Инженерных войска РФ готовы за год перебросить воды Днепра в Крым

На модерации Отложенный

Еще две недели назад предложение экс-мэра Москвы казалось чем-то вроде жесткого фэнтези. Как мы уже рассказывали, Юрий Лужков призвал перекрыть сток реки Днепр и Десна, которые находятся на территории России, и направить огромный 4-кубокилометровый поток на снабжение Крыма. Изъятая вода должна пойти по Жиздре, Оке, Волге, Дону и реке Кубань «с применением самых современных водосберегающих технологий и соответствующим развитием прилегающих регионов».

Если конкретней, пригодится для нужд Новой Москвы, пополнения стока Дона и Кубани, где, по словам Юрия Михайловича, сейчас воды не хватает. Далее перекачка через Керченский пролив в концевую часть Северо-Крымского канала, откуда вода реверсом пойдет на весь Крым. То есть, если раньше вода Днепра шла на полуостров с севера, теперь пойдет с востока.

Проект масштабный, хотя технически вполне выполним. По уже сделанным расчетам подразделения Инженерных войска РФ готовы выполнить задачу чуть ли не за год.

Главная проблема в другом. Для самой Украины подобный проект сравним с национальной катастрофой. Лишившись российских притоков, главная река самостийной державы станет заболоченной лужей. Жесточайший водный дефицит начнут испытывать сотни городов по днепровским берегам, в том числе индустриальные гиганты Днепропетровской и Запорожской областей. Ну, а стольный Киев стремительно утонет в собственной канализации.

Многие убеждены, при подобном раскладе Украина наконец-то получит, что заслужила. Как известно, до Евромайдана именно она обеспечивала 80% крымской потребности в пресной воде. Причем использовался канал, построенный при СССР, на деньги союзного бюджета и силами всей страны. Однако в мае 2014-го взбесившиеся бандерлоги закидали приграничное русло мешками с песком и бетонными блоками. Нелюдь в буквальном смысле скакала на жуткой херсонской дамбе, радуясь, что теперь сотни тысяч «предателей-крысчан» умрут от жажды и земля Тавриды гарантированно превратится в высохшую пустыню.

Только погубить Крым не удалось. За считанные месяцы были построены гидротехнические сооружения, позволившие заполнить реку Биюк-Карасу и часть русла Северо-Крымского канала водой из Белогорского и Тайганского водохранилищ. Благодаря уникальному инженерному решению на критическом рубеже возобновилась подача питьевой воды жителям Восточного Крыма. Кроме того, осенью 2014 года было начато строительство водозаборов в Нижнегорском и Джанкойском районах общим дебетом около 200 тысяч кубометров в сутки. Военные строители бурили по 12 артезианских скважин глубиной до 180 метров на каждом из водозаборов. На полную мощность система заработала осенью 2016-го.

Звучит громко, хотя на самом деле все это — отчаянная попытка спасти крымчан от надвигавшейся беды. Водозаборы не могут работать долго, соленость воды в скважинах повышается. Так, на Петербургском экономическом форуме-2019 замминистра природных ресурсов и экологии РФ Евгений Киселев признал, что вопрос водопотребления и водообеспечения Крыма является самым острым с точки зрения экологии. Пока проблема решена за счет скважин, тем не менее, Минприроды вынуждено ведет постоянный мониторинг взаимообмена соленых вод прилегающих морей и подземных источников.

Проблема засоления подземных горизонтов особенно остро отмечается в Красноперекопском, Нижнегорском, Советском районах РК. Одна за другой артезианские скважины перестают давать воду, начинается засоление почвы. За пять лет, когда украинская сторона перекрыла Северо-Крымский канал, орошаемый клин крымского земледелия сократился с 400 до 15 тысяч гектаров. Пытаясь найти выход, народ занялся засухоустойчивой пшеницей, экономным капельным орошением, развитием овцеводства на новых солончаках.

Несколько лет подряд официальный Киев куражился — мол, откроем шлюзы Северо-Крымского канала лишь в том случае, если отдадите Крым. Похоже, время ультиматумов кончилось. На сайте официального интернет-представительства президента Зеленского появилась характерная петиция с требованием «немедленно и без всяких условий» направить днепровскую воду на полуостров. Причем IР-адреса авторов — украинские.

«Крыму не хватает воды. Для Украины вернуть ее ничего не стоит. Все гидросооружения построены еще во время Союза нашими родителями», — совершенно справедливо констатировано в петиции. И подчеркнуто, сделать это надо немедленно, чтобы «спасти экологию и сельское хозяйство наших соотечественников».

Внезапно разыгравшийся укро-гуманизм поясняется просто. На днях экс-депутат Верховной рады Украины Алексей Журавко выложил в Сеть в общем-то известную информацию: если срочно не разблокировать Северо-Крымский канал и не запустить дренажную систему, катастрофические затопления и эпидемии грозят плодородным землям Херсонщины. Объявленная украинскими властями водная блокада Крыма все большее бьет по самим украинцам.

И вот в такой ну очень непростой ситуации спикер крымского парламента Владимир Константинов делает сенсационное заявление. Процитирует ошеломительную новость. Оказывается, Крым не нуждается в возобновлении поставок днепровской воды с территории Украины, безопасность которой вызывает сомнения.

«Нам вода от Украины не нужна. Она жутко загрязненная, — утверждает Константинов. — Мне недавно сказали специалисты, что вода, которая поступала в Крым, способствовала росту онкологических заболеваний. Что там льется, никто не контролирует… Сейчас они пусть сами разбираются со своими проблемами».

Он особо предупредил, что даже если на уровне российско-украинских межгосударственных отношений встанет вопрос возобновления подачи днепровской воды в республику, придется особое внимание уделить ее очистке и измерению содержания вредных веществ. «Только после этого впускать к нам! Вопрос подачи воды в Крым из Украины сейчас остро уже не стоит», — заключил Константинов.

Если передать все эти пассажи одной фразой — руководство полуострова демонстративно отказалось от Северо-Крымского канала. Председатель Госсовета РК слишком опытный и расчетливый руководитель, чтобы идти на подобный демарш по собственной инициативе. В Симферополе убеждены, нынешнее заявление по каналу согласовано и одобрено федеральным центром, а вернее всего прямо инициировано Кремлем. Предельно ясно, что никто не будет измерять и тем более чистить заведомо грязный днепровский поток.