля Младшего был единственным художником в Антверпене, продолжавшим традицию дома Брейгелей-Кесселей. Он писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены с обезьянками, а также выполнял заказы польского короля Яна III Собеского и Вильгельма III Оранского.
Семейный портрет в саду
Ян ван Кессель Младший
1679, 127 × 167 см
Наследие династии Брейгелей настолько ярко и узнаваемо, что на протяжении столетий они оказывали влияние на других художников и вдохновляли не только своих коллег, но и таких знаменитых творцов, как российский режиссёр Андрей Тарковский (Артхив рассказывает об этом), англо-американский поэт Уистен Хью Оден и даже британский певец, художник и актёр Дэвид Боуи.
Автор: Влад Маслов
Комментарии