Сибарис: Город, утонувший в роскоши

На модерации Отложенный

Сибарис: Город, утонувший в роскоши

Береговая линия Тарентского залива — одно из самых красивых мест Апеннинского полуострова. Здесь радует глаз обилие живописных бухт и удобных пляжей. Широкие ручьи среди белых камней и зарослей олеандров спешат с гор в море. Природа благодатна и плодородна. Однако деревни этого района бедны. После Второй мировой войны жители стали уезжать за лучшей долей на север или эмигрировать в другие страны. Сегодня Калабрия — самый экономически отсталый регион Италии. Но так было не всегда. 25 веков назад, во врёмя эпохи Великой греческой колонизации, там процветали города-полисы Локри, Кротон, Метапонт. Среди них жемчужиной светился легендарный Сибарис, о котором мы вам и расскажем.

Источники богатства

Сибарис был основан около 720 года до н.э. ахейскими поселенцами. Колонисты предоставляли гражданство всем желающим, что в других греческих городах-государствах запрещалось. Благодаря такой политике население Сибариса вскоре достигло 300 тысяч человек, и он стал одним из крупнейших мегаполисов в мире. Его стены тянулись на девять километров — больше, чем в Афинах в эпоху Перикла. Власть города-государства распространилась на 25 поселений.
Жители Сибариса получали доход от продажи вина, пшеницы и меда. Разводили крупный рогатый скот и лошадей. Добывали серебро. Кроме того, из других греческих городов завозили ткани, духи, красители и керамику, а также медь, олово и железо с острова Эльба. Важным источником дохода была торговля с городом Милет с побережья Малой Азии. Сибарис, не имевший удобной гавани и своего флота, в торговых сделках пользовался посредничеством этрусских и малоазийских греческих мореходов.
Город стал центром торговли и перевалочным пунктом для товаров со всей Греции и окрестностей. Он чеканил собственную монету — крупные (более восьми граммов весом) серебряные статеры. Богатством и могуществом Сибариса восхищался остальной эллинский мир. Великолепием и изобилием сопровождался длительный период «сладкой жизни-сибаритов, который в одночасье завершился разорением и опустошением Сибариса.

Комфортная жизнь и свободные нравы

Само устройство города и порядки в нём отличались от соседских. Например, в греческих городах состоятельные граждане жили на одних улицах с бедняками, а в Сибарисе богатые обитали в элитном пригороде Мегары — своего рода эквиваленте соврёменного Беверли-Хиллз. Существовал запрет на петухов и ремесленников в пределах городских стен, чтобы шум по утрам не тревожил сон горожан. Жители пользовались комфортабельными банями и придумали уличное освещение. Даже рабы в Сибарисе жили лучше афинян и, уж тем более, спартанцев.
Мужчины облачались в яркие гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани) из легчайшей милетской шерсти, на руках носили много колец, а обувь предпочитали из Персии. Разноцветные одеяния были до такой степени популярны, что красильщики города были избавлены от уплаты налогов.
Женщины наряжались в платья, украшенные жемчугом, и сандалии на высоких каблуках. Браслеты и серьги менялись несколько раз в день сообразно случаю. Использовалось много косметики. То есть, сибаритянки выглядели так, как в Сиракузах, например, могли выглядеть только гетеры. О свободе нравов в Сибарисе ходили легенды. Некий афинский сплетник утверждал, что богачки-сибаритянки, чтобы достичь совершенства в искусстве любви, нанимали специалистов для обучения. Мужчины приглашали замужних и свободных женщин на пирушки. Такие вольности для других греков были шокирующими и неприличными.
 

Содержание золота в канализации японского города Сува в 50 раз выше, чем в лучших золотоносных шахтах. Дело в том, что в городе много заводов электроники, где применяется золото и содержащие его металлы.


Рабы излишеств

Диодор Сицилийский писал, что наибольшее удовольствие сибариты получали от еды. Он называл их — рабами собственного желудка». Каждый год, после всенародного голосования, гражданин, который дал самый роскошный и дорогой банкет, награждался золотой короной. Повар, предложивший наиболее интересное блюдо, получал привилегии. Если кушанье было собственным изобретением, город предоставлял патент умельцу, и у него появлялось исключительное право подавать это блюдо в богатых домах в течение года.

Такой подход можно рассматривать как первую известную в истории концепцию защиты интеллектуальной собственности. Кулинары, которые были способны готовить деликатесы — например, угря, — освобождались от налогов.
Столовой посуды и вилок сибариты не знали. Они ели руками, а тарелками служил хлеб. Интересно, что именно жители Сибариса изобрели ночной горшок, которым свободно пользовались во врёмя обеда, если возникала такая необходимость. Богатых горожан на пиршествах развлекали танцовщицы, шуты, акробаты, обезьяны, карлики и даже лошади, обученные танцевать под звуки флейты. Банкеты всегда начинались после захода солнца и заканчивались как раз перед рассветом. Важность человека измерялась количеством пиров, которые он посетил.

Легенды и анекдоты

Ещё в древности понятие «сибарит» стало нарицательным. Множество легенд о Сибарисе и сибаритах пережили город и его жителей. Во врёмена Аристофана афиняне с удовольствием слушали забавные истории, где главным героем выступал житель Сибариса. Сенека писал об одном богаче, который не мог спать в постели из лепестков роз, потому что один лепесток сморщился и натирал ему плечо. Пифагореец Тимей цитировал сибарита, побывавшего на обеде в Спарте: «Теперь я понимаю, почему спартанцы готовы умереть за вашу страну. Самые трусливые мужчины предпочли бы смерть жизни на спартанской похлёбке». Известна шутка о человеке, заработавшем грыжу тем, что он всего лишь наблюдал за трудом раба. В веках прославился сибарит Сминдирид, который поехал в Сикион сватать Агаристу, дочь тирана Клисфена, захватив с собой целую армию поваров, птицеловов, рыбаков и шутов. Другой экстравагантный нувориш Алкистен стал знаменит благодаря гиматию такой неописуемой роскоши, что два столетия спустя, когда эта одежда попал в руки Дионисия Сиракузского, она была продана карфагенянам за 120 талантов. Сегодня такая цена эквивалентна нескольким миллионам долларов.

Гибель города

Сибарис, транжира и любитель роскоши, и его сосед — полис Кротон, строгий и добродетельный, представляли собой две антагонистические политические единицы. Эти города были в вечном конфликте. Кротонцы, принявшие аскетическое учение математика и философа Пифагора, ненавидели город оргий и пиров. Большинство жителей Кротона считали Сибарис символом зла, который должен быть уничтожен.
Повод для войны появился, когда 500 сибаритян попросили убежища у кротонцев (тоже, видно, не все в — городе грёз» было ладно), а правители Сибариса потребовали выдачи беглецов. Пифагор, красноречиво выступив на городском совете, отстоял их. Власти Кротона послали пифагорейцев в Сибарис, чтобы объяснить ситуацию. Но там делегацию казнили, а тела бросили стервятникам. Для греков убийство послов было неслыханным кощунством. Тут же распространился слух, что во врёмя резни статую Геры в святилище близ Кротона начало рвать чёрной желчью.
Сибарис объявил войну Кротону. Армия кротонцев под предводительством ученика Пифагора — олимпийского чемпиона Милона — нанесла поражение сибаритам. По легенде, в ходе боевых действий конница Сибариса столкнулась с группой флейтистов, играющих мелодию, под которую лошади сибаритов были обучены танцевать. Кони пустились в пляс, и войско смешалось. Кротонцы, используя в своих интересах беспорядок и дезориентацию в рядах врага, нанесли удар. Город был взят и разорён дотла. Кротонцы изменили русло реки Кратис, и Сибарис скрылся под толщей воды и ила. Выжившие сибариты рассеялись по соседним городам.
Греческая этика опиралась на умеренность, воздержанность и самодостаточность. В противовес остальному греческому миру жители Сибариса преклонялись перед роскошью, чувственностью и красотой. Более того, состоятельность горожан сделала их высокомерными не только по отношению к другим грекам, но даже по отношению к богам. В результате такой жизни Сибарис не дал миру ни одного известного философа, учёного или полководца. О жителях города осталась память в веках как о людях изнеженных, любящих роскошь и удовольствия. В общем, как о «сибаритах».

 

"Тайны ХХ века" №52, 2011 г.