Алексей Кудрин призвал изменить модель российской экономики

Преодолев кризис, Россия вновь оказалась на распутье, считает министр финансов Алексей Кудрин: наша экономика или останется зависимой от экспорта нефти и газа, или все же сделает усилие и станет инновационной. Риск возвращения к "сырьевой игле" очень велик, соглашаются экономисты: ситуация настолько отчаянная, что Кудрин пытается обратить на это внимание как госчиновников, так и широких масс.

Министр финансов Алексей Кудрин считает, что Россия находится на переломном этапе своего существования. "Мы сейчас выбираем новую модель,— сказал Кудрин, выступая на заседании коллегии Федеральной налоговой службы в понедельник.— Прошел кризис, мы занимались антикризисной политикой, чуть ли не вручную управляли экономикой, и сейчас мы должны выбрать ту модель, по которой будем жить".

По словам министра, необходимо ответить на вопрос— годится ли для дальнейшего развития та модель экономики, которая существовала до кризиса. "Мы будем по ней жить? С высокой инфляцией, очень высокой зависимостью от цен на нефть, рассчитывая только на них? Или все-таки мы должны создать более стабильную экономику, в меньшей степени зависимую от цен на нефть?",— цитирует министра агентство "Интерфакс-АФИ".

Шоки и перепады

Зависимость от нефти плоха тем, что экономика не защищена от "шоков", которые могут возникнуть в результате кризисов, объясняет министр. Таким шоком стало падение цены на нефть в 2008 году со $139 за баррель в июле до $32 в декабре. Цена могла бы и не вырасти вновь так быстро, как это произошло, если бы мировые финансовые институты не закачали очень большие деньги в мировую экономику, чем подтолкнули цены на сырьевые товары к росту. "Таким образом, цена шла против падения спроса",— сказал министр.

Министр финансов отговаривает Россию от возвращения к сырьевой игл Источник (c) ИТАР ТАСС

Падение средней цены на нефть на $33 (с $94 за баррель в 2008 году до $61 за баррель годом позже) привело к сокращению нефтегазовых доходов бюджета России на 3% за один год, сказал Кудрин. Тогда как остальные доходы— не от нефти, газа и другого сырья— упали всего на 0,7% ВВП. Россия должна сделать вывод, сможет ли она "в следующий раз выдержать такие перепады и шоки", резюмировал Кудин.

О рисках возврата экономики России к докризисной модели развития министр финансов говорил и 18 февраля на Красноярском экономическом форуме. Этот риск он назвал ключевым для российской экономики. От сырьевой модели нужно уйти, но пока это не удается, констатировал он. "Есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисную модель, когда большой приток средств, связанный с высокими ценами на энергоносители, и приток капитала идет на укрепление национальной валюты",— добавил Кудрин.

Отчаянная ситуация

На первый взгляд может показаться, что курс, взятый президентом Медведевым и провозглашенный им еще в манифесте "Россия, вперед!", не оставляет вариантов— политическая воля руководства страны направлена на переход к инновационной модели. Тем не менее, предостерегающие слова Кудрина указывают, что риск возвращения к сырьевой модели вполне реален.

По мнению главного экономиста "Уралсиб Кэпитал" Алексея Девятова, этот риск весьма велик. "Без падения цен на нефть на осуществление перехода политической воли, скорее всего, не хватит,— считает он.— Кудрин видит ситуацию как достаточно тяжелую, если не сказать отчаянную, поэтому он решил он сказать об этом с высокой трибуны".

Эти слова адресованы, по мнению Девятова, как широким массам, так и руководителям страны. "В условиях высоких цен на нефть есть соблазн ничего не делать и жить за счет нефтяной ренты,— поясняет экономист.— В начале кризиса была надежда, что падение цен на нефть вынудит государственные органы уделять больше внимания модернизации, но цены выросли".



Между тем падение нефтяных цен до $30 за баррель— единственный реальный стимул для перехода на новую модель развития, считает Алексей Девятов. "В краткосрочной перспективе это было бы плохо: Россию ожидали бы по-настоящему тяжелые 2–3 года, пришлось бы затянуть пояса во многих сферах, существенно пересмотреть всю бюджетную политику, просто не было бы иного выбора. Но потом страна начала бы расти,— уверен экономист.— И мы получили бы и модернизацию, и инновационное развитие". Тогда как сейчас стало снова возможно комфортно жить за счет нефтяных доходов— высокие цены на нефть помогают экономике неплохо себя чувствовать в краткосрочной перспективе и не заниматься модернизацией.

Скоро все узнаем

О том, смогла ли Россия "оторваться" от сырьевой зависимости, "слезть с иглы" и перейти к инновационной экономике, можно будет судить через 5–10 лет, считает министр экономики.

Однако по мнению экономистов, все будет видно гораздо раньше. "Если Россия вступит на путь инновационного развития, изменения будут видны достаточно быстро— через 1–3 года,— считает Алексей Девятов.— Это будет видно по структуре производства, объемам инвестиций, инновациям. А через 5–10 лет мы увидим еще и результаты с точки зрения улучшения качества жизни и выхода на более высокие темпы экономического роста".

Тех мер, которые сегодня не принимаются, недостаточно, потому что создано мало стимулов на занятия инновациями для государственных ведомств и крупных предприятий. "Понуждать административными методами малоэффективно— нужно создать экономические, налоговые стимулы для поощрения инвестиций, чтобы инновационные компании могли существенно уменьшить свое налоговое бремя.

Сырьевые налоги

Если будет выбрана сырьевая модель, то в дальнейшем придется повышать налоги, сказал министр. Однако возможности повышения налогов, по его словам, в России сейчас нет.

Действительно, в экономической статистика за январь наметились тревожные тенденции— замедление инвестиций, рост безработицы, падением реальных доходов населения. "Январь— результат повышения налогов,— отмечает экономист Алексей Девятов, имея в виду рост страховых взносов (бывшый ЕСН) в 2011 г. с 26% до 32%.— Это тревожная тенденция, налогов у нас действительно много, имеет смысл их снизить даже ценой увеличения бюджетного дефицита".

Впрочем, сам Кудрин считает невозможным уменьшение объема поступлений страховых взносов. "Не может быть изменений объема налоговой нагрузки,— категорично заявил он.— Я пока затрудняюсь сказать, насколько мы можем найти более оптимальный вариант, чем существует сейчас". Он подчеркнул, что увеличение ставок страховых взносов позволяет повысить пенсии в России.

Дефицита не будет Кудрин считает, что инновационный сценарий развития экономики не требует сохранения большого размера дефицита в течение продолжительного времени. "Инновационный сценарий не требует денег из бюджета, как многие считают, в таком объеме, который потребовал бы сохранять дефицит",— сказал он в интервью телеканалу "Россия 24". По словам министра, бюджетная поддержка сохранится, как и "ответственность правительства РФ за инфраструктуру, за финансирование фундаментальной науки и НИОКР, отдельные стимулы в поддержке отраслей, как через налоги, так и прямое финансирование отдельных направлений новых разработок, но это не требует масштабных инвестиций, которые позволили бы держать большой дефицит". На Красноярском экономическом форуме Кудрин раскритиковал инновационный прогноз Минэкономразвития до 2030 года, предполагающий, в частности, сохранение дефицита бюджета РФ в размере 2% до 2020 года при цене нефти $100 за баррель. Такой прогноз, по мнению министра, "не имеет права на жизнь".