Любовная история без единого глагола.

На модерации Отложенный


 



Афанасия Фета называют поэтом самых "музыкальных" стихотворений - его строки легко ложатся на музыку и становятся текстами самых нежных романсов.

Наверняка вам знакомы строки

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья...

Замечали ли вы, что в этом стихотворении Фет не использует ни одного глагола?

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Однако это нисколько не мешает видеть нам, слышать, чувствовать изменения художественного мира. Секрет - в отглагольных существительных и очень метких прилагательных.

Более того, поэт задействует разные органы чувств:

- зрение (серебро, свет ночной, тени, милое лицо, дымные тучки, пурпур розы, янтарь, слёзы, заря)

- слух (шёпот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья)

- осязание (дыханье, лобзания, слёзы)

Композиция стихотворения - нарастающие чувства.

Сперва умиротворение предутренней природы. Затем мы видим "милое" лицо. И речь не о миловидности девушки, это лицо обожаемо лирическим героем, мы видим отношение героя. Мы понимаем, что это свидание влюбленных.

В финальном четверостишии эмоции накаляются: горизонт розовеет, появляется "отблеск янтаря" - вот-вот взойдет солнце, и возлюбленным придется расстаться! Оттого "лобзания и слезы". И такое нерадушное приветствие зари. Мы чувствуем досаду лирического героя, его отчаяние в финальной строке.

Получается, Фет рассказывает нам целую историю, любовный эпизод.

Без единого глагола.