Урок патриотизма

На модерации Отложенный

Урок патриотизма для юных правдинцев

 

       7 мая Обществом краеведов «Наследие» и Правдинской школой №2 (поселок Правдинский, Пушкинский городской округ, Московская область) были организованы лекции на тему «Правдинский в годы Великой Отечественной войны: дети военного времени».

 

Признаюсь, я очень хотела пойти в школу с рассказом о военной истории посёлка Правдинский. Помню, когда я только начала заниматься краеведением, меня потрясло количество земляков, ушедших на фронт из нашей - молодой тогда - Правды. Поразили рассказы тех, кто остался дома, как они бились тут, в тылу, со страхом, отчаянием, холодом и голодом. Я хотела рассказать об этом детям, чтобы они на эмоциональном уровне почувствовали, какая жертва была принесена правдинцами в те страшные годы. Когда меня пригласили в школу рассказать что-нибудь любознательным третьеклашкам, у меня были готовые лекции на другие темы, но я не стала упускать хороший повод воплотить в реальность мою давнюю задумку. 

     Получилось так, что в школе в этот день я провела три очень разные беседы на заявленную тему: с рассудительными подростками из 8 «Б», с впечатлительными ребятами из 3 «Б» и с внимательными выпускниками начальной школы из 4 «А» класса.

 

В 3 "Б" классе к встрече подготовились

Ветераны рассказывают, что жители Правдинского не сразу поверили, когда из репродукторов раздалось тревожное: «Началась война!» Потом были повестки из военкомата, горькие проводы мужчин на фронт и тяжёлый труд в тылу. В Правдинской Книге Памяти, которую составила Председатель Совета ветеранов войны и труда Валентина Ивановна Рыжова, более трёх тысяч фамилий. Это значит, что каждый второй житель нашего посёлка найдет в ней фамилии родственников, соседей или друзей. К сожалению, большинство детей о существовании этой книги не знают. Лишь единицы сказали, что видели её у своей бабушки или на полке в библиотеке. Не знают дети и про то, что Правдинский в годы Великой Отечественной войны оказался всего в нескольких километрах от линии фронта, что в санатории «Правда» был развернут госпиталь, персонал которого поставил на ноги и вернул в строй тысячи бойцов. Не слышали о лесозаготовках, на которых женщины и подростки выкосили наш богатый вековыми деревьями лес под корень на несколько километров вокруг; об узкоколейке, по которой через весь посёлок возили нагруженные двухметровыми сосновыми чурбаками платформы. Лошади не выдерживали такой работы, а продрогшие до костей подростки и изнеможённые бабы тащили груз с делянки на ДОКовский склад по несколько раз в день.

 

С интересом слушали ребята о школьных буднях военного времени.

Примеряли на себя и не могли поверить, что нечем и не на чем было писать, не в чем ходить и нечего есть. «Как же так? Почему совсем ничего не было?» Сложно понять благополучному современному ребенку, почему намазывали на хлеб жиры промышленного, как после войны выяснилось, назначения, да ещё и старались растянуть одну банку на несколько недель. «Зачем же они это ели? Я не понимаю, разве они не знали, что такое есть нельзя? Разве им было вкусно?» - спросила меня восьмиклассница. На её лице недоумение, она на самом деле не понимает, зачем есть то, что не вкусно.

 

С восьмиклассниками разговаривать было сложнее всего. Они внимательно слушали, с интересом рассматривали старые фотографии, но подвергали сомнению каждый факт. «Почему жители мерзли, если рядом стояли склады с готовыми дровами? Ну и что, что на фронт? Немного бы взяли незаметно и согрелись». «Почему дети продолжали ходить в школу? Надо было бросать учёбу, время же позволяло». Когда мы заговорили о жертвенности во время Великой Отечественной войны, мальчик с задней парты задумчиво сказал: «Видимо Родина много им дала, если люди готовы были идти за неё на смерть». Есть, о чём подумать нам, взрослым. Правда?

 

     Третьеклассники встретили меня радушно. К встрече готовились: у некоторых на груди были георгиевские ленточки, на головах солдатские пилотки. Ребятам очень хотелось узнать, как же жили дети во время войны. Искренние, наивные, они ещё не подвергают сомнениям слова взрослых, только переживают за своих сверстников из неведомых им сороковых годов. А им не было страшно прятаться в погребе от налёта? Разве дети не боялись бомб? Как же такие маленькие дети ходили в Пушкино пешком, чтобы продолжать учёбу в музыкальной школе? А разве сажей можно писать? Почему дети были ещё детьми, а работали, как большие? Мы проговорили целый урок, а после беседы фотографировались с сувенирами, которые я подарила детям на память о нашей встрече.

 

Лекцию в 4«А» классе мы заранее не оговаривали, но прошла она замечательно. Ребята слушали мой рассказ серьезно, внимательно, словно запоминая всё услышанное. Подробно расспросили меня про зарастающую травой и кустарником воронку от разорвавшейся бомбы в Правдинском лесу. Дали слово, что расспросят родных о войне и проверят, есть ли имена их близких в Книге Памяти нашего посёлка.

Во время лекции

«Правдинский в годы Великой Отечественной войны: дети военного времени»

в 3«Б» классе

 

Я вышла из школы с приятным чувством удовлетворения. Мне удалось открыть ещё одну страницу из истории Правдинского для моих юных земляков. Хочу выразить огромную благодарность за сотрудничество учителям Правдинской школы №2: классному руководителю 8 «Б» класса Букиной Наталье Владиленовне, классному руководителю 3 «Б» класса Широбоких Марине Петровне и классному руководителю 4 «А» класса Роговой Татьяне Викторовне.

 

Ольга Шустрова,

Правдинское общество краеведов «Наследие»