Гордость и предупреждение: Сербия готова ввести войска в Косово

На модерации Отложенный

Белград пойдет на это, если международное сообщество не защитит сербов в непризнанной республике

Сербия готова ввести свои войска на территорию Косово, если международные силы не смогут обеспечить безопасность сербскому населению в непризнанной республике. Об этом «Известиям» заявил первый вице-премьер, министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич. По словам политика, албанская сторона намеренно устраивает провокации в регионе, чтобы изгнать сербов с севера Косово. Тем не менее глава внешнеполитического ведомства выразил надежду, что ситуация не дойдет до вооруженного конфликта и Белграду не придется обращаться за помощью к Москве.

Вынужденный ответ

По словам Ивицы Дачича, «албанская сторона в Косово не желает какого-либо договора и постоянно провоцирует инциденты, чтобы препятствовать нахождению компромисса».

— Их (косоваров. — «Известия») цель — запугивание сербов, для того чтобы они покидали север Косово. В складывающейся ситуации мы об этом предупреждаем международное сообщество, напоминая, что KFOR (СДК — «Силы для Косово», международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в регионе) обязаны защищать сербов. Мы также предупреждаем, чтобы Сербию не принуждали к решениям, способным негативно отразиться на стабильности в регионе, — заявил «Известиям» Ивица Дачич.

Сербский министр подчеркнул, что страна готова ввести войска на территорию Косово в случае необходимости.

— Если международное сообщество не отреагирует так, как предусмотрено резолюцией ООН, если сербы будут подвергаться погромам, если будут осуществляться нападения на них, тогда Белград вынужден будет отреагировать и Сербия готова к этому. Однако я надеюсь, что в этом не будет необходимости, — сказал Ивица Дачич. — Мы благодарны России за поддержку, прежде всего политическую, в вопросе Косово и Метохии. При этом, конечно же, я надеюсь, что нам не придется обращаться за помощью.

В 1999 году Белград согласился на вывод войск с территории Косово на основе гарантий международного сообщества обеспечить безопасность сербам в регионе. Если это условие не будет соблюдаться, то Сербия может «считать себя свободными от своих обязательств», отметил в беседе с «Известиями» заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.

— Сербия может быть вынуждена пойти на применение военной силы. Но тогда будет открыт ящик Пандоры и сложно представить, какие придется принимать усилия, чтобы ликвидировать этот конфликт, — заявил сенатор.

В случае если сербские вооруженные силы попытаются пересечь административную границу Косово, они столкнутся с немедленной интервенцией со стороны НАТО и США, подчеркивает старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. В косовском городе Урошевац расположена одна из крупнейших американских военных баз в Европе. В Кэмп-Бондстил размещен контингент ВС США, который действует в составе KFOR.

— Все участники косовского урегулирования не заинтересованы в конфликте. Чтобы избежать обострения ситуации, необходимо выработать при участии России, США и Евросоюза конкретную формулу, которая позволит Белграду взаимодействовать с Приштиной, но при этом не признавать Косово де-юре.

Сербия может, например, не идти на полномасштабное признание, разрешив принятие Косово в ООН или другие международные организации, — сказал «Известиям» эксперт.

Стоит отметить, что важную роль в нормализации обстановки могут сыграть в первую очередь Соединенные Штаты — главный покровитель Косово. Американская сторона способна умерить радикальные и националистические настроения руководства в Приштине и заставить косоваров отказаться от дальнейших провокаций. По мнению Петра Искендерова, обнадеживает тот факт, что нынешняя администрация президента США, кажется, не заинтересована в воплощении в жизнь теории «управляемого хаоса», которой придерживались предыдущие главы Белого дома, и занимает более прагматичный подход к балканской проблематике.

Неутихающие провокации

За последнее время Приштина предприняла сразу несколько односторонних мер, которые заметно обострили обстановку в регионе, отметил Ивица Дачич. Так, например, республика в конце ноября прошлого года ввела таможенные пошлины в размере 100% на товары из Сербии и Боснии и Герцеговины. Кроме того, в 2018-м в Косовска-Митровице был арестован и выслан директор канцелярии по Косово и Метохии при правительстве Сербии Марко Джурич.

29 сентября несколько десятков бойцов косовского спецназа (ROSU) ворвались в Центр экологии и развития в Зубин-Потоке, окружили водохранилище и заняли ГЭС «Газиводе» на севере Косово, населенном преимущественно сербами. Аналогичный рейд состоялся и в мае нынешнего года. При этом в ходе спецоперации был задержан и избит российский дипломат, сотрудник миссии ООН по делам временной администрации в Косово (UNMIK) Михаил Краснощеков.

Более того, президент непризнанной республики Хашим Тачи недавно заявил, что Приштина не намерена выполнять взятые на себя обязательства по созданию Сообщества сербских муниципалитетов(ССМ, должен представлять орган самоуправления сербов в Косово). При этом ССМ — краеугольный камень Брюссельских соглашений, подписанных в 2013 году между Белградом и Приштиной при посредничестве Евросоюза.

Косовская проблема — один из главных факторов нестабильности в балканском регионе. Основная причина напряженных отношений между албанским и сербским населением связана с неразрешенным статусом Косово, которое в 2008 году в одностороннем порядке при поддержке США и большинства их союзников провозгласило независимость. Однако согласно сербской конституции, провинция Косово и Метохия — неотъемлемая часть территории Сербии, имеющая статус автономии. Это также подтверждается резолюцией СБ ООН 1244. Суверенитет Косово не признают и многие другие страны, включая, например, Россию, Индию и Китай, а также пять стран Евросоюза: Грецию, Испанию, Кипр, Румынию и Словакию.

В феврале 1998 года «Армия освобождения Косово» объявила о начале вооруженной борьбы за независимость. Боевые действия между албанскими сепаратистами и государственными силами привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Уже 18 марта 1999 года страны НАТО заявили о гуманитарной катастрофе, обвинив Белград в агрессии. 24 марта того же года альянс начал в обход Совета Безопасности ООН наносить авиаудары по территории Югославии. В ходе бомбардировок погибли, по сербским данным, от 3,5 тыс. до 4 тыс. человек. В июне 1999 года в регион были введены международные силы под руководством Североатлантического альянса KFOR.