Что приличествует Юпитеру, не приличествует быку

На модерации Отложенный

Система индивидуальной оценки сформировалась еще при зарождении цивилизации, ведь чтобы уцелеть в борьбе за выживание, нужно было быстро распознать намерения представителя другого племени. В наши дни мы хоть и не рискуем быть съеденными прямо на улице, но отношения строим все по той же схеме.

Знакомясь с человеком, мы стараемся ориентироваться в его поведении, пытаемся как бы «читать» собеседника, расшифровывать смысл внешних данных. Но психологи обнаружили три основные ошибки, которые допускают все при формировании первого впечатления.

Превосходство

Мы склонны преувеличивать психологические качества собеседника, превосходящего нас по какому-либо существенному (на наш взгляд) параметру. Ученые провели любопытный анализ: двум группам испытуемых предложили описать человека по фотографии. При этом одной группе сообщили, что это снимок героя, а другой — преступника. Оценки оказались довольно полярными.

Описание «преступника»: «Неопрятно одетый, непричесанный, весьма озлобленный человек с осуждающим взглядом».

Описание «героя»: «Волевые черты лица, открытый взгляд. Губы сжаты, чувствуется уверенность и стойкость».

Привлекательность

Если человек нравится нам внешне, то мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. — то есть опять-таки переоцениваем многие его психологические характеристики. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Отношение к нам

Американские психологи Ричард Нисбет и Т. Уилсон провели эксперимент, чтобы показать, что те люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо.

Студентам представили нового преподавателя, который вел себя доброжелательно с одними испытуемыми, но с другими — нарочито отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. Оценки доброжелательного преподавателя, как и следовало ожидать, были значительно выше, чем высокомерного.

Людям, относящимся к нам позитивно, мы склонны приписывать положительные свойства, отбрасывая отрицательные, и наоборот. Другими словами, общее позитивное восприятие человека при первом знакомстве приводит к его переоценке.

Несмотря на то что каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить многие характеристики партнера, в реальной жизни всегда присутствует некий процент ошибок. Чтобы избежать их, надо понимать, что первого впечатления недостаточно.

Надо также знать, как общаться с тем или иным партнером. Как часто многие взрослые не умеют разговаривать с малышами, а маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми. Причина неудач в том, что взрослые зачастую не осознают своего огромного и явного превосходства по всем параметрам над малышами.

Для определения превосходства существует два основных источника информации: одежда человека и его манера поведения. Выделить превосходство с помощью каких-то внешних признаков очень легко. В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса и общественного положения, но и должна была носиться ими.

Например, жителям средневековой Европы все, вплоть до малейших деталей, диктовала Церковь. Это касалось и одежды. Чтобы никто ничего не забыл, этот диктат закреплялся определенными нормативными актами, высеченными на камне на главной площади, благодаря чему любой горожанин, только взглянув на человека, сразу понимал, кто перед ним.

В Китае до ХХ века самой распространенной одеждой был халат. Мужские и женские одеяния отличались лишь деталями. Социальное положение определялось фасоном (их было всего два) и цветом. Так, желтый халат мог носить только император, коричневый и белый — престарелые сановники, красный и синий — герои. Студенты одевались в халаты голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного.

В наши дни практически не осталось подобных запретов и правил: теперь каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее даже сегодня связь одежды с тем или иным видом превосходства остается достаточно сильной. Одежда до сих пор служит своеобразным маркером, по которому можно определить социальный статус ее носителя, а также примерно указать роль его занятий.