Нас подсадили на капельницу инвестиций

На модерации Отложенный

Что-то не получается у нас так, как надо, не вытанцовывается

Молчи, прошу,
не смей меня будить.
О, в этот век преступный
и постыдный
Не жить, не чувствовать –
удел завидный…
Отрадно спать,
отрадней камнем быть.

/Микеланджело Буонарроти,
перевод Ф. Тютчева/

Читаю, уж в который раз, статью Александра Чуйкова и Олега Говорова в газете «Аргументы недели» (№11 (655), за 21–27 марта 2019 года) под заголовком «Под пыльным ковром иностранных инвестиций» и столбенею.

Оказывается, большая часть реальной экономики, физически располагающейся на российской территории, принадлежит либо офшорным компаниям, либо напрямую западным корпорациям. Это их собственность. Им принадлежат не менее 65% крупной российской собственности. Доля иностранного капитала в пищевой промышленности уже составляет более 60%. Иностранные гиганты контролируют почти 60% рынка молока, более 70% рынка соков, порядка 80% замороженных овощей и фруктов, более 90% рынка плодоовощной консервации, более 80% рынка пивоварения. Доля продукций российских предприятий (станкостроения, тяжелого машиностроения, легкой, радиоэлектронной, медицинской и фармацевтической промышленности) на нашем рынке «пляшет» в размере 10%. Остальное, понятное дело, импорт. Рухнуло в десятки раз производство многих видов промышленной продукции: в 2015 году – производство ткацких станков, экскаваторов, бытовых пылесосов, шерстяных тканей. Производство тракторов, металлорежущих станков, часов всех видов, кузнечно-прессовых машин, мотоциклов составило от 3 до 4,8% от уровня 1990 года. Всего в России за 30 лет прекратили существование 78 тысяч заводов и фабрик, потеряно людских сил, материальных и финансовых средств больше, чем за годы войны (1941–1945).

Сегодня в России 130 тыс. убыточных или неработающих заводов и фабрик, 42 миллиона гектаров пустующих угодий, 12 миллионов безработных, 15 миллионов лиц без определенных занятий, 45% неиспользованных производственных мощностей.

Консолидированный годовой бюджет потерь России составляет 1,5 трлн долларов и превышает весь годовой объем ВВП РФ. Полностью зависим от мировых цен на нефть. Тавро «Сделано в России» за границей не знают.

При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет. Например, в 2013 году таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта составили не менее 2,5 трлн рублей. Иностранные и российские инвестиции в производство продукции с высокой долей добавленной стоимости в Россию почти не идут. Те небольшие инвестиции, которые в Россию поставляют, идут в пищевую промышленность, в отверточную сборку автомобилей, в торговлю (почти все торговые сети имеют зарубежные юрисдикции). Отдельная тема – строительство транснациональными корпорациями своих производств на российской территории. Иначе как «рывком», «прорывом» и прочими лестными эпитетами чиновники такие деяния не награждают.

Однако практически все цифры и обещания в договорах между крупными иностранными и местными компаниями властями засекречены. И немудрено, чиновники докладывают, в том числе и самому президенту, о том, сколько денег перечислили в бюджеты всех уровней, но молчат о потерях. А потери обычно на порядок больше прибыли. Самый яркий пример – Калужская область. В области создан огромный кластер иностранных производств. Это фармацевтика, автосборка. Региональная власть докладывает президенту, что создано 25 тыс. рабочих мест. Отлично. Но, даже по официальной статистике, уничтожено 250 тыс. рабочих мест с того же, 2005 года. Считаем дальше: земля немецкому концерну – 720 гектаров досталась почти даром – менее 50 евро за один гектар. Планировка площади, ее подготовка – все работы по организации завода, прокладка газовых, электрических сетей, постройка автодорог и ж/д сетей, создание другой инфраструктуры – все это делалось исключительно за счет Калужской области.

Завод решением губернатора освобожден от уплаты всех (в т.ч. транспортного и имущественного) налогов до 2020 года. На территории владельцам было предоставлено право на самостоятельное бурение скважин на воду и безвозмездное пользование этой водой. Обучение сотрудников за счет региона. В 2015 году консолидированные доходы от иностранных инвесторов составили 23 млрд рублей. Прекрасно! Но считаем дальше. Только на одном заводе в год собирается не менее 115 тыс. автомобилей, разных по классу и по цене. Но если мы возьмем за расчет минимальную стоимость – хотя бы в 600 тыс. рублей каждого завода, то получается, что при сборке таможенной пошлины с такого количества автомобилей Россия должна была получать 23 млрд рублей в год: так что выгоднее?

Эксперты в один голос утверждают, что любой промышленный гигант, который приходит в Россию со своим производством, буквально убивает подобные отечественные сегменты. В той же Калужской области на территории технопарка «Грабнево» в интересах немецких заводов вместо российских работает с десяток иностранных предприятий из США, Германии, Украины, Канады, Китая. Они производят детали подвески, интерьера салона, автопластик, бамперы, сиденья, стекла. Плюс еще более 70 чисто иностранных «инвесторов», освобожденных от налогов, которые производят автокомпоненты для иностранных же концернов. И так по всей стране.

Например, вместо прекрасных отечественных дизелей для судов всех классов, которые должен бы выпускать питерский модернизированный завод «Русский дизель», пыхтит автосборочный цех компании «Форд», который то ли работал, то ли до сих пор работает с таможенными и налоговыми льготами. И таких примеров тьма тьмущая.

Недавно социолог и министр промышленности Мантуров докладывал президенту о том, как отлично растет рынок продаж «наших» автомобилей. Но, конечно, забыл добавить, что процентов 90 этого рынка – это авто, только произведенные на нашей территории и нашими руками. Все сливки в виде прибыли ушли истинным хозяевам заводов, газет, пароходов… Основная цель всех сборочных заводов состояла в том, чтобы увеличить объемы продаж в России продукции крупных зарубежных промышленных компаний и тем самым увеличить прибыль их акционеров, а не в том, чтобы росли объемы производства промышленной продукции российскими предприятиями. Во всех областях и секторах реального промышленного производства с высокой прибавочной стоимостью практически не осталось настоящих российских компаний. Даже АвтоВАЗ на три четверти принадлежит Голландии.

Буквально в последние дни экономические эксперты начали бить в набат. Только за январь и февраль из страны вывезено 18,6 млрд долларов. За прошедший 2018 год отток капитала вырос аж в 2,7 раза – с 25,2 до 63,5 млрд. Страну так подсадили на инвестиционную «капельницу», что у нас начинается «похмелье».

По числу миллиардеров РФ занимает третье место в мире, и они контролируют 16% ВВП – это очень много. Если в отраслях, ориентированных на извлечение ренты (нефть, газ, лес, строительство), все плохо, значит, в стране неважно со свободной конкуренцией. И богатеют здесь за счет политических связей, позволяющих получить госзаказ и делянки для добычи сырья. Госдоходы к ВВП у нас 7–18%. Китай за 12 лет роста ликвидировал на госпредприятиях 73 млн рабочих мест, а Россия содержит 33 млн бюджетников. Ситуация у нас патовая, говоря языком шахматной игры.

Сам по себе возникает вопрос: неужто Россия оскудела умными людьми, настоящими хозяйственниками, что нет никакого выхода из этой ситуации? Кто ответит на этот вопрос? Неужели и впрямь у нас какое-то сатанинское наваждение? Почему не выходит, не получается у нас так, как надо, образно говоря, не вытанцовывается, как выразился Н.В. Гоголь в повести «Заколдованное место»?