Рыцари и «не рыцари» Балтии
На модерации
Отложенный
Письмо князю Миндаугасу
О, вечность! Соплеменники Миндаугаса!
Я хотел бы поговорить с вами
И услышать правду…
Реальность ли замок Ворута? Или это просто сон?
Лина Адамоните. Письмо соплеменнику князя Миндаугаса (2001 г.)
«Сердце «Балтийской Европы» составляют земли Великого Княжества Литовского (вместе с Королевством Польским) и Тевтонский орден. Датское dominium maris baltici, характерное для тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом веках постепенно уступило место немецкой Ганзе и объединенной Литовско-Польской монархии».
S. C. Rowell, Baltic Europe, in: The New Cambridge Medieval History, vol. 6: c. 1300 – c. 1415, edited by Michael Jones, Cambridge University Press, 2000, р. 701.
Рыцари и рыцарство трёх веков. В период средневековья современные балтийские государства и некоторые соседние районы вдоль южного и восточного берегов Балтийского моря были населены различными народами, говорившими на финском, балтском и славянском языках. Среди них были пруссы, литовцы, ливонцы, латыши и эстонцы, которые в течение нескольких столетий сохраняли свою независимость от поляков, русских и немцев. Эти балтийские народы стали целью серии так называемых «северных крестовых походов», поскольку долгое время придерживались языческой веры своих отцов. Их завоевание и обращение в христианство были фактически причиной создания Ордена меченосцев, немецкого военного ордена, который был затем объединен с более крупным Тевтонским орденом в 1237—1239 гг. Хотя Тевтонский орден был основан в Палестине в 1190 году, его расцвет наступил именно в землях Балтии, где он просуществовал с 1228 года до середины XVI-го века.
Литовский замок Тракай – замок на острове.
«Деяния датчан» Саксона Грамматика
Начать наше знакомство с военной историей народов Балтии придется с периода несколько более раннего и вот почему. Дело в том, что в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика указывается, что куши и шведы, ранее платившие датчанам «ежегодную дань», напали на Данию, когда королем Дании стал некто Рорик. К этому восстанию присоединился ряд других племен, выбравших даже собственного короля. Рорик разбил этих «варваров» в сражении на море, а затем и остальных прибалтийских славян заставил ему подчиниться и выплачивать дань.
Макет с руинами замка Тракай перед его реставрацией (Музей замка Тракай)
Известный Рорик и балтийского пиратство
И этого самого Рорика можно вполне отождествить с известным нам викингом Рориком, который действовал на территории Фрисландии и Ютландии в середине IX в. Известно, что Рорик совершал походы на Данию в 855 и 857 гг. и затем укрепился в Южной Ютландии в 857 г. С переменным успехом он нападал на Дорештад, и лишь в 870-873 гг. получил его в лен от франконских королей, а в 882 г. он уже умер.
Саксон борьбу Рорика на Балтике связывает с укреплением его власти в Ютландии в 857 г. Но эта же дата хорошо совпадает и с событиями, происходившими на Руси. Версия о том, что Рорик Ютландский и легендарный Рюрик – родоначальник династии Рюриковичей, одно и то же лицо, сегодня находит все больше приверженцев. Русские летописи относят его призвание к 862 г., а смерть — к 879 г. И, хотя эти даты, в достаточной степени условны, они совпадают с основными датами из жизни реального исторического Рорика.
Макет замка Тракай в музее замка. Интересно, что в землях Литвы было построено множество замков, но далеко не все они сохранились в приличном состоянии.
Важно, что борьба Рорика с куршами и шведами, которую описывает Саксон, по сути представляет собой важное связывающее звено на его пути на Русь. У шведов были колонии и в Куляндии (Гробиня-Зэбург), и в Северной Руси (Ладога-Альдейгьюборг). И когда местные жители прогнали шведов за море, тут же появился и воевавший с ними и куршами Рорик. И почему бы тогда жителям Ладоги было не пригласить его оборонять их от шведов и дальше.
А вот дальше Саксон пусть и фрагментарно, но рассказывает о событиях XI-XII вв., как о периоде пиратства куршей и других местных племен Восточной Прибалтики в Балтийском море. Он сообщает о пиратских рейдах 1014, 1074, 1080 и 1170 гг., подтверждая большую активность этих пиратов. То есть можно сделать вывод, что как только в скандинавских странах закончилась эпоха викингов, пиратством по их образцу стали заниматься жители Восточной Прибалтики. Из этого следует прежде всего дружинный (ватажный) характер военного дела у тамошних племен, при соответствующем военном снаряжении и тактике боя.
Русские воины (слева и вверху) и литовский – справа, середина XIV в. Рисунок М. Горелика из книги: Gorelik M.V. Warriors of Eurasia: From the VIII century BC to the XVII century AD. L.: Montvert Publications, 1995.
Между молотом и наковальней…
Однако самым главным фактором, оказавшем влияние на развитие этого региона Европы, стала его… «зажатость» между католическими странами на Западе и православной Русью на Востоке.
Так, например, Померания получила независимость от Польши в 1033 году, но постепенно германизировалась до тех пор, пока, так же, как и часть Бранденбургского марша, не была полностью поглощена Германской империей в XIII веке. Затем в 1231 году началось вторжение немецких крестоносцев в соседние языческие народы, и их первой целью были пруссы. Войны с ними продолжались и в XIV веке. Если мы двинемся дальше на север, то окажемся на землях современных Эстонии и Латвии, и узнаем, что и они были захвачены в 1203 году.
Зажатая между этими районами Литва сохранила свою независимость и даже язычество еще и во второй половине XIV века, что можно считать за своеобразный рекорд существования язычества в центре Европы. Однако к этому времени Великое княжество Литовское перешло в наступление, в конечном итоге стало одним из крупнейших европейских государств. Впоследствии она объединилась с Польшей в 1386 году, чтобы противодействовать экспансии крестоносцев, после чего в Литве было сразу же официально отменено язычество в 1387 году.
Литовские воины. Рис. Йена Хиса из книги: Armies of the Middle Ages by Ian Heath. L.: Wargames Research Gp. 1984. К сожалению, в те годы Хис иллюстрировал свои книги вот такими мелкими графическими прорисовками, так что много из них не узнаешь. Впрочем, им использовался очень большой объем материала, так что они, тем не менее, заслуживают внимания.
«Учиться у немцев!»
Впрочем, противодействовали в этих землях христианизации все понемногу, хотя и порознь, что очень помогало крестоносцам. Местные племена всегда были воинственными, а теперь в XI и XII веках, глядя на немцев, они постарались обзавестись еще и собственной конной элитой. При этом, однако, их военная техника по-прежнему оставалась очень простой, ну а доспехи имели лишь немногие из воинов. Оружие обычно ввозилось из России или Скандинавии, и, хотя использование лука было распространено очень широко, техника стрельбы, да и сами луки, были весьма примитивны. Более совершенное оружие, например, те же самые арбалеты, обычно захватывалось или покупалось у их противников или соседей. А со временем прибалты научились копировать и осадные орудия своих противников. Тем не менее, мечи продолжали оставаться редким оружием вплоть до самого XIV века, а вот копья были безусловно очень распространенным оружием.
Как видите, вооружение в то время было достаточно простым, поэтому перенимать его одним народам у других было очень просто. Миниатюра из «Библии Гумберта», 1175-1195 гг. Регенсбург, Германия (Библиотека Нюрнбегского университета, Нюрнберг)
Основа войска – легкая конница
Племена латышей и литов современной Латвии были небольшими по численности, слабыми, и на них просто охотились их более воинственные соседи. Вскоре они смирились с господством немецких захватчиков, но эстонцы, литовцы и пруссы периодически поднимали против них восстания. Относительно богатые и многочисленные, пруссы приняли тактику партизанской войны, поскольку обитали в землях болотистых и лесистых и таким образом пытались противостоять бронированной коннице и арбалетам захватчика. Литовцы были беднее, правда, жили в еще более недоступной местности. Однако у них было много лошадей, что позволило им разработать свою собственную тактику, которой пользовалась их легкая кавалерия. И эти прибалтийские воины оказались настолько эффективными, что тевтонские рыцари не гнушались использовать представителей местной аристократии, обращенной ими в христианство, таким образом, чтобы те продолжали поддерживать свои военные традиции уже на службе Ордена, то есть поступали весьма дальновидно. Подобный процесс был замечен позже и в некоторых районах Литвы. Ну, а сами немецкие крестоносцы, конечно же, имели рыцарское вооружение в типичном центрально-европейском стиле.
Вот они какими были – германские рыцари, наводившие ужас на куршей и пруссов. Миниатюра из «Спекулум Виргиниум», 1200 г. Тир, Германия. (Музей Августа Кестнера)
Зима – лучшее время для войны с Литвой
К середине XIV века часть литовской элиты носила полные доспехи, вероятно, в западноевропейском стиле, но большинство все же придерживалось национальных традиций. Их военная организация, возможно, стала более изощренной к XIII и началу XIV веков, но главной военной силой Литвы, как и раньше, оставались на удивление большие конные отряды. По мнению Д. Николя, литовцы в основном копировали оружие и доспехи польского и русского образца, как более дешевые и доступные. Их тактика была связана с организацией быстрых набегов на противника, чтобы добыть скот, рабов или добычу, причем, в особенности летом, когда болота мешали тяжелой христианской кавалерии их преследовать. Взамен крестоносцы предпочитали атаковать литовцев зимой, используя замерзшие реки в качестве магистралей.
А вот так тогда штурмовали города! Миниатюра из «Ашаффенбургского Золотого Евангелия», 1225-1275 гг. Майнц, Германия. (Ашаффенбургская библиотека)
Дротики против луков!
После монгольских вторжений в 1240-х и 1250-х годах литовцы многое у них позаимствовали, хотя вместо луков использовали дротики и мечи, а их пехота все еще была вооружена копьями, топорами и, возможно, арбалетами. Во всяком случае тактика их конного боя была похожей на монгольскую: напасть, закидать врага дротиками и тут же отойти назад. И так до тех пор, пока измотанный противник не обратится в бегство. Правда, разница заключалась в оружии, так как литовцы предпочитали лукам дротики. И, кстати, эту же тактику применил Витовт и в знаменитой битве при Грюнвальде, и она также имела успех! Восточноевропейское военное влияние в целом также усилилось, и литовское оружие и доспехи стали похожи на вооружение как своего восточного соседа, то есть русских княжеств, так и монголов. Особенно это было заметно в землях восточной Литвы, в центре которой находился город Вильно (Вильнюс). Причем в Восточной Литве было принято вербовать наемников, включая и монголов. Интересно, что Западная Литва дольше цеплялась за свое язычество, но при этом находилась под влиянием военных технологий Западной Европы и тевтонских рыцарей.
Комментарии