Средства борьбы с беспилотниками: cила слабых

На модерации Отложенный

Тенденции развития военно-стратегической ситуация в Восточной Европе могут заставит руководство Беларуси нарастить усилия в области создания средств радиоэлектронной борьбы для противостояния беспилотникам стран НАТО.

Согласно подписанной 12 июня президентами США и Польши Дональдом Трампом и Анджеем Дудой декларации американские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) General Atomics MQ-9 Reaper («Жнец») уже вскоре появятся в Польше.

Порождение «Хищника»

Reaper разработан компанией General Atomics Aeronautical Systems корпорации General Dynamics на базе широко известного БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») и оснащается аналогичной наземной системой управления.

БПЛА MQ-9 имеет 950-сильный (712 кВт) турбовинтовой двигатель в хвостовой части, более мощный по сравнению с поршневым 115-сильным (86 кВт) двигателем БПЛА Predator. Увеличение мощности позволяет “Жнецу” нести в 15 раз больше оборудования и вооружения и проводить в воздухе в 3 раза больше времени при скорости полета как у MQ-1 (порядка 500 км/час). Хотя MQ-9 способен осуществлять программируемый автономный полет, он постоянно находится под контролем наземной станции, а использованием его вооружения руководит только пилот.

MQ-9 по сути дела представляет собой полноценный боевой самолет полной взлетной массой 4,7 тонны. В зависимости от поставленных задач БПЛА способен проводить съемку в видимом и инфракрасном диапазонах, а также может оснащаться лазерным дальномером-целеуказателем.

MQ-9 имеет 6 точек подвески (пилонов). Внутренние пилоны раcсчитаны на 680 кг полезной нагрузки каждый, включая подвесные топливные баки. Пилоны в средней части крыльев несут 270 кг нагрузки каждый, в то время как к каждой внешним точке подвески крепится груз до 90 кг. С двумя подвесными топливными баками по 450 кг и 900 кг вооружения MQ-9 способен совершать полет на протяжении 42 часов.

Для нанесения точечных ударов по важным целям в тактической глубине противника машина может нести ракеты AGM-114 Hellfire II («Адский огонь») класса «воздух-поверхность» с лазерной системой наведения, 500-фунтовые бомбы GBU-12 Paveway II с с лазерным наведением и бомбы свободного падения типа JDAM (Joint Direct Attack Munitions), наводимые по GPS. Которые позволяют поражать объекты противника в любых погодных условиях с минимальными отклонением от цели.

Также планируется оснащать Reaper так называемыми бомбами малого диаметра (small diameter bomb, SDB) типа GBU-39, подходящими для дальних ударов по приоритетным целям без входа в зону ПВО. Сейчас такие бомбы применяются с самолетов F-15E, F-16, F-117, B-1, B-2, F-22 и F-35.

Для того чтобы отстреливаться от самолетов и зенитных ракет MQ-9 предполагается оснастить управляемыми ракетами AIM-9 Sidewinder класса «воздух-воздух» — с инфракрасной головкой самонаведения. Испытания показали возможность использования ракет класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger.

В военных целях этот БПЛА эксплуатируется с 2007 года. Особенно широко MQ-9 использовались и до сих используются в боевых действиях в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Аналитики считают, что развертывание БПЛА Reaper в Польше позволит что польским, что американским спецслужбам и войскам получать оперативные разведывательные данные экономического и военного характера, не говоря уже о том, что в случае начала вооруженного конфликта они смогут наносить удары высокоточным оружием или наводить авиацию стран НАТО на объекты в Беларуси и России.

По оценкам большинства военных экспертов, одна эскадрилья «жнецов» с базой в Польше существенной угрозы для безопасности Беларуси и России не представит, однако сам факт их появления у границ Союзного государства серьезно ухудшит военно-политическую обстановку в Восточной Европе.

В мае 2018 года несколько MQ-9 Reaper уже начали совершать регулярные полеты с 12-й авиабазы Военно-воздушных сил Польши «Мирославец», расположенной в 250 километрах от границы с Калининградской областью.

Вопрос состоит в том, что славянские союзники (и, в частности, Беларусь) могут противопоставить грядущей угрозе. Как полагает ряд экспертов, наиболее оптимальным вариантом ответа для нашей страны является создание системы РЭБ, способной парализовать действия БПЛА потенциального противника.

Персы рулят

В качестве примера они ссылаются на успехи достигнутые в данной области Ираном. В частности на успешный перехват в феврале нынешнего года того же БПЛА MQ-9 Reaper.

Тогда по данным иранских СМИ, военнослужащим Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана удалось взломать канал связи американского беспилотника, который снимал позиции иранских войск в Ираке и Сирии, с пунктом управления и получить изображение с его бортовой видеокамеры.

После чего подразделение РЭБ КСИР выдало беспилотнику команду на принудительную посадку в пустынной местности на территории Ирака. При приземлении дрон получил серьезные повреждения и командование ВВС США приняло решение его уничтожить. Для уничтожения аварийного БПЛА был использован другой MQ-9.

При этом иранским средствам РЭБ удалось внедрится в канал связи и этого беспилотника. Кадры, которые сделал посаженный американский БПЛА на территории Ирака и Сирии, также как и кадры его последующего уничтожения, были опубликованы в интернете.

И случай это не единственный: еще семь-восемь БПЛА, которые совершали постоянные полеты над Сирией и Ираком, были взяты под контроль подразделениями РЭБ КСИР Ирана, которые считывали с них данные в режиме реального времени.

На данный момент Иран собрал своеобразную коллекцию посаженных им американских беспилотников, в этом перечне БПЛА Sentinel, Scan Eagle, Raptor, Reaper. Их общее количество достигло десятка, и иранцы уже освоили производство копий этих аппаратов после проведения реверс-инжиниринга.

Последний по времени перехват БПЛА MQ-9 Reaper вновь поставил перед экспертами вопрос о том, каким именно способом иранским военным удается принуждать дроны к посадке.

Насколько можно понять, он примерно соответствует схеме, изложенной газете The Christian Science Monitor иранским инженером, который, по версии издания, принимал непосредственное участие в операции по перехвату БПЛА Lockheed Martin RQ-170 Sentinel 4 декабря 2011 года.

В газетной публикации процесс перехвата выглядит следующим образом: с помощью средств РЭБ иранцам удалось мощной помехой разорвать канал спутниковой связи между БПЛА и станцией наземного управления, находящейся в США. После этого, в соответствии с заложенным алгоритмом, программное обеспечение дрона перевело аппарат в режим автопилота, который должен был осуществить возврат беспилотника на базу ВВС США в Афганистане.

Воспользовавшись тем, что автопилот ориентируется по данным GPS, иранские военные смогли под видом навигационных сигналов этой системы «подсунуть» ему ложные сигналы глобального позиционирования. В результате управляющая программа беспилотника посчитала, что он уже прибыл к месту базирования, и произвела посадку на территории Ирана.

Как утверждают специалисты (в т. ч. и американские), технически такой перехват (так называемый GPS-спуфинг) действительно возможен. Достаточно заглушить истинный сигнал GPS более мощным ложным — и система навигации любого транспортного средства начинает прокладывать маршрут в неправильном направлении.

Другое дело, как сразу же предположили многие эксперты, вряд ли «угон» RQ-170 был осуществлен иранцами без посторонней помощи. В ряде публикаций содержались намеки на российский след.

«Гроза» грянула из Беларуси

Но, как оказалось, на момент перехвата БПЛА Sentinel, российская армия еще не обладала техническими средствами для радиоэлектронного перехвата БПЛА. Даже во время учений в Астраханской области в 2012 году войска РЭБ не смогли подавить сигнал GPS. Комментируя это случай, наблюдатели отмечали, что в стране вообще отсутствует оборудование, с помощью которого можно давать ложный сигнал в систему глобального позиционирования.

Как предположили тогда сами российские эксперты, необходимые для подобных операций технические средства изготовила и поставила Ирану некая другая «обиженная» Америкой страна. Причем, некоторые из них прямо заявили о том, что для принудительной посадки БПЛА Sentinel мог быть использован комплекс подавления сигналов спутниковой навигации производства белорусского ОАО «КБ Радар». Он не просто забивают эфир шумом, но и генерируют ложные координаты.

Правда, руководство Ирана неоднократно опровергало получение таких средств РЭБ извне и заявляло, что принудительная посадка американских беспилотников целиком является, исключительно, заслугой тамошних ученых и инженеров. Только вот власти США этому не поверили, в связи с чем в начале 2013 года ими были введены временные санкции против ОАО «КБ Радар».

Со времени посадки БПЛА Sentinel технический прогресс не стоял на месте и есть все основания предполагать, что средства РЭБ, разработанные «КБ Радар» стали еще более эффективными. И посаженные иранцами американские дроны вполне могли быть их «жертвами» (хотя мы ничего не утверждаем категорически).

Одной из разработок такого рода является станция РЭБ Р-934УМ2 «Гроза-С». Комплекс размещается на автомобильном шасси. На нем в закрытом кузове монтируется два автоматизированных рабочих места операторов, модули РТР и РЭБ, комплект антенн и т. д. Работоспособность всей бортовой аппаратуры обеспечивается автономным источником электроэнергии. Предусмотрена установка автономных систем жизнеобеспечения. На развертывание станции после выхода на позицию требуется не более 10 мин.

По данным разработчика, cтанция имеет широкий диапазон частот радиоразведки и подавления, соответствующий всем возможным рабочим диапазонам оборудования современных беспилотных летательных аппаратов.

Что позволяет осуществлять: обнаружение БПЛА в пределах зоны действия станции и отслеживание перемещения БПЛА; обнаружение и подавление каналов управления БПЛА от наземного пункта управления и каналов передачи данных с БПЛА на наземный пункт управления; эффективное подавление систем аппаратуры бортовых систем навигации БПЛА (GPS, GLONASS, GALILEO, BeiDou), спуфинг навигации (подмену навигационных данных ложными), а также увод БПЛА с намеченного маршрута или принуждение его к аварийной посадке.

Широкой публике «Гроза-С» была показана на VIII Международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2017 в Минске 20-22 мая 2017 года. Тогда же представители «КБ Радар» сообщили, что уже заключили контракт на поставку станции с одной из зарубежных стран. И хотя эта страна не была названа, уже вскоре стало понятно, что речь, скорее всего, идет об Азербайджане. На вооружение белорусской армии «Гроза-С» поступила в декабре 2017 года.

Сейчас вопрос состоит в том, чтобы в максимально короткий срок произвести и поставить в войска необходимое количество станций РЭБ «Гроза-С». Что совсем не просто, учитывая размер бюджетных ассигнований, выделяемых в нашей стране на оборону.