[Правда 1950]: Творец передовой материалистической биологии
На модерации
Отложенный
Диалектическое противоречие между наследственностью и изменчивостью организмов долгое время оставалось неразрешенным. Открытие законов наследственности Г. Менделем вместе с последующими работами других генетиков, казалось бы, противоречили теории Дарвина, или отводили естественному отбору более скромную роль. Люди, которые сходу, не подумав, клеймят лженаучную “мичуринскую биологию”, забывают об этом противоречии.
Ныне споры между представителями “мичуринской биологии” и так называемыми “вейсманистами-морганистами” уже давно разрешены современной наукой и стали достоянием прошлого. Были неправы как и те, кто считал законы Менделя универсальными и всеобъемлющими, так и те, кто отрицал какие-бы то ни было вообще законы наследственности и роль хромосом.
К настоящему моменту открыта роль ДНК как носителя информации, изучена тонкая структура генов и организация геномов у про-, и эукариот, показана фантастически сложная регуляция генов в организме при различных условиях окружающей среды. Революцию произвело недавнее открытие систем CRISPR-Cas, с помощью которых можно более эффективно редактировать геномы, что открывает новые возможности для создания новых сортов растений, штаммов бактерий и лечения наследственных заболеваний.
Современный марксист должен творчески переработать все последние достижения современной науки. На ниве идеологии позитивизма, которая сейчас доминирует в научной среде, расцветают различные идеалистические воззрения. “Все в твоих генах”, “человек - это животное” - такие фразы мы нередко слышим от, казалось бы, эрудированного собеседника. И в подобных фразах действительно содержится правда, только не вся! Задача современного марксиста - показывать ложность таких утверждений с помощью фактов, связанных в единую теорию при помощи материалистической диалектики. Не цитатами Ленина-Сталина, не голословными обвинениями, а только самим научным методом, проверенными и верно интерпретированными фактами следует противостоять всем сортам мракобесия - орудию буржуазии.
Таким примером служит для нас выдающийся селекционер И. В. Мичурин (15.10.1855 - 7.06.1935), годовщине смерти которого и посвящена статья из газеты Правда №158 за 1950 год.
Творец передовой материалистической биологии
Сегодня исполняется 15 лет со дня смерти выдающегося советского ученого, творца передовой материалистической биологии, великого преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина.
Мичурин был и всегда будет близок советскому народу, ибо он соединял в себе благородные черты великого ученого и пламенного патриота своей Родины. Он создал действенное общебиологическое учение о направленном изменении природы растительных организмов, вошедшее золотым фондом в сокровищницу марксистско-ленинского естествознания.
Замечательно то, что Мичурин разработал свое учение не умозрительным путем, а в процессе выведения новых сортов растений.
О характере, развития своего биологического учения И. В. Мичурин говорит:
“...всю жизнь я провел в саду и на грядках, и за эту жизнь мною была сделана масса наблюдений и изучений этих растений, много открыто новых фактов, теоретическая сторона которых еще не затронута наукой. Эти факты требуют, конечно, освещения и детальной теоретической разработки. В этом отношении должна придти на помощь материалистическая диалектика как единственно правильная философия последовательного материализма» (И. В. Мичурин, т. I, изд. 2-е, стр 624).
Из этого высказывания И. В. Мичурина видно, как велико и дорого было ему обоснование биологического учения с точки зрения марксистско-ленинской философии.
Мичурин непоколебимо верил, что «только на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина можно полностью реконструировать науку. Объективный мир — природа — есть примат, человек — есть часть природы, но он не должен только внешне созерцать эту природу, но, как сказал Карл Маркс, он может изменять ее. Философия диалектического материализма есть орудие изменения этого объективного мира, она учит активно воздействовать на эту природу и изменять ее, но последовательно и активно воздействовать и изменять природу в силах только пролетариат — так говорит учение Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, — непревзойденных умов-гигантов» (там же, стр. 623).
Создавая новое материалистическое направление, в биологии, тщательно фиксируя каждое явление в своих многочисленных опытах, ведя ожесточенную борьбу против идеалистических идей Вейсмана, Менделя, Моргана. И. В. Мичурин не мог и мечтать во времена царизма об осуществлении реконструкции биологической науки.
В 1916 г. на вопрос студентов — любителей садоводства: «Вышел ли из печати труд о выведении новых сортов растений» — Мичурин с горечью ответил:
«...я, к сожалению, не могу сказать не только о времени выхода из печати означенного моего труда, но даже сомневаюсь, выйдет ли он когда в печать...» (там же. т. IV стр. 119).
Чуждые передовой мысли чиновники помещичье-капиталистического строя, не признававшие и притеснявшие дело великого естествоиспытателя, обрекали его труды на тление в архивах, на гибель. Во времена царизма из многочисленных трудов И. В. Мичурина не было издано ни одной его брошюры.
День 18 февраля 1922 г. навсегда вошел в историю мичуринской биологической науки. В тот день в Тамбовский губернский исполком из Москвы прилетела телеграмма:
«Опыты по получению новых культурных растений имеют громадное государственное значение. Срочно пришлите доклад об опытах и работах Мичурина Козловского уезда для доклада председателю Совнаркома тов. Ленину».
Великие вожди Октябрьской революции В. И. Ленин и И. В. Сталин, открывшие Мичурина трудовому народу, спасли сокровища его биологического учения, придали ему гигантскую материальную силу, способную помогать делу дальнейшего развития и процветания социалистического сельского хозяйства.
Партия Ленина - Сталина и светское правительство сделала все для того, чтобы сохранить и обнародовать труды великого преобразователя природы. С 1929 года вышло 11 изданий трудов И. В. Мичурина общим тиражом более полутора миллионов томов. Согласно постановлению СНК СССР в ЦК ВКП(б) от 7 июня 1935 г. об увековечении памяти И. В. Мичурина, в период 1936 — 1941 гг. было выпущено в свет академическое издание собрания трудов И. В. Мичурина. Кроме того, в 1948 и 1949 гг. были выпущены в свет четырехтомное, собрание сочинений, «Итоги шестидесятилетних работ» и два издания избранных трудов И. В. Мичурина.
Труды И. В. Мичурина издаются ныне в демократической Германии, Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, в Китае, где организовались многочисленные научные общества, кружки и клубы мичуринцев.
I.
Учение П. В. Мичурина — основа материалистической биологии. Оно является источником вес новых действенных руководящих указаний для ученых-биологов и практиков — растениеводов и животноводов в деле создания новых высокоурожайных форм сельскохозяйственных растений новых высокопродуктивных пород скота, в деле создания изобилия сельскохозяйственных продуктов в нашей стране.
Труды И. В. Мичурина — синтез его 60 - летней творческой деятельности.
Указывая на преобразующую роль человека в природе, на его творческое могущество, В. И. Ленин писал:
“Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней…” (В. И. Ленин, т.14, изд. 4-е, стр.268).
Заслуга Мичурина перед наукой в том и состоит, что он неизмеримо расширил власть человека над природой, поставил законы эволюции на службу человечеству.
Первый том второго академического издания трудов И. В. Мичурина (Сельхозгиз, 1948 г.) содержит в себе основы ого общебиологического учения — принцип и методы селекции и генетики сельскохозяйственных растений, теорию половой и вегетативной гибридизации.
Известно, что время для появления в природе новых ценных форм растений измеряется тысячелетиями. Мичуринская селекционно-генетическая теория сокращает этот срок до нескольких лет. Работая над созданием новых сортов и овладев формообразовательным процессом у плодовых растений, Мичурин блестяще разработал учение об управлении их сортовой природой при помощи ментора — важнейшего оружия преобразования растений в желательную для человека сторону.
В первом томе наиболее полно сконцентрированы материалы научно-методического характера: целесообразного подбора родительских форм, техники гибридизации, направленного воспитания и отбора гибридов.
Первый том — это, энциклопедия по всем наиболее важным положениям Мичуринске биологической науки. В этом томе приводе письмо Мичурина товарищу Сталину, свидетельствующее о благодарности и принадлежности великому вождю, коммунистической партии, советской власти, рабочему классу и колхозному строю. «Сбывается мечта, — пишет он,— всей моей жизни: выведенные мной новые ценные сорта плодовых растений двинулись с опытных участков не отдельным кулакам-богатеям, а на массивы колхозных и совхозных садов, заменяя низкоурожайные, плохие старые сорта».
В первом томе помещена незабываемая и поздравительная телеграмма вождя и корифея науки товарища И. В. Сталина, присланная Мичурину в связи с шестидесятилетие его работ:
«Товарищу Мичурину, Ивану Владимировичу. От души приветствую Вас, Иван Владимирович, в связи с шестидесятилетием Вашей плодотворной работы на пользу вашей великой Родины. Желаю Вам здоровья и новых успехов деле преобразования плодоводства. Крепко жму руку.
И. Сталин».
И ответная телеграмма Мичурина товарищу Сталину:
"Дорогой Иосиф Виссарионович. Телеграмма от Вашего имени явилась для меня высшей наградой за все 80 лет моей жизни. Она дороже мне всяких иных наград. Я счастлив Вашим великим вниманием.
Ваш И. В. Мичурин".
II.
Второй том посвящен помологическому описанию многочисленных сортов плодово-ягодных растений, созданных И. В. Мичуриным на протяжения 60 лет его творческой деятельности. Замечательно то, что материалы, входящие в этот том, с предельной глубиной и ясностью раскрывают перед читателем творческий облик ученого новатора, его огромную эрудицию и неистощимую энергию.
Чем отличается мичуринская помологическая наука от старой, домичуринской помологии — науки о сортах плодовых растений? Старая помология изучала хозяйственно-биологические, морфо-анатомические и технологические особенности сортов плодовых растений, историю происхождения того или иного сорта, разграничивала тысячи сортов на классы и типы, но она не могла указать путей для создания нового сорта с желательными хозяйственно-ценными свойствами и качествами.
Старая помология лишь объясняла существующие сорта, тогда как Мичурин сам создавал их.
Научно-методическая ценность материалов второго тома состоит в том, что Мичурин не только описывает сорт, но и указывает, какими способами и методами он создан. При изучении этих материалов читатель найдет не только историю появления того или иного сорта, его свойства и качества, но и увидит в действии все принципы методы мичуринского учения об их создании — “посредник”, «предварительное вегетативное сближение», «применение смеси пыльцы» (избирательная способность оплодотворения) и «ментора», завершающего работу преобразования природы.
Третий том содержит рабочие дневники, записные книжки, отдельные научные обобщения, заметки, темы исследовательских работ, наброски статей, отдельные мысли и факты, раскрывающие перед читателем лабораторию творчества великого преобразователя природы.
И всюду среди обширной черновой работы ученого-патриота сквозит его научная правда, его материалистический взгляд на развитие в природе, его осуждение реакционных учений вейсманистов-менделистов за ложь и осквернение истин материалистической науки.
Презирая «пустых болтологов» и «компилянтов», раболепствующих перед заграницей и пренебрегающих опытом отечественных ученых и практиков в деле выведения новых сортов, Мичурин с возмущением пишет:
«...всякая, хотя малая лепта, добытая трудами людей, занимающихся этим делом, одинакова дорога, добыта ли она каким-либо профессором ботаники или простым рабочим в каком-либо саду. Поэтому я нахожу далеко не правильным то, что редакции специальных журналов не стараются вызвать к печатному высказыванию результатов трудов людей практики, а дают незаслуженное предпочтение ботанистам» (И. В. Мичурин. т. III, стр. VIII).
Приведя множество фактов из своих работ в области изучения наследственности, опрокидывающих Менделя, Иван Владимирович пишет:
«...работы Менделя слишком рано сочли за всеобщий закон, так как на деле он часто противоречит естественной правде в природе, перед которой не устоит никакое искусственное сплетение ошибочно понятых явлений. Желалось бы, чтобы мыслящий беспристрастно наблюдатель остановился бы перед моим заключением и лично проконтролировал бы правдивость настоящих выводов, они являются как основа, которую мы завещаем естествоиспытателям грядущих веков и тысячелетий» (там же, стр. 539).
В третьем томе собрано много материалов, отображающих непримиримую борьбу Мичурина против антидарвинистов, против религиозных предрассудков, что, мол, человек не в состоянии изменить свойства, данные растениям самим творцом.
«Маргариновыми мудрецами» называет Мичурин антидарвинистов, отрицавших творческую роль среды в образовании видов. «Думая о таких якобы ученых людях,— пишет он в своей заметке «Внешняя среда»,— не знаешь, чему более удивляться: их крайней ли близорукости или полному невежеству и отсутствию всякого смысла в их мировоззрении» (там же, стр. 460).
III.
Четвертый том является сборным. Он состоит из следующих пяти частей: 1) авто-биографические сведения И. В. Мичурина. 2) статьи разных лет, обращения, открытые письма, публичные выступления, доклады; 3) незаконченные статьи, рецензия, предисловия, заметки; 4) переписка и 5) приложения, в которые входит инвентаризация растительного материала И. В. Мичурина.
Автобиографические сведения весьма кратки. Мичурин был скуп на слова о себе. Вся автобиография — это то дело, которому он посвятил всю свою жизнь. «Только я, как помню себя, — пишет он. — всегда и всецело был поглощен только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни; они как будто все прошли мимо меня и почти не оставили следов в памяти».
Главные разделы этого тома — второй, в котором Мичурин выступает как публицист-патриот и как ученый-новатор, и четвертый, где он выступает как поборник великого дела безостановочного улучшения сельскохозяйственных растений, как ревностный учитель селекционеров, проповедник нового направления в биологической науке.
Через все его каталоги и статьи, заметки, обращения красной нитью проходит идея развития отечественного садоводства. Горячая любовь к своему делу, поразительная эрудиция в вопросах научного плодоводства, огромное внимание к читателю, начинающему садоводу сквозят в каждой его строке.
И во всех статьях, обращениях, в письмах Мичурина советский человек — рабочий, колхозник-опытник, студент, комсомолец, пионер, юный натуралист — выступает как носитель великой идеи Ленина — Сталина о социалистическом преобразовании земли. Он полон глубокой веры в творческие силы советских людей, во вдохновляющую силу великого учения партии Ленина — Сталина. В каждом колхознике Мичурин видел преобразователя природы.
Он прозорливо разглядел творческое могущество колхозного строя, посвятив ему свои вдохновенные строки:
«Я вижу, что колхозный строй, через посредство которого коммунистическая партия начинает вести великое дело обновления земли, приведет трудящееся человечество к действительному могуществу над силами природы. Великое будущее всего нашего естествознания — в колхозах и совхозах».
Теперь, когда советский народ по инициативе великого вождя и учителя товарища И. В. Сталина практически решает гигантскую задачу преобразования природы, мичуринская агробиологическая теория является насущной теорией всех биологов, агрономов, зоотехников, почвоведов, лесоводов, всех передовых людей колхозов, совхозов и МТС.
Сталинский план преобразовании природы — вот где поистине гигантское поприще для приложения научных сил и знаний, для новых, более важных открытий в биологии,
Осмысляя этот великий исторический план, можно смело сказать, что мичуринская агробиологическая наука, органически связанная с практикой колхозов и совхозов, не только сыграет выдающуюся роль в преобразовании природы необъятных степных просторов нашей Родины, но и сама, как наука, несомненно, обогатится новыми великими открытиями в области увеличения человеческой власти над силами природы.
И. ГОРШКОВ, А. БАХАРЕВ.
Комментарии