Историк И.Пыхалов: Россия конца 19-го начала 20-го века была страной торжествующего социального расизма
На модерации
Отложенный
В либеральных кругах принято говорить о временах Российской империи конца 19-го начала 20-го века, как о неком счастливом времени, которое мы, увы и ах, безвозвратно потеряли.
Все эти ослепительные балы, всех этих распрекрасных красавиц, услужливых лакеев и благородных юнкеров, а также вальсы Шуберта и хруст французских булок.
В общем, как заявлял один из героев комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" Антон Семенович Шпак: "Всё, что нажито непосильным трудом, все пропало!"
Однако, так ли все было на самом деле?
По мнению известного российского публициста, автора книг, посвящённых сталинской эпохе, Игоря Пыхалова, в этот исторический период наша страна действительно была великой державой и вполне успешно развивалась: были успехи и в промышленности, и в сельском хозяйстве.
"Тем не менее, - убежден он, - та Россия была страной торжествующего социального расизма. - В ней жило фактически два народа: господа и быдло".
"Господам, - уточнил Пыхалов, жилось достаточно вольготно, хотя в общем-то понятно, что не все дворяне были богатыми: младшие офицерские чины зачастую жили очень скромно".
Игорь Пыхалов, публицист
Что касается положения рабочих и крестьян, то основная их масса жила в нищете.
Шансы крестьянского сына получить высшее или хотя бы гимназическое образование были, по словам публициста, в сотни раз меньше, чем у сына дворянина, промышленника или купца.
Иначе говоря, социальные лифты в Российской империи практически НЕ работали.
К тому же на страну регулярно обрушивался массовый голод. "Особенно серьезным был голод в 1891-1892 годах, - напомнил Пыхалов, тогда сотни тысяч людей умерли от голода".
Что интересно: при этом Россия была крупнейшим экспортером хлеба, но даже в разгар этого голода, как пояснил публицист, хлеб продолжали вывозить за границу.
"Помимо неравенства материального, - добавил Пыхалов, - существовало неравенство и социальное: например, того же самого крестьянина могли запросто выпороть по решению сельского схода.
Если же он обращался к начальству, т.е. разговаривал с кем-то из благородных, то это зачастую сопровождалось всяческими его унижениями".
"То же самое касалось и рабочих, - пояснил Пыхалов. - Рукоприкладство начальников к рабочим было совершенно обыденным явлением.
То же самое касалось и армии".
Важный нюанс напоследок: очень многие мемуаристы, если верить публицисту, отмечают, что в большинстве парков того времени, например в Петербурге и ряде других городов, в частности в Севастополе, висели объявления следующего содержания:
"Собакам и нижним чинам вход воспрещен".
Вот такая пища для размышления.
Комментарии