Или пить, или жить: в центре Петербурга разгорается большой конфликт

На модерации Отложенный

Недавно в центре Петербурга произошла массовая драка между местными жителями и персоналом ночного кафе. К этому явно шло – в последний год острые конфликты горожан и рестораторов случаются чуть ли не каждый уик-энд. 

Драка произошла на ул. Рубинштейна, которую еще называют «пьяной» или же главной ресторанной улицей второй столицы. Действительно, такого сосредоточения кафе, баров, ресторанов и ночных клубов больше нет нигде в городе. Их по несколько в каждом-каждом здании! Прошлым летом, во время проведения в России чемпионата мира по футболу, ул. «Рубленштейна», как ее называл кавказский таксист в знаменитом клипе Сергея Шнурова в «Питере – пить!», кишела иностранцами, которые узнавали о ней из своеобразных интернет-путеводителей о Петербурге. Все заведения общепита, а скорее, «общедринка», во время мундиаля работали до утра каждую ночь. Понятно, что громкая музыка, крики, гам, сигаретные дымы и всякие отходы жизнедеятельности гостей превращали улицу к пяти утра в подобие какой-нибудь гарлемской. Только в это время болельщики расходились, появлялась уборочная техника, а местные жители могли, наконец, вздремнуть. Надо отметить, что полиция такой вакханалии не препятствовала – ведь город для иностранцев должен выглядеть максимально гостеприимным.

 

Чемпионат кончился, но проблема осталась. Три дня, а, главное, ночи каждого уик-энда превращаются для коренных рубинштейновцев в кошмар. Никакая звукоизоляция в квартирах не спасает, в чем убедился корреспондент «НИ»: ощущение в 2 часа ночи, что ты не на кухне жилого дома, а в центре танцпола - дыц-дыц, и восторженные пьяные крики. Пол дрожит, как будто под ногами тоннель метро. Местная жительница Людмила Ивановна рассказывает: «Не спасает ничего, хотя у меня поставлена звукоизоляция и куплены самые большие беруши. Невозможно к этому и привыкнуть – там же не музыка какая звучит, а африканский там-там-дум-дум, который бьет по психике. Конечно, куда мы только не жаловались – вообще все время жалуемся, другого не остается. Конечно, чиновники приезжают, Роспотребнадзор замеряет уровень шума, даже штрафуют заведения на какие-то копейки. Но им-то что? Каждые выходные все по новой. Вот и получается: живем в самом центре города рядом с Невским проспектом, только радуйся, но не получается нормально жить посреди ночной дискотеки. А ведь улица то у нас литературная – тут Ольга Берггольц с Довлатовым жили, а теперь…»

И вот 15 июня между персоналом, посетителями бара DovLaTov и местными жителями произошла массовая драка. Жильцы заблокировали арку дома №27, ведущую на улицу Ломоносова, смежную с Рубинштейна, из-за чего посетители не могли попасть в бар. Петербуржцы объяснили свои действия неким общим решением собственников дома. Вот что нам рассказали полицейские по Центральному району Петербурга: «Тяжелую травму позвоночника тогда получила барменша заведения, были возбуждены административные дела. Да, жители негодуют и их можно понять – полицейские наряды вызываются к домам на ул. Рубинштейна нон-стоп. Но поймите и нас – заведения работают на законных основаниях, они имеют все лицензии и мы не может просто так их закрыть. Сразу скажут, что силовики «кошмарят бизнес».

Отомстили за фейс-контроль

Но ул. Рубинштейна не одна такая в центре, есть и … хуже. Это Думская и все та же Ломоносова. Там располагаются самые-самые злачные ночные клубы северной столицы. И здесь на регулярной основе происходят по-настоящему криминальные эпизоды – драки, продажа наркотиков, разбой и даже изнасилования. В 2013 году перестрелка на Думской улице прогремела на всю страну. Тогда группу кавказцев не пустили в одно из заведений по фейс-контролю. Молодые люди очень сильно обиделись, и открыли огонь из травматических пистолетов по бару, его посетителям и случайно попавшимся автомобилям. Произведено около четырех десятков выстрелов, были раненые. Выяснилось, что агрессоры являлись спортсменами из Дагестана, некоторые позже получили небольшие сроки за хулиганство. В марте этого года правоохранители задержали целую банду опять-таки спортсменов из Дагестана, которые по ночам на Думской улице встречали у выхода из заведений подвыпивших гостей и, угрожая оружием, отбирали у них ценные вещи.

Нескольких человек сильно избили. В декабре прошлого года рядом с баром «Duma» восемь человек избили одного, который им чем-то не понравился – петербуржец еле выжил после нескольких операций. Также в прошлом году на Думской состоялась массовая драка, которая попала в объективы камер слежения. Данная видеозапись быстро стала в Сети хитом. Несколько десятков посетителей одного из клубов вывалили на улицу и бились явно не по-джентльменски: упавших со звериной яростью добивали ногами. В 2011 году прямо в туалете одного из баров девушку изнасиловал студент из Туркменистана, в том же году на Думской девушку затащили в машину трое пьяных мужчин и надругались над ней. Страдают там и селебрити – как-то в одном из клубов на Думской обворовали известного французского пианиста Люка Дебарга, а бывший футболист «Зенита» Владимир Быстров получил увесистый удар в лицо на Ломоносова.

 На этом фоне жалобы живущих в центре петербуржцев на шум всю ночь - уже просто «мелочь».

Николай Буров, советник врио губернатора Санкт-Петербурга по культуре, бывший директор Исаакиевского собора: - У меня радикальное предложение – взять и закрыть все ночные бары на той же Думской улице, а вместо них организовать там культурное пространство. Это сейчас какое-то позорище для культурной столицы – в центре города образовалась полукриминальная клоака, которая притягивает разные сомнительные и опасные для общества личности. Да, я понимаю, что с этими барами и клубами у города есть договор аренды помещений. Надо их расторгать, юридические пути найдутся.

Игорь С., соучредитель одного из баров на Думской улице: - Думаю, проблема раздута СМИ. К примеру, у нас четко выстроено взаимодействие с полицией, потому что именно безопасность посетителей является приоритетной. Если есть договор аренды, есть лицензия на деятельность, лицензия на алкоголь, то какие к нам могут быть вопросы? А то, что рядом наркотики продают, так это вне стен бара, мы не можем это контролировать. Пусть органы этим занимаются. Как и теми же драками – у нас в заведении они невозможны, потому что секьюрити не дремлют. А закрыть, «очистить культурную столицу от злачных мест» - это все лозунги, дешевый популизм для жителей.

Владельцы баров – «золотая молодежь»?

Приведенные выше криминальные эпизоды – подчеркнем – выборочные, одни из многих и многих. На самом деле, в этом районе что-то случается каждые выходные. Каждые! Обращает на себя внимание, что полиция подтягивается большими силами в это «гетто» только часам к четырем утра – до тех пор там «вольница». Наш корреспондент наблюдал, что легкие наркотики в такое время вообще продаются почти открыто. Не говоря уж про всякие спайсы, насвай и азотные «шарики». Конечно, местным жителям, которые проживают рядом с таким адом, не позавидуешь. И как в случае с ул. Рубинштейна, на Думской местные также несколько раз столкнулись с отдыхающими в принципиальных драках: одни отстаивали право на сон, другие – на активный ночной досуг.

«НИ» поговорили с крупным чиновником администрации по Центральному району, который просил не называть своего имени, зато высказался без обиняков: «Да не будет никто закрывать эти клубы на Думской или рестораны на Рубинштейна – их владельцы непростые люди. И дело тут даже не в прибыли. Большинство этих заведений – имиджевые для их владельцев, а владельцы у нас – «золотая молодежь». Они привыкли тусоваться, вот и сферу деятельности выбрали близкую, ну а оплатили удовольствие родители. Среди них, родителей, знаю, крупные чиновники, в том числе, «московские петербуржцы», бизнесмены и даже криминальные авторитеты. Так что, умоляю, произойдет очередное ЧП в этом районе, пресса пошумит, чиновники надуют щеки, скажут громкие слова, но все останется как есть».