Демонтаж системы. Останется ли доллар главной мировой валютой и кто составит ему конкуренцию

На модерации Отложенный

Если что-то и лишит американскую валюту статуса мерила ценности, то это будет явно не рубль

Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на этой неделе вдруг решил высказать свое отношение к американской валюте.

«Представляется ненормальным, что США, ведя себя столь агрессивно и непредсказуемо, продолжают оставаться держателем основной резервной валюты. На фоне объективного укрепления многополярности монопольное положение доллара в международных экономических отношениях превращается в анахронизм… Постепенно доллар приобретает токсичный характер», — цитирует начальника разведчиков ТАСС.

Разговоры о «несправедливости» мировой финансовой системы, в которой главенствует доллар, а остальные валюты рассматриваются как производные «настоящих» денег, ведутся уже более десяти лет. Отправной точкой можно считать кризис 2008 года. Основную претензию критиков существующего до сих пор положения вещей можно выразить в двух фразах. У Америки получается печатать доллары, а у остальных — то, что получается. У кого-то — йены или евро, у кого-то юани, а у кого-то рубли или венесуэльские боливары. Поэтому Америка может позволить себе триллионные стимулы и гигантский госдолг, а у нас с Венесуэлой такие попытки боком выходят. Пробовали уже. И лучше бы этого не делали.

Сейчас в США на фоне торговой войны с Китаем, которая уже начинает сказываться на американских макроэкономических показателях, Федрезерв дает понять, что рассматривает вариант возврата к политике «нулевых ставок» и не исключает возобновления «количественного смягчения». В переводе на человеческий язык — печатный станок смазывается и готовится к усиленной эксплуатации. Это вызывает очередное обострение российских призывов к дедолларизации.

Однако вернемся к Сергею Нарышкину. Несправедливость — ладно, анахронизм — еще куда ни шло. Но токсичной американскую валюту до него не называли. Тем не менее своя правда в словах главы СВР есть. Держать деньги на Западе для российских госкомпаний, силовиков и тесно связанных с Путиным и силовиками «капитанов российского бизнеса» из-за режима санкций все опаснее. Это одна сторона медали. С другой — череда скандалов с отмыванием российских миллиардов, в результате которой счета российских граждан и компаний для американских и европейских банков стали «токсичными». Держать доллары или евро в российских банках — особенно крупные суммы — при нынешней прозрачности для властей банковской системы? Тоже не вариант. Только лишние вопросы провоцировать. Причем со стороны тех, перед кем отвечать ни при каких обстоятельствах не хочется. Приходится вариться в рублевом котле и надувать пузыри на фондовом рынке — надо же во что-то вкладывать. Да уговаривать торговых партнеров — Европу и Китай — переходить на взаимные расчеты в национальных валютах. Уговоры действуют со скрипом: партнеры на словах соглашаются, а как дело до торговли доходит, рубли принимать не торопятся. Либо за свои валюты торгуют, либо за доллары. Ведь Банк России за последние десять лет «доллары» печатать не научился.

 

Фото: Colin Watts/Unsplash

 

Проблема использования мировой валюты в национальных политических или экономических целях действительно существует.

Импульсивность и непредсказуемость нынешнего американского президента, его святая вера в таможенные пошлины серьезно эту проблему обостряют. Вот только ни рубль, ни юань, ни даже евро с йеной делу никак не помогают. Риски получить своего Трампа есть в любой стране. У нас такой и вовсе уже 20 лет руль из рук не выпускает.

Разговоры о необходимости создания наднациональной валюты, которую можно было бы использовать в международных расчетах и которую не в состоянии было бы контролировать ни одно правительство, ведутся все те же десять лет. В какой-то момент была даже предпринята попытка превратить в такую валюту СДР Международного валютного фонда, а сам МВФ сделать «Всемирным ЦБ». Но в фонде засели все те же американцы, и финансовых революционеров — Китай, Россию и другие страны, расширившие G7 до G20, — это не устроило.

Самое любопытное, что такие наднациональные деньги, которые никто не контролирует, существуют. Речь, понятно, о криптовалютах, прежде всего о биткоине. У биткоина масса недостатков — от дефляционной модели, связанной с заранее ограниченной эмиссией (глупо расплачиваться деньгами, которые приговорены расти в цене), до низкой пропускной способности и относительно высокой комиссии. Все эти недостатки призваны устранить проекты Павла Дурова, который к октябрю должен выпустить свою криптовалюту Gram. Она будет интегрирована в мессенджер Telegram. Еще более амбициозные планы у главы Facebook Марка Цукерберга. В следующем году он собирается запустить криптовалюту Libra. Ею можно будет платить с помощью мессенджера Facebook или WhatsApp, а также через специальное приложение. Но главное, для создания и продвижения этой криптовалюты Цукерберг создал ассоциацию, к которой присоединились крупнейшие платежные системы (Visa, Mastercard, PayPal), лидеры в области торговли и оказания услуг в интернете (Booking, Spotify, Uber, eBay), телекоммуникационные компании, венчурные фонды. Для того чтобы обеспечить стабильность Libra, создается резервный фонд. Счет пользователей пойдет на миллиарды.

Все это делает детище Цукерберга действительно кандидатом в наднациональную мировую валюту.

Вот только едва ли российские, китайские, да и любые другие власти рождению этого детища будут рады. Они-то хотели независимую мировую валюту исключительно для внешнего употребления, для своих газпромов-хуавеев. А криптовалюты доступны всем. Одно дело — разрушить монополию доллара, другое — поставить под угрозу собственные финансовые конструкции. Появись этакая Libra — и кому понадобятся рубли с юанями? Да и доллар — отнюдь не лучшее решение.

Вопрос в том, насколько далеко будут готовы зайти Марк Цукерберг и его товарищи по ассоциации в продвижении своей криптовалюты. Пойдут ли они на конфликт с властями стран, где их сервисы доступны. В любом случае времена наступают интересные. Долго держать джинна в бутылке не получится. Не выйдет у Дурова — выйдет у Цукерберга. Не у него, так у кого-то другого. Традиционная финансовая система доживает последние годы.

 

Максим Блант – экономический обозреватель и публицист, ведущий программы "Деньги на Свободе".