ГОНКОНГ ПРОДОЛЖАЕТ УЧИТЬ КИТАЙ И НАС

На модерации Отложенный

Вчера министр-председатель Гонконга г-жа Кэрри Лэм принесла извинения митингующим - за трехдневное молчание, за резиновые пули, за слезоточивый газ. И что же? - ответ теперь уже двух миллионов жителей Гонконга - требование отставки пропекинского премьера автономной провинции и полный отказ от предполагаемого закона об экстрадиции. Вот он - ответ свободного народа на довольно умеренные попытки надеть на него узду.
Да, двадцать лет назад, когда Гонконг присоединяли к коммунистическому Китаю, граждане Британской самоуправляющейся колонии не очень хорошо представляли, что делается на континенте. Многие пребывали в обольщении реформами Дэн Сяопина, многим кружил голову китайский национализм. Немало гонконгцев верили тогда, что пример их страны распространится на реформируемый Китай. Ведь шел 1997 год. 
Но вышло все совсем иначе, реформы в коммунистическом Китае с самого начала не предполагали смену системы тоталитарной государственности. Вцепившиеся во власть двести семей коммунистической элиты и не думали "делиться" деньгами и властью, а хотели напротив - еще больше денег и еще большей бесконтрольности в распоряжении ими, что дает только неограниченная народом власть.

Пожизненное избрание председателя КНР стало символом этого процесса и знаком его необратимости, по крайней мере, реформами сверху.

Культурные и политически образованные жители Гонконга всё поняли - и теперь они не желают интеграции и не надеются на превращение континентального Китая в огромный Гонконг. Теперь они желают хотя бы сохранить себя, свою жизнь, свои устои от поползновений пекинских коммунистов.

В России, сравнивая на географической карте необъятный Китай с трудом отыскиваемой точечкой Гонконга, думают, что КНР раздавит непокорную провинцию, как слон черепаху. Но не тут то было. Нынешним китайским коммунистам-капиталистам крайне нужен именно свободный, европейский Гонконг, где британское право гарантирует надежность капиталов и операции международной торговли. Силовой захват Гонконга обрушит всю эту систему и приведет к неисчислимым убыткам все двести семей красной "элиты". Кроме того, как Запад не простил России аннексию Крыма, так он и не простит нарушение договоренностей по Гонконгу, который должен пользоваться широкой автономией как минимум до 2047 года. На Китай падут тяжкие санкции, которые, вместе с гибелью финансовой системы Гонконга, ввергнут коммунистическую Поднебесную в состояние хозяйственного коллапса. 
Уже сейчас многие страны недовольны ролью Китая в мире, и первая из них - США. Оккупация Гонконга станет хорошим мотивом для санкционной расправы над циничным и агрессивным конкурентом.

В Пекине, надо сказать, это понимают существенно лучше, чем в Кремле понимали последствия агрессии против Украины в 2014. И потому дали Кэрри Лэм отмашку - пойти на уступки демонстрантам. Теперь весь вопрос в том, как далеко будет готов отступать Китай. Но, по всей видимости, золотой петушок (или дракон-лунь) Гонконга стоит столь дорого, что свободолюбивым гражданам - китайцам по крови и британцам по принципам и стилю жизни - удастся достичь немалого успеха.

Их единодушие творит чудеса.

И здесь я не могу вновь не вспомнить прошлое Гонконга. Его жители попали под власть Британии через полвека после завершения блестящего правления императора Цяньлуна (1735-1795), быть может, самого блестящего и плодотворного за всю историю Китая. Потом началась полоса восстаний, правление маньчжурской династии быстро деградировало, англичане навязали Китаю свободную опиумную торговлю. 19 век был веком развала и унижения величайшей цивилизации, но жители Гонконга смогли перевести дух под охраной Британской короны. На континенте генерал Гордон и Цзэн Гофань добивали тайпинов, которые пытались восстановить порядок в стране, соединяя китайские традиции с христианскими, а в Гонконге царил мир и покой.

Англичане тогда вовсе не были филантропами, хотя рабство в колониях и отменили в 1824. Они воевали жестоко и относились к "цветным" подданным с пренебрежением. Но они просто не могли управлять плохо - они не умели так делать. Они благоговели перед судом, полагались на гражданское самоуправление и выборность власти, высоко ценили образованность. Встретив в Гонконге представителей культурной элиты пусть иной, но высокой цивилизации, они вступили с ней в диалог на равных.

В моей коллекции есть почтовая марка Гонконга одной из первых эмиссий - 1865 года. И на ней, вокруг профиля королевы Виктории, все надписи на двух языка - английском и китайском, причем в той классической китайкой графике, которую давно отменили на континенте, но которую в Гонконге используют и поныне.

Результатом этого сознательного синтеза стали жители Гонконга - хранители лучших культурных традиций старого Китая и, одновременно, британцы по своему отношению к свободе, человеческому достоинству, закону и чести. Из двух культур большинство из них взяло лучшее. Это - удивительный факт. И потому присоединение к коммунистическому Китаю для них подобно смерти. На демонстрацию тысячи людей шли с плакатами - "Перестаньте убивать нас!" - "Stop killing us!"

Уверен, десятки, если не сотни миллионов китайцев с континента с замиранием сердца следят за борьбой своих братьев в Гонконге. Конечно, в КНР немало безумных националистов, желающих сожрать Гонконг, присоединить Тайвань. Но если осуществятся их желания, всем будет только хуже и намного хуже. А вот если свободолюбивый дух Гонконга, сохраненная его гражданами историческая память, перейдут на иссушенный маоизмом, Большим скачком и Культурной революцией континент, то тогда начнется восстановление великого народа и великой страны. Уверен, на это надеются многие китайцы и в КНР и по всему миру.

Не малая ли закваска квасит всё тесто? Гонконг может стать такой закваской для опресненного страшными репрессиями китайского народа. И тогда не только Китай изменится - изменится весь мир.