Безжалостная «Роснефть»

На модерации Отложенный

«Роснефть» ведет себя с «Транснефтью» жестче зарубежных партнеров. Компания требует компенсаций по максимуму и авансом.

Нефтепровод «Дружба». Фото: Patrick Pleul (DPA/TASS)

Главный российский партнер «Транснефти» — «Роснефть» — ведет себя в ситуации с загрязнением нефти в экспортном трубопроводе «Дружба» предельно жестко: она требует компенсации сразу и в максимальном размере, пишет «Коммерсант». Трубопроводная монополия считает, что компания Игоря Сечина хочет заработать.

  • Сечин написал письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, попросив ускорить компенсацию убытков российских производителей нефти от загрязнения «Дружбы» дихлорэтаном.

  • В письме есть первые цифры претензий от получателей: $155 млн от белорусского Мозырского НПЗ и $0,45 млн от польской Orlen.

  • Претензии перенаправлены в «Транснефть», но та не подтвердила, что готова их удовлетворить, жалуется Сечин. Контрагенты уже ищут замену российской нефти и набирают юристов для предъявления судебных претензий, говорится в письме.

  • «Роснефть» напоминает, что «Транснефть» обещала правительству компенсировать потери от грязной нефти.

Перевыставить по максимуму

«Роснефть» хочет от «Транснефти» слишком много, пишет «Коммерсант», получивший и оригинальные претензии Мозырского НПЗ к «Роснефти».

  • Оказалось, что сумма в $155 млн предполагает нулевую стоимость всех поставленных в апреле на завод 370 000 тонн грязной нефти.

  • Если учесть по такому принципу все 4,3 млн тонн грязной нефти, ущерб составит $1,8 млрд. «Коммерсант» оценивал реальную сумму компенсаций в $315 млн.

  • Белорусский партнер готов лояльно подойти к оценке ущерба — не просто рассмотреть «встречное обоснование» «Роснефти» о цене грязной нефти, но и решить спор в досудебном порядке.

  • По мнению экспертов «Коммерсанта», ущерб от поставок загрязненной нефти на НПЗ пока отсутствует. Он появится, если по «Дружбе» не удастся нагнать контрактный объем для Белоруссии (18 млн тонн) по итогам года. Сейчас затраты несет «Транснефть», возвращающая грязную нефть на территорию России и замещающая ее чистой. Подробно о схеме замещения мы писали здесь.

  • «Транснефть» заявила, что не получала обоснованных требований о компенсации убытков. Представитель Козака сообщил, что решений о компенсациях не принимало и правительство: вопрос отложен до полного восстановления работы «Дружбы».

  • «Есть общее понимание, что речь идет о неделях и месяцах, но никак не днях или годах. И, конечно, недопустимы попытки заработать на компенсациях. Это как кладбищенский бизнес — делать деньги на несчастье», — заявил изданию советник главы «Транснефти» Игорь Демин.

Что дальше?

Суд НПЗ с «Роснефтью» за компенсацию маловероятен, но, если «Роснефть» не будет оспаривать оценку ущерба, его может выиграть белорусская сторона.

Результаты спора будут иметь преюдициальное значение для дальнейшего разбирательства между «Роснефтью» и «Транснефтью». Это означает, что нефтекомпания получит право перевыставить свои потери без необходимости вновь доказывать их обоснованность и размер, сказал «Коммерсанту» партнер юридической компании «Нортия ГКС» Владимир Смолярж.

Почему это важно

Натянутые отношения руководителей крупнейшей нефтяной компании России и нефтетранспортного монополиста хорошо известны. Предельно жесткая позиция, занятая «Роснефтью» в вопросе компенсаций, заставляет задуматься, насколько они вредят отрасли и стране в целом.

Сергей Смирнов.