Возможна ли в России «цветная революция»?

На модерации Отложенный

Цветная революция – это способ свержения легитимной власти в странах второго и третьего мира. Главная особенность подобных событий – отсутствие декларируемого насилия.

Как показывает практика, если легитимный режим готов сопротивляться, но при этом не имеет существенных сил, то мирные шествия неизбежно переходят в массовые беспорядки.

Вот цветные революции, которые произошли относительно недавно:

Евромайдан на Украине в 2014 году;

«Уксусная революция» в Бразилии;

«Хризантемная революция» в Молдавии;

«Революция любви» в Армении.

Наиболее частый тезис цветной революции – смена авторитарных политических режимов, а также реализация права народа на самоопределение.

Однозначно сказать, кто именно организует цветные революции, невозможно. «Патриоты» считают, что это делают США при соучастии стран НАТО. Группа же «оппозиционеров» убеждена, что подобные мирные шествия происходят «сами собой», когда у народа заканчивается терпение.

И то, и то кажется не вполне верным. Во-первых, американцы, безусловно, принимали участие в отдельных революциях, но точно не во всех. Во-вторых, ни одна революция не способна произойти «сама собой». История не знает подобных примеров. Всегда был лидер.

За каждым народным волнением всегда стоит бенефициар – он же выгодополучатель и, как правило, подпольный организатор шествия. Им может выступать представитель местных, федеральных или глобальных элит.

В соответствии с «теорией цветных революций» существуют три основных условия для успешного свержения власти:

- экономическая отсталость или резкий экономический упадок, шокировавший народ (в России частично присутствует);

- зависимое положение страны (в России явная экономическая зависимость от Запада и скрытая политическая – в лице компрадоров, тоскующих по 90-м);

- Централизованное управление – то есть все процессы контролируются из единого центра (у нас это Кремль).

 

По этим критериям современная российская система вполне может, как видим, стать объектом цветной революции. Однако есть пара нюансов.

Во-первых, последние несколько лет Кремль активно наращивает численность Росгвардии, что пока еще позволяет подавить практически все массовые протесты в стране. Кремль одним щелчком пальцев может свести на нет любые «происки оппозиции». Многие просто не представляют, какой властью обладает действующий истеблишмент России.

Впрочем если нынешнее отвратительное отношение власти к народу будет и дальше усугубляться, не исключена возможность раскола в рядах силовиков.

Во-вторых, на «путинскую систему» сложно воздействовать снаружи. Во многом это связано с тем, что на всех ключевых должностях сидят лично обязанные Путину люди, чьи власть и огромные капиталы без Путина могут испариться в одночасье. А стабильность обеспечена коррупционными схемами.

А вот от внутренних проблем действующий режим зависим куда больше. Причем на первом месте здесь далеко не сами народные протесты, которые в сравнении с аналогичным даже в благополучной Европе – смехотворны. А в том, что их способна раздуть какая-нибудь правящая группировка, воспользовавшись текущими трудностями государства.

И вот тут таится главная опасность. Организовать цветную революцию в России может группа высших лиц, надежно укрывших часть своих капиталов на Западе и имеющих властные амбиции, нереализуемые при «путинской стабильности».

Серьезный удар по государству, нанесенный «делом Голунова», заставивший с бледным видом каяться аж министра внутренних дел, явно организованный изнутри власти – пример того, как может разыграться эта революционная карта.

При этом народ в итоге этой милой его надеждам «ненасильственной революции» может остаться как в выигрыше, так и в проигрыше – это уже дело случая. Хотя надежда на то, что настоящие организаторы переворота поделятся своей добычей с теми, кто сыграет роль статистов – на мой взгляд, самая ничтожная…