«Скверные» истории. Что не так с застройкой скверов?

На модерации Отложенный

В общем-то все. Жители хотят деревья, а не храмы, жилые высотки и офисы.

Весеннее обострение конфликтов в России на этот раз проходит в скверах: жители окрестных домов протестуют против строительства. Примечательно, что из наиболее громких историй едва ли не половина связана с нежеланным горожанами строительством храмов.

 

Екатеринбург

Самая громкая «скверная» история произошла в Екатеринбурге, где когда-то работал революционер Свердлов, именем которого раньше и назывался этот город. Там активно разгорается конфликт по поводу строительства храма св. Екатерины. Серьезный оборот он стал набирать 13 мая.

Выразить свое несогласие с идеей вырубки сквера рядом с театром Драмы вышли около 2 тыс. человек. Участники акции ломали строительные ограждения, правоохранительные органы не остались в долгу: один человек задержан, другой – госпитализирован.

На следующий день ситуация повторилась вплоть до количества митингующих. На этот раз, правда, количество задержанных увеличилось до 20 (им вменяют мелкое хулиганство и нарушения ПДД, поскольку они выходили на проезжую часть улицы Ельцина). 15 мая участники акции снова вышли на баррикады. На этот раз было задержано 70 человек, 20 арестованы.

В настоящий момент подготовка к строительным работам приостановлена по решению мэра города Александра Высокинского, сообщает сайт Е1. По его словам, будет проведен опрос, от проведения референдума мэр отказывается, аргументировав, что это слишком дорого. По итогам опроса, который будет контролировать гордума, будет принято окончательное решение. К такому варианту местные власти были вынуждены прийти после вмешательства президента Владимира Путина, заявившего, что «нужно мнение [людей] учесть, если речь идет о местных жителях, а не записных активистах из Москвы, которые приехали пошуметь. Храм должен объединять людей, не разъединять» (цитата по РБК). Кроме того, российский лидер заявил о необходимости проведения опроса, чем сейчас и занялись власти города.

Казалось бы, странно, что люди столь агрессивно настроены против хорошего, казалось бы, дела – строительства храма. Проблема в другом: по данным СМИ, на общественных слушаниях был представлен проект строительства МФК с офисами, жильем, подземным паркингом и фитнес-центром.

Позже кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что звонил в строительную компанию, где ему сообщили, что это лишь слухи, и информация не соответствует действительности.

Москва, Люблино

В опасном направлении развивается и ситуация в московском районе Люблино. Там идет активное противостояние местных жителей и застройщика, планирующего построить высотку в сквере около метро (улица Совхозная, 10Б).

13 мая ситуация обострилась. Как рассказывают участники сообщества «Марьино Люблино Кузьминки», на территорию стала съезжаться строительная техника (проезжая прямо через газоны и дорожки), а рабочие начали устанавливать ограждающие будущую стройку бетонные блоки. В ответ подтянулись решительно настроенные местные жители и стали мешать проезду техники и работам. Разрешающих строительство документов людям не показали. Между тем, как следует из комментариев в социальных сетях, спорная стройплощадка находится слишком близко к туннелям Люблинско-Дмитровской линии, а также к подземным сооружениям станции «Люблино», а значит, строительство должно вестись, по меньшей мере, после согласования с Метрополитеном. В итоге началось жесткое противостояние.

В объективы камер попал момент, как рабочие пытаются разогнать протестующих с помощью бульдозера, направляя его в толпу людей, перекрывающих проезд. В тот вечер при столкновениях пострадали несколько активистов. Разошлись все глубокой ночью. Строители забрали технику, но оставили на территории сквера бетонные ограждения.

Ульяновск

Еще один крупный конфликт назревает в Ульяновске. Снова сквер. Снова храм. Там спорное строительство планируется около ДК «УАЗ». 17 мая планируется акция протеста. По данным агентства 7Info, местные жители выступают против строительства храма Святого Александра Невского.

Между тем, вся строительная документация уже подготовлена, а представители местной администрации и епархии настаивают, что строительство храма необходимо горожанам: жильцы ближайших домов якобы утверждают, что уже имеющаяся церковь слишком мала для всех.

В свою очередь экологи и активисты говорят, что ради строительства придется вырубить около 50 взрослых деревьев, среди которых – туи, можжевельник и липы. Симбирская епархия возражает: "согласно проекту необходимо перенесение 5 (не 50) деревьев", и приглашает жителей ознакомиться с документацией.

Ранее на этом месте уже проводились одиночные пикеты. На сегодня намечена большая акция протеста.

Челябинск

Конфликт все на ту же тему – строительство часовни в сквере напротив Южно-Уральского госуниверситета – грозит развернуться и в Челябинске. Один из местных активистов Денис Ибрагимов обратился к мэру города Владимиру Елистратову с просьбой не разрешать строительство часовни в сквере напротив ЮУрГУ со словами: «Хотите как в Екатеринбурге?». Фото письма приводит издание Znak.

По словам Ибрагимова, против строительства этой часовни выступает достаточное количество людей, чтобы конфликт вырос до екатеринбургских масштабов.

Напомним, власти города приняли решение строить часовню еще в 2017 году, но идея не понравилась ни студентам ЮУрГУ, ни другим жителям города. Впрочем, у строительства есть и сторонники, по мнению которых «часовня прекрасно впишется в территорию, завершит архитектурный ансамбль». Противники парируют так: «очередному объекту РПЦ не место в студенческом сквере светского государства».

В 2018 году местные архитекторы предлагали проект благоустройства сквера без строительства часовни.

«Отказник» Красноярск

В Красноярске до столь бурного развития истории решили не доводить. Власти города отказались выдать разрешение на строительство на земельном участке, расположенном в границах улицы Баумана и Свободного проспекта. «Прежде всего, в связи с наличием на этой территории сквера и необходимости сноса зелёных насаждений для строительства храма», – объяснили власти (цитата с сайта городской администрации).

Глядя на екатеринбуржцев, власти Красноярска вспомнили, что в ходе публичных слушаний по поводу строительства храма в сквере на Баумана большинство голосующих высказались против. Построить храм на месте сквера просила красноярская епархия. Заодно красноярская мэрия решила скорректировать месторасположение строительства другого храма – Богородице-Рождественского кафедрального собора: раньше его планировали строить ближе к реке, но сейчас стройплощадку перенесли ближе к дороге.

Владивосток

Во Владивостоке вырубка сквера понадобилась ради строительства нового корпуса детского сада. Строительство планируется вести в районе улицы Постышева, 7: на карте там сквера не значится, но при помощи функции «панорама» видно, что перед домами действительно зеленая территория, много деревьев, которые вполне могли бы получить статус сквера.

Право на зелень местные жители отстаивают как могут – участвовали в акциях, сажали дополнительные деревья (пихты и каштаны) и даже присвоили своему мини-парку название – «Нескучный сад». Власти, вроде, пообещали вести строительство в старых границах, однако ясности до сих пор нет, а договор с подрядчиком стройки все еще не расторгнут – идут суды.

Параллельно развивается конфликт по поводу строительства многоэтажки в сквере на улице Надибаидзе. Строительство должно вестись в единственном парке в районе, с чем, разумеется, не согласны местные жители, по данным которых застройщик не имеет разрешительной документации.

«Для нас, горожан, это сквер, для застройщика - бизнес»

ЦИАН.Журнал попросил нескольких градозащитников объяснить основные причины складывающихся ситуаций.

Активист Татьяна Тимошкина признает: «Для нас, горожан, это сквер или детская площадка, а для застройщика – просто бизнес, кусок земли, на котором можно выгодно построить и продать недвижимость».

Почему все контролирующие органы на стороне застройщика, а не жителей, – большой вопрос к этим самым органам.

«Сейчас учитываются только интересы города, заинтересованного в получении средств от инвестконтрактов. Интересы районов, и интересы жителей, то есть то, что не приносит прибыли, во многих случаях не учитываются в достаточной степени», – считает градозащитница Валерия Востокова. Хотя, по ее словам, город по определению должен обеспечивать жизнедеятельность проживающего населения. При этом любой градостроительный проект должен соответствовать интересам города, интересам района и интересам жителей.

Многочисленные факты застройки скверов и парков подтверждают отчужденность интересов города от интересов жителей, в частности, права на благоприятную окружающую среду. Сейчас часто говорят о необходимости развития города, но целью градостроительной политики должно быть развитие социума, создание благоприятных условий для реализации потребностей горожан, признает Валерия Востокова.

«Площадь возле метро – это точка притяжения горожан, там строят торговый центр, и он приносит прибыль за счёт сквозного потока людей. Парк или сквер – тоже точка притяжения горожан, и там строят храм, чтобы он приносил прибыль за счёт сквозного потока прихожан», объясняет простую математику общественный деятель Сергей Федосеев.

Как бороться?

Отстаивать свои права можно и нужно, признает Валерия Востокова.

1. «Прежде всего, участвуйте в выборах на всех уровнях: от президентского до муниципального. В сентябре состоятся выборы депутатов в Московскую городскую Думу, это реальный шанс изменить ситуацию в городе.

2. Нужно участвовать во всех голосованиях и публичных слушаниях.

3. И объединяться друг с другом для защиты своих прав и интересов!», – призывает градозащитница.

4. «Остановить и отменить стройку, к сожалению, можно только не давая этой стройке начаться, – объясняет Татьяна Тимошкина. – При этом делать это надо в рамках закона. Если строительство не удастся остановить физически, никакие запросы, суды, митинги и акции не помогут, но действовать необходимо во всех направлениях сразу». Она напоминает опыт Кравченко 16, где местные жители отстаивали спортивную площадку. Аналогичным образом удалось выиграть и в нескольких других историях.

Сергей Федосеев считает, что противостоять можно по-разному, и изначально невозможно предсказать, какой алгоритм сработает, ведь все зависит от разных факторов (политической обстановки, уровня объекта культа, значимости сквера/парка).

5. «Я бы советовал заблаговременно заставлять местные власти оформлять природный комплекс с соответствующим видом разрешенного использования и нулевыми градостроительными параметрами, ставить его на кадастровый учёт», – рекомендует Федосеев.

6. Кроме того, нужно отслеживать информацию о публичных слушаниях, решениях властей о выделении земли и дальнейшую градостроительную документацию. В них следует искать нарушения и подавать многочисленные жалобы, привлекая к делу депутатов.

7. «Кроме того, помогут протесты гражданского неповиновения, резонанс в СМИ и соцсетях, привлечение звёзд шоу-бизнеса и куча писанины», – советует собеседник ЦИАН.Журнала.