Возможна ли честная работа стражей порядка в России?

На модерации Отложенный

Как заставить(организовать)  правоохранительную систему государства российского работать честно... На первый взгляд - задача не разрешимая, трудная. А если попытаться самих сотрудников милиции-полиции, следствия, прокуратуру заинтересовать служить именно честно? Служить закону и гражданам страны, а не власти или отдельным чиновникам.

Сейчас принят Закон о полиции. Хочется верить, что он серьезно улучшит положение дел в системе МВД. Позволю себе поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

Закон этот… давно назрел, если не сказать  перезрел. То,  что сегодня творится в системе МВД (коррупция, «крышевание», некомпетентность….) не позволяет стране правильно экономически развиваться. Да и самой безопасности государства -  серьезная  угроза.

   Простыми увещеваниями  - честно служить  или сменой  названия… тут не  обойтись. В принимаемом законе, на мой взгляд, должны быть  чётко прописаны условия, при которых работать не честно -  станет не выгодно, стыдно и опасно.

Что  имеется ввиду…

1.Изменить порядок денежного довольствия в МВД. Ввести, так называемую, накопительную систему.  Иными  словами, сотрудник, при приеме на службу в органы, подписывает соответствующий договор, где оговорено, что выплачиваемое ежемесячное довольствие разбито на две части.  Например, 80% зарплаты – он получает на руки, оставшаяся  часть – перечисляется на его личный, накопительный счет в банке. Естественно, под определенный банковский процент. Снять деньги со счета - нельзя до определенного срока прохождения службы, а  то и до её окончания. 

   Таким образом, по прошествии определенного срока службы у полицейского накапливаются  значительные средства.   Воспользоваться ими он может только в том случае, если честно прослужил в органах, не запятнал себя проступками, после которых следует увольнение, либо наступает  уголовная ответственность. В таких случаях все накопленные деньги переходят государству, возможно,  остаются в системе  МВД. Естественно, начисляемые на счета сотрудников  средства, должны приносить ему прибыль через соответствующие гос.банки.(деньги  работают, приносят доход стране и самому сотруднику)

   Такой мерой можно заинтересовать сотрудников  «держаться» за свое место в органах, работать честно, стараться не допускать нарушения дисциплины и  законов. Никто не захочет терять накопленные своим трудом деньги на протяжении десятилетий честной службы.

 2. Как вариант, дополнительно заинтересовать сотрудников работать честно, рассмотреть вопрос материального стимулирования, отчисляя на их личные счета часть прибыли от налагаемых штрафов, возможной конфискации у преступников материальных средств,  нажитых  преступным путем. Ну, например,  сотрудник  задерживает   нарушителя  ПДД (правила дорожного движения) или пьяного за рулем,  которого  предметно наказывают (крупный штраф).  При этом в Законе предусмотреть - часть  штрафа, ну, скажем,  10% будет принадлежать ему в виде материального поощрения.

   Таким образом,   ГАИ-шнику не захочется, да и просто  станет не выгодно  заниматься поборами-взятками на дороге.  Проще,  выгоднее  -  больше работать, наводить порядок,   выявлять  нарушителей, честно зарабатывать, при этом, свои положенные 10% от суммы налагаемых штрафов. Выгода  очевидна… и самому сотруднику, и  доход государства  по такой схеме работы полиции увеличится в разы, да и порядка станет больше.

 3. Параллельно с изменениями в службе  полиции, необходимы   изменения    в  работе адвокатуры и суда. Контроль  над  этими структурами -  недостаточен, а то и вовсе отсутствует.

   Плохие люди служат не только в ругаемой всеми милиции. Эти плохие прилетели не с Марса, эта часть  общества. Каково  сегодня оно, таковы и кадры в милиции, да и любой  другой отрасли. В адвокатуре и суде, тем более.

    Зачастую как бывает, милиция месяцами гоняется за преступником, задерживает его. Следствие готовит  доказательную базу… Но, приходит верткий опытный адвокат со связями и деньгами и…. Ну, ладно, если он находит какие-то возможные процессуальные ошибки. Зачастую – всё наоборот. Не единичны случаи, когда адвокат, заранее зная, что его подзащитный действительно - виновен… заставляет-учит преступника менять свои показания, подыскивает ложных свидетелей, фальсифицирует уголовное дело. Помогая, тем самым,  избежать  наказания  за содеянное. А порою и просто… входит в преступный сговор с  «неподкупными, честнейшими» судьями. Такие случаи не единичны, более того, повсеместны и весьма распространены.

   Но  ни об адвокатах, ни о судьях…. СМИ много не говорят.  Сегодня модно   вещать о нарушениях и преступлениях в  МВД.   . И поделом им, заслужили. Такого числа коррупционеров в погонах история еще не знала. Но и  среди адвокатов и судей – преступников никак не меньше, если исходить из процентного соотношения .

    Не редки случаи, когда  у милиции… просто руки опускаются. Пропадает желание бороться с преступностью, когда нахрапистые, неприкасаемые  адвокаты, у них на глазах разваливают уголовное дело, выпускают на свободу преступника, которого потом вновь приходиться искать и задерживать уже за другие совершенные им преступления.. Как правило, делается это адвокатами осознанно и  не бескорыстно. Пользуясь несовершенством некоторых статей Уголовного и Процессуального кодекса, адвокаты  способны сфальсифицировать любое уголовное дело, выставить милицию, прокуратуру, ФСБ -  дураками.

   Поэтому, необходимо ввести в уголовный кодекс отдельную статью, предусматривающую серьезную ответственность адвокатов за умышленную  фальсификацию  материалов уголовного дела (ложные свидетельства, ложные документы-справки,  понуждения к даче ложных показаний участниками процесса….)

  4. Целесообразно и необходимо шире  применять   конфискацию. Не редки случаи, когда преступники, нажившие  себе крупные состояния, после своего разоблачения,  материально никак не страдают. Их родственники продолжают жить в роскошных особняках, ездить на дорогих авто и яхтах. Порой  невозможно взыскать нанесенный ими же материальный ущерб пострадавшим.( за похищенный автомобиль, к примеру, украденные вещи…. Утраченное здоровье, а то и саму жизнь).

       Виной такого положения дел, так называемые  «правозащитники», выступающие категорически против такой меры, как конфискация. При этом  они ссылаются на исторический,  негативный опыт применения   конфискации. Такая позиция – не состоятельна. Так порядка в стране не навести. А за возможные злоупотребления должностных  лиц  применяющих эту меру  - строго  наказывать. 

Наказание людей в погонах,  должно быть более жестким.

   Конфискованные законным путем  материальные ценности преступников, после их грамотной, понятной и прозрачной реализации,  должны идти на погашение  ущерба пострадавшим (частным лицам, организациям, государству) Возможно и предусмотреть,  часть конфиската (те же 10%) распределить  и на поощрение  тех, благодаря кому  преступление было раскрыто (опер.состав, следователи, прокуроры, таможня…) Таким образом можно повлиять  на  качество работы  полицейских, заинтересовать их честно трудиться,  разоблачая  действительных  преступников.

И таможня тоже начнет работать продуктивнее и честнее, зная, что в случае обнаружения ими  контрабанды,  её премируют теми же  10% от суммы изъятого у преступников товара.

 5. Ничего плохого в переименовании милиции в полицию – нет.

   Исторически справедливо. Единственное, что смущает, это уже  сделано в странах Балтии, в Грузии,  к примеру,  в Молдавии. Улучшило ли это работу?… Сомнительно.

Десяток лет назад, был один  «специалист», который с пеной у рта доказывал целесообразность переименования  общепринятого термина ГАИ  в  ГИБДД… И что? Что-то изменилось? Затраты на это новшество были огромны. Результат – никакой. Как звали ГАИ в народе, так и зовут. Сейчас этот горе специалист восседает в Совете Федерации, там творит, сеет  - разумное, светлое.

 6. Не маловажно   понимать  физические  возможности сотрудника(следователя, опера, участкового…),   да и  судьи. Сколько уголовных дел в состоянии расследовать тот или иной  следователь за месяц?  В зависимости от тяжести, при  действующим  УПК (уголовно-процессуальный кодекс) -  не более -  5. А  на руках у него, как правило, таких дел десятки, а то и сотни. Дела эти лежат мертвым грузом, годами не расследуются.

   Виной тому  -  громоздкий УПК,  внутренняя неразбериха в органах, не правильная организация работы на местах, несоразмерная нагрузка на каждого сотрудника. На одного действующего работника, реально  соприкасающегося с преступниками, в МВД приходится несколько тех, кто преступников видит только в кино. Это  многочисленные кадровики, финансисты, аналитики, пресс служба.  Разного рода проверяющие с большими погонами, другие чинуши, которые порой  всю жизнь  служат в МВД, уходят на пенсию, но,  так и не увидев воочию самого преступника.

   Такого быть не должно. Нужен точный  анализ, перераспределение функциональных обязанностей,   при которых во главу угла будет поставлен сотрудник, непосредственно борющийся с преступностью. Он должен и получать больше, и условия для выполнения  его обязанностей -  продуманы, верны и справедливы.

 Нужны серьезные изменения в УПК. Избавиться от избыточных, порой мешающих следствию,  процессуальных действий. Это и  излишние допросы, очные ставки, ревизии и экспертизы, всевозможные справки – по  очевидным, малозначительным  уголовным делам, 

   Законодательно поощрять  преступников,  активно сотрудничающих со следствием, в виде уменьшения  им сроков наказания. (заключение сделки со следствием)

   Таким образом, разгружается  следствие и суды, позволяя  работать  продуктивно по более сложным делам.

   Нельзя допускать, когда следствие  ведется годами. Теряется  вера в свершение правосудия. Увеличивается  возможность коррупции в самой милиции, прокуратуре, адвокатуре и суде.  Посему  -  сделать невозможным продление  сроков следствия по некоторым категориям  уголовных дел.

Ничего нового в этих размышлениях нет. Почему-то кажется, что кое-что могло бы оказаться полезным, если правильно внедрить в действующую систему.

Глядишь... и кто-то откажется от крышивания игорного бизнеса. Да и некоторые генералы от МВД сократят свои аппетиты и ограничатся несколькими комнатами в доме, а не пол сотнями, как сегодня у генерала Бокова.