Когда русские стали называться русскими или прогулка с украинцем вглубь веков
На модерации
Отложенный
Презабавный, однако, казус приключился на днях. Один, как бы помягче… украинский патриот изволил сделать преинтереснейшее замечание. Я даже теряюсь, как его классифицировать.
Дело в том, что персонаж, сделавший данное заявление, отморожен украинством на всю свою свидомую головушку. В его черепной кастрюльке такое дикое варево из польско-украинских мифов про русских, что не хватает места для простейшей логики, знаний и способности адекватно воспринимать реальный мир. О чём речь, если там не нашлось места даже элементарной культуре, стыду и совести. Пациент – просто необразованный хам, грубиян, невежа, матерщинник… Короче, он свидомый украинский патриот. Именно поэтому я так искренне удивлён подобному намёку на какой-то проблеск сознания с его стороны.
Собственно, вот его смелое заявление. Оцените.
Масштабы данного заявления трудно переоценить. Судите сами. Во-первых, тотально освидомленный украинец вдруг признает доводы москаля со ссылками на исторические документы «аргументированными»! Это само по себе ценно, т.к. украинская историческая наука старательно избегает работы с русскими историческими документами, традиционно предпочитая польские сказки про злых московитов. Все русские и иностранные источники, противоречащие украинской мифологии, с ходу объявляются поддельными и начисто отметаются. А тут украинец, вот так с ходу, признает их «аргументированными»… Что случилось? Может он нечаянно выпал из тесной пещерки свидомого украинства, плотно прокуренной нецелебными травами, и неожиданно хватанул свежего воздуха? Я не знаю. Загадка…
Во-вторых, свидомый патриот вдруг признает, что русские называли себя русскими. Мало того, он признает, что они называли себя русскими аж в 16-17 веках! Вы же понимаете, что он глумливо оттоптался на одном из главных государствообразующих мифов Украины? Т.е. все апологеты украинства, доказывавшие, что русские стали называться русскими только после секретного указа Петра I 1721-го года, попросту врали?! Оказывается, что русские были русскими, а Россия Россией ещё задолго до Петра I! Какой тяжелый удар по свидомому украинству! Вот это поворот!
Не, друзья, я вполне осознаю, что данного пациента украинского государственного вивария просто перемкнуло на секунду. Может, лаборанты не доглядели, и пациент пропустил очередной сеанс живительной свидомой гипнотерапии. Может, не укололи сывороткой украинства вовремя. А может, наоборот, передоз тяжелыми психотропными приключился… Не знаю. Но понятно, что это лишь временное просветление, и в скором времени испытуемый вернётся в свое обычное состояние ужаленного укропатриота. Он ещё сам прибежит опровергать свои же слова. Уж поверьте!
Но пользуясь его неожиданным выходом из свидомого анабиоза, попробуем его прихватить на свежем воздухе. Постой, свидомый небрат, подыши немного, выдерни капельницу украинства из наколотой венки, погуляй на воле, пока санитары государственного вивария за тобой не прибежали.
Необычная ситуация, согласитесь. Свидомому украинцу вдруг захотелось узнать правду. Когда же всё-таки русские стали называть себя русскими, а свою сторону Русью? Да, понимаю, что это его временно попустило. Сейчас его накатит, санитары прибегут, надвинут на череп съехавшую набок кастрюлю, воткнут препаратик польский проверенный… И пациент вернется в своё обычное состояние бравого украинского патриота. Но вот здесь и сейчас он хочет знать правду. Но вот как помочь ему в этом деле?
И тут мне пришла в голову одна мысль… Так, фантазия… Если мы вдруг предположили наличие проблесков разума в свидомом космосе, то почему бы не предположить наличие у меня машины времени? Вероятности одного уровня. И почему бы мне не предложить этому украинцу прокатиться на этой машине вглубь веков, дабы помочь ему найти тот момент, когда русские стали русскими? Хорошая же идея?
А ты, свидомый небрат, хочешь покататься на машине времени? Хочу, говорит. Ну, тогда садись, небрат. Я уже и креслице для тебя полиэтиленом обтянул на всякий случай. Сел? Удобно? Ну, тогда поехали! Тяну за рычаг. Треск, грохот, запах шкварок… Забыл объяснить. Просто моя машина на сале работает. Бензина то в древности не было, а вот сало – вечно и незыблемо. Такая вот практичная фантазия. Да и небратскому украинцу приятнее с дымком путешествовать.
Короче, летим. Мчатся вокруг нас года и столетия в обратную сторону. 20-й век промелькнул, 19-й, 18-й… 17-й век! Эй, свидомый, будем останавливаться? Или ты уже согласился, что в 17-м русские звались русскими? Согласился? Убедился? Ну, тогда летим дальше, чтобы время и сало зря не тратить.
Век 16-й. Притормаживаем. Останавливаемся. Я помню, свидомый, что ты и с 16-м веком согласился. Что, мол, были тогда русские, и была Русь-Россия. Но зафиксируем. Вылазь, смотри вокруг. Вон, видишь, в Москве князь Иван Васильевич венчается на царство Русское?
А вон, смотри, русские войска Казань штурмуют.
Рустей же силе велице суще и всегда казанцев прогоняху, биюще: на единаго бо казанца сто русинов, а на два двѣсте.
… Како бо можаху битися казанцы с такими рускими силами многими, яко быти на единаго казанца русинов 50!
… Воин же той русинъ остави то все в мечети грабити и тече к дружине своей и повѣда имъ о цари, с ними же и поскочи на царя, а иныя на жены устремишася.
Казанский летописец
Видишь, русских, свидомый небрат? Видишь. И не ты один. И поляки в 16-м веке их видели. Например, Стрыйковский их описывал в своей хронике.
Если не понимаешь по-польски, то вот тебе перевод на имперский.
В том же 1433 году Болеслав Свидригайло, брат Ягелло, имея в помощь лифляндское войско, татар и очень много московской, тверской, смоленской, северской, киевской и полоцкой руси, тремя большими загонами вторгся в литовские земли, разоряя, поджигая и рубя все, что ему подвернется
Kronika Polska Litewska, Zmodzka, y wszystkiey Rusi Kijowskiey, Moskiewskiey, Siewierskiey, Wołynskiey, Podolskiey, Podgorskiey, Podlaskiey.
Заметил, что Стрыйковский описывает уже 15-й век? Вот-вот. Не печалься, мы сейчас туда и сами отправимся. А пока зафиксируем. В 16-м веке русские уже звались русскими, а свою землю называли Русью. Осознал, небрат? Вижу, что осознал. А я осознаю, что это осознание у тебя до первого санитара из твоего свидомого вивария. Один укольчик, и ты опять без сознания будешь.
Ну что ж, полетели в век 15-й. Трах-тибидох и запах шкварок… Прилетели! 1480-й год. Ух ты, гляди, украинец, что деется! Русь с татарами на реке Угре схлестнулась!
Да-да, москвичи присутствуют. Но они же и народ-Русь, а землю свою зовут Русской, свидомый небрат. Видишь? То-то же. А вон смотри, вниз по реке Волге тверской русин Афанасий Никитин плывет. За три моря собрался. Да не один, а с другими русскими людьми. Жаль, что обратно на Русь только один он и добрался.
А вон и Тимофей Владимирский из Казани домой на Русь во Владимир бежит.
И сказа ему о себе, яко "пленник есть, русин, бежа ис Казани на Русь, и слышах тебе по руски поюща великий стих богоматере, еже есть богородичен, любезнейший есть той стих всех стихов богородичных, и у нас его на Руси поют честно, славящий пресвятую богородицу нашу молитвенницу и заступницу.
Повесть о Тимофее Владимирском, XV век
Видишь, свидомый, кто он? Ага, русин из русского города Владимира. Ну не хнычь, небрат, не хнычь. Будет тебе сейчас интересное. Порадую я тебя, свидомый. И лететь никуда не надо. Всё здесь же в 15-м веке. Присмотрись туда, вдаль, куда русин Никитин уплывает. Видишь там двух итальянцев? Одного зовут Иософат Барбаро и он венецианский торговец. Прикинь, свидомый, этот итальянец 16 лет в окрестностях Дона рассекал по делам венецианским торговым. А второй, это Амброджо Контарини, венецианский дипломат.
Зачем я тебе их показываю? А тут всё просто, украинец, они общались с русскими. Но это ещё не всё. Они знали, видели и описывали народ, которой вы, свидомые украинцы, боготворите и преклоняетесь. Да-да, они видели МОКШУ! Не дрожи, свидомый. Внемли гласу о священном для тебя народе.
А вот тебе итальянский оригинал.
Где они могли видеть народ-мокшу? Контарини добирался от Каспия до Москвы вверх по Волге, а далее по Оке. Вот тебе карта бассейна реки Оки. Попробуй, глядя на эту карту, догадаться, где же он их видел. Понимаю, что мозг у тебя травмирован украинской пропагандой начисто, но вдруг догадаешься. Причем, скажу по секрету, мокша там обитает до сих пор. Да-да, ваш святой народ жив! Возрадуйся, свидомый небрат!
Но это лирическое отступление и к целям нашего путешествия не относится. Посему, вернемся к русским. А вот русских Контарини и Барбаро называли скучно и предсказуемо, т.е. россиянами.
А Москву – столицей Белой Руси.
Ну что, свидомый небрат, полетим дальше, вглубь веков? Сам видишь, что в 15-м веке русские уже были русскими. Но не плачь, мы обязательно найдем то, что ты хочешь. Полетели!
Трах-бах… Тьфу ты, шкварки эти воняют. Надоело! А ты чего, украинец, слюни пускаешь? Вылазь с машины, 14-й век на дворе.
И тут сразу сеча, рубилово! Куликовская битва! Присмотрись, свидомый, кто ж там с Ордой рубится?
Это из Новгородской 4-й летописи. А вот как эта битва описана в Орденской Хронике Детмара Любекского 1395 года.
Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.
(Chronik des Franciscaner Lesemeisters Detmar: nach der Urschrift, 1395 год)
Да что там немцы! Посмотри, свидомый украинец, как про эту битву писали твои предки.
Бысть сЂча люта черес весь день сентября, и падоша множество безьчислено от обоих странь, множество излише, яко же не бысть в Руси николи же в Рускуи земли. И поможе бог великому князю Дмитрею Ивановичь, a Мамаевы полци погансти побегоша, a наши за ними, биючи и секучи безь милости поганных, и гнаша их до рекы до Мечи, и ту множество изьбиша, a иныи в рецЂ истопоша, имь же не бЂ числа.
(Супрасальская летопись, белорусско-литовская)
Забавно, да?
Твои предки, украинец, считали нас Русью и «нашими», а ты вот нас называешь «москалями» и «небратьями». Вот такой вот парадокс, свидомый. Да ты не хнычь, я ж не против. «Небратья» так «небратья».
А вон твой предок, летописец, ещё пишет про 14 век.
B лЂто 6826 [1318]. Выде Кокча на Русь и повЂси 100 и 20 человековь y Костромы, и шед ратию, взя ратию Ростов и позжже. Тои же зимы мор бысть на люди на Тфери.
(Супрасальская летопись, белорусско-литовская)
Ну и как назывались русские в 14-м веке, свидомый? Правильно, звались русью. На тебе ещё «Список русских городов дальних и ближних» из этого века и полетим дальше.
Понятно, что русских городов было больше. Это я тебе, свидомый, чисто Залеские города отобрал. Посмотрел? Молодец! Но всё равно не запомнишь, у тебя ж память свидомая. Летим!
Чих-пых… Вонь шкварочная! Пригорело! Или это ты, небрат, перегрелся? Вылазь, приехали. 13 век, как никак. Вот, блин, опять татары!
В лѣт̑ . ҂s҃ . ѿа҃ . [6801 (1293)] сѣде на Костромѣ кнз҃ь Иванъ Дмитреєвїчь . того же лѣта поидоша вси кн҃зи въ Ѡрду . и влд ка Тарасїи . того же лѣта престависѧ кн҃зь Михаило Глѣбовичь въ Ѡрдѣ . и прїнесенъ бы с̑ в Ростовъ . того же лѣта прїидоша из Орды кн҃зи . Андрѣи . Дмитреи . Феѡдоръ . Костѧнтинъ . а с ними . цр҃ь Дюдень . прїде ратью на велїкого кн҃зѧ Дмитриѧ . кнѧзь же бѣжа въ Пъсковъ . Татаровѣ же взѧша Володимерь . Переӕславль . Москвү . Волокъ . и всѣх градовъ . д҃ı . и много зла створиша в Рус̑ скои земли .
(Лаврентьевская летопись)
Да уж, мрачные времена на Руси однако. Лютуют татары. Смотри, свидомый, вон они первую перепись населения на Руси проводят. В Киевской то земле не проводили. Там людишек совсем мало осталось после нашествия Орды. А вот во Владимирском и Новгородском княжествах провели в 1258-59 годах.
Приехашя численицы ис татар и сочтошя всю Русскую землю, и поставиша десятники, и сотники, и тысешники, только не чтошя игуменов и че[р]нцов, и попов, и кто служит святым церквам; се же бысть все грех ради наших.
(Пискаревский летописец)
Гляди-ка, свидомый, и новгородцы плачутся из-за татарской переписи.
Этот новгородский плач достаточно примечателен. Дело в том, что «весть зла из Руси» пришла к ним из Владимира. Помнишь, свидомый украинец, как ты радостно предъявлял цитаты из летописей, в которых говорилось о том, как новгородцы-суздальцы ездили в Русь в Киев? Так вот, этот плач новгородцев о «злой вести» является горячим примером употребления термина «Русь» в узком значении великокняжеского домену. А поскольку Великим князем на тот момент был Александр Невский, столовавшийся во Владимире, то и ехали из Новгорода в Русь (в узком значении), как раз, во Владимир-на-Клязьме. Забавно, свидомый, да? Хотя могу тебя успокоить, Киевщина продолжала быть Русью, но уже в общем, а не в узком значении.
А вон смотри, свидомый, 1242 год. Видишь, как Александр Невский с псами-рыцарями на Чудском озере бьется? Как думаешь, ливонцы называли русских? Правильно, свидомый. Они их называли русскими, потому что они ими и были.
А вот тебе и перевод этих абзацев с немецкого языка.
Жители Пскова тогда
2100 не возрадовались этому известию.
Так называется город,
который расположен на Руси.
Там люди очень крутого нрава,
они были соседями этого [захваченного замка Изборска].
……
2175 и небольшой отряд немцев.
Это обернулось позже им во вред:
их господство длилось недолго.
На Руси есть город,
он называется Новгород.
……
2205 Есть город большой и широкий,
который также расположен на Руси:
он называется Суздаль.
Александром звали того,
кто в то время был его князем:
2210 он приказал своему войску готовиться к походу.
Русским были обидны их неудачи;
быстро они приготовились.
Тогда выступил князь Александр
и с ним многие другие
2215 русские из Суздаля.
Мда, раскатали таки русские европейских цивилизаторов… А вон, свидомый, смотри, как новгородцы хвалятся, что они более русские, чем все остальные. Видать, не слыхали они ещё про великую нацию русичей-украинцев.
В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . д҃ı . [6714 (1206)]а Новъгородъ Великъıи старѣишиньство имать кнѧженью во всеи Русьскои земли. по имени твоєм̑ тако и хвала твоӕ . не токмо Бъ҃ положилъ на тебѣ старѣишиньство в братьи твоєи но и въ всеи Русскои земли . и ӕзъ ти даю старѣишьньство поѣди в свои городъ
(Лаврентьевская летопись)
Ну что, свидомый, как тебе в 13-м веке? Как назывались русские в это время? Ну не хнычь, болезный, нам дальше лететь надо. Впереди 12-й век. Трясь-хрясь-шкварки… Полетели!
Ну что, украинец, вылезай, осматривайся. 12 столетие! Всё-таки это твой самый любимый век, других таких не было и не будет. Почему любимый? Ну как же, свидомый! Ведь все твои цитаты из летописей, которые ты так радостно вспоминаешь, про то, как из Новгорода и Суздаля ездили в Русь, т.е. Киевщину, именно из этого века. Но и тут есть сюрпризы для тебя, свидомый.
1170 год. Смотри, украинец, как Андрей Боголюбский ведет свои войска на Новгород.
Суздальцы, смоляне, муромцы, рязанцы, полочане – это земля Русская. Киевляне в походе не участвовали. И да, это опять то самое употребление термина «Русь» в узком значении. И употреблено оно в отношении Суздальщины, Смоленщины, Рязанщины, Полоцка, а не в отношении среднего Поднепровья.
Значит ли это, что сами новгородцы, которые ездили в Русь то в Киев, то во Владимир-на-Клязьме, не называли себя русским народом? Конечно же, нет, свидомый небрат.
Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому ся выимьть, роте шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое.
Цитата из Мирного Договора Новгорода с немцами, 1180 год
Ну что, свидомый, 12 век, Русь раздирается Рюриковичами на удельные княжества. Сепаратизм процветает. Лозунг «Хватит кормить Киев» набирает популярность. Но русские зовутся русскими. Поехали в 11 век, небрат украинский? Поехали!
Пыф-пыф-пыф… Не далеко тут. Приехали. Смотри, свидомый, какая мгла вокруг. Мало что видно, но некоторые детали разглядеть всё же можно. Видишь, вон Нестор-летописец свою Повесть Временных Лет записывает? Давай заглянем к нему через плечо. Что он там рисует? Ну вот, нет у него никакой «узкой Руси» на Поднепровье, Клязьме или Москва-реке. Да и откуда ему знать, что они будут, ведь он умер ещё до распада Руси на удельные княжества. Поэтому для него Русь, это просто Русь. Вон, видишь, как он выводит «поляне ныне зовомая русь»? Ага, значит, к концу 11 века поляне уже не пользовались племенным именем. Но мы то про предков русских говорим. Как они? А вот как:
Ага, новгородцы и псковичи – русь. А кто ещё, по словам Нестора, прозвался народом-русью? А это мы и сами посмотрим. Поехали, свидомый. Тут совсем рядом осталось.
И вот тебе 10 век, небратский украинец. Тут всё мутно и непонятно. Тут поляне, радимичи, вятичи, словены бок о бок с русью живут и ходят. Да-да, свидомый. Вот тебе полянин, словенин, кривичанин, а вот русин рядом с ними. А кем этот русин был в прошлом, полянином или кривичем, уже и не разобрать. А ты что думал, что они все скопом в один день по указу сверху переназвались всей массой? Странный ты, свидомый.
А вон посмотри, как князь Владимир города вокруг Киева строит и заселяет их вятичами, словенами и финно-угорской чудью? Как они, думаешь, называли себя столетием спустя? Ага, всё той же русью и назвались. А вон посмотри, как князь Владимир Русь крестит.
И Киев и Новгород – Русь, хотя живут там ещё поляне, словены, кривичи, вятичи и прочие, включая чудь, весь и мерю. Но и народ-Русь уже живёт. Параллельно.
Ну что, свидомый, вот твоё искомое время. Примерно с этого времени наши предки и стали называться русскими. Кто-то раньше, кто-то позже. За туманом уже и не разглядишь. Но сам можешь оценить насколько это давно. Ну что, получил ты ответ на свой вопрос? Получил. Можно бы и возвращаться в наш 21-й век, но хочу тебя ещё в одно место завезти. Не боись, свидомый, тут уже совсем близко. Садись в машину, поехали
Бррррр…. Фу, прилетели. 882 год. Оглядись, украинец. Узнаешь места? Вон, смотри, на горе, что понад Днепром, городок маленький да неказистый. Это Киев. Видишь, поляне там сидят? Ага. А вон смотри, по Днепру с севера ладьи Олега с Русью подходят.
В лѣто . ҂s҃ . т҃ . ч҃ [6390 (882)] Поиде Ѡлгъ поємъ вои свои многы Варѧгы Чюдь Словѣны Мѣрю Весь Кривичи и приӕ городъ и посади в нєм̑ мужь свои ѿтуда поиде внизъ и пришєдъ взѧ Любечь и посади мужь свои и при̑доста къ горамъ Києвьскымъ…
… и сѣде Ѡлегъ кнѧжа в Кыєвѣ и реч̑ Ѡлегъ се буди мт҃(и) городом̑ Рус̑скымъ и
бѣша оу него Словѣни и В(а)рѧзи и прочии прозвашасѧ Русью
(Повесть Временных Лет)
Ну всё, вылазь, свидомый, для тебя конечная остановка. Дальше я без тебя полечу и без твоих шкварок. А ты? А ты здесь остаешься. Что тебе здесь делать? Ну как что? Иди вон к олеговому воинству, объясни им, кто из них правильная Русь, а кто неправильная. Кто из них у кого русское имя украл. Расскажи им свои свидомые сказки про Русь-Украину. Думаю, им будет весело.
Ну и в качестве эпилога хочется добавить отрывок из Густнынской летописи, которую сами украинцы называют украинской. Эх, всё таки предки украинцев поумнее своих потомков были.
Комментарии