С берегов Темзы выдачи нет

На модерации Отложенный

Минфин все грезит, как пополнить скудеющий российский бюджет. На сей раз покусился на святое — на олигархов.

Правда, лишь тех, кто давно проживает, ведет дела и, соответственно, платит налоги далеко за пределами России. Их мечтают "заманить" обратно на Родину. Прожект не просто неосуществимый, но еще и вредный! 

Разбежались в Лондонград и Монако 

Первый вице-премьер правительства России — министр финансов Антон Силуанов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), объявил о новом витке "деофшоризации". Чем, видимо, всерьез раздосадовал высокопоставленных участников форума, на который съехались богатейшие люди страны. 

По словам Силуанова, Минфин готовит поправки в ст. 207 Налогового кодекса РФ, которые изменяют критерии признания человека налоговым резидентом нашей страны. Сейчас, чтобы числиться резидентом России (то есть платить налоги здесь), нужно физически провести в стране 183 дня в году — а Минфин готовится уменьшить этот срок более чем вдвое, до 90 дней.

Читайте также: Офшоры: кто прикрывается Панамой?

Правда, дополнительно к этому хотят ввести еще один критерий — так называемый "центр жизненных интересов" налогоплательщика должен находиться именно в России: то есть здесь должна проживать семья, быть недвижимость, работа... Кроме того, он должен жить на доходы именно от российских активов.  

Если бизнесмен признается налоговым резидентом России, то он обязан уплатить в российский бюджет НДФЛ по всем полученным им доходам (вне зависимости от их происхождения — российского или иностранного). 

О том, чтобы изменить критерии, по которым налогоплательщик относится к российским, говорили давно. С таким предложением, в частности, еще в 2017 году выступал сам Антон Силуанов (тогда еще просто министр финансов), а также глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. В прошлом году говорил об этом же глава бюджетного комитета Госдумы РФ единоросс Андрей Макаров. 

Все они объясняли необходимость изменения Налогового кодекса тем, что многие богатейшие люди России попросту платят налоги в других странах — чаще всего это Кипр, Мальта, Монако, Швейцария, Израиль или Великобритания.   

Во-первых, это позволяет уменьшить налогообложение: например на Кипре ставка налога на пассивные доходы — 0%, а в Монако вообще отсутствует НДФЛ. 

Во-вторых, смена резидентства позволяет ускользнуть от российских фискальных органов: если бизнесмены не хотят раскрывать информацию о своих активах. 

По такому пути пошла как минимум треть из списка 500 самых богатых российских бизнесменов. Достаточно вспомнить недавний рейтинг богатейших жителей Лондона, в котором — о, чудо! — оказались все знакомые россиянам фамилии: Алишер Усманов (состояние £11,3 миллиарда), Роман Абрамович (£11,2 миллиарда) и Михаил Фридман (£10,9 миллиарда).  

А вот, скажем, еще три года назад влиятельное швейцарское издание Le Tempes сообщало, что как минимум четыре российских миллиардера выбрали в качестве "пристанища" именно эту страну. В их числе Геннадий Тимченко (его личное состояние журнал Forbes по итогам 2018 года оценил в $ 20,1 миллиардов), Вячеслав Кантор ($ 3,8 миллиарда), Василий Анисимов ($ 1,6 миллиарда) и Юрий Шефлер ($ 1,6 миллиарда). 

Кому и какие "коврижки" припас Силуанов 

Интересно, какими "коврижками" ведомство Антона Силуанова намерено завлечь многочисленных олигархов обратно в Россию, заставив их платить налоги именно в нашей стране? Ведь уход от российского налогообложения — их сознательный выбор. А если придется выбирать, платить НДФЛ в Москве или, скажем, в Монако, очевидно, куда они поспешат перевезти туда бизнес и где купить недвижимость — то есть переместить "центр жизненных интересов". 

Впрочем, недавний скандал с сенатором от Дагестана Сулейманов Керимовым, которого французская прокуратура пыталась было уличить в отмывании денег через покупку элитной недвижимости в Ницце, демонстрирует: российских олигархов в Европе ждут далеко не всегда с распростертыми объятиями. 

Впрочем, таких райских условий для обогащений, как в России, им больше не предоставят нигде в мире. Судите сами. Уже много лет обсуждаются идеи ввести в стране "налог на роскошь" и прогрессивную шкалу НДФЛ (чем больше зарабатываешь — тем больше ставка налога). Грозились-грозились, да в итоге все разговоры на эту тему разом пресек лично президентВладимир Путин в прошлогоднем обращении к нации. 

По его словам, идеи ввести в России "налог на роскошь" и прогрессивную шкалу подоходного налога окончательно отвергнуты. Хотя, по оценкам Минфина (на которые сослался президент), это могло бы дать в федеральный бюджет до 120 миллиардов рублей в год. Сумма, видимо, для федеральных чиновников такая мизерная, что ради нее не стоит поступаться спокойствием и безмятежным существованием олигархов. Вот теперь их и созывают обратно в Россию из разных концов планеты, куда они разлетелись от "непосильного" налогового бремени. 

Олигархи не пострадают, а вот коррупции в ФНС прибавится 

— Поправки Минфина к режиму налогового резидентства в большей степени затронут малый и средний бизнес, а также менеджеров в сфере торговли, которые в рамках своей деятельности должны выезжать за рубеж. А вот крупный бизнес (с возможностью найма профессиональных управленцев) они затронут в меньшей степени, — рассказал "Свободной прессе" принципиальную ошибку разработчиков законопроекта руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев. — И в самой меньшей степени пострадают бенефициары крупного бизнеса. Большинство из них либо сами сменили резидентство, либо сделали нерезидентами членов семьи и передали иностранный бизнес им. 

Определенно, негативные последствия будут для тех, у кого производство товаров локализовано не в России. Собственникам из России требуется постоянно контролировать качество производимой продукции, выстраивать лояльные партнерские отношения. Более того, необходимо лично присутствовать на производстве, чтобы поддерживать постоянный контакт с производителями-поставщиками. 

Ужесточение правил налогового резидентства не поспособствует развитию и локализации производства на территории РФ, так как издержки несопоставимы с экономическим эффектом. В свою очередь, изменение критериев признания человека налоговым резидентом России создаст большое количество споров и, как всегда, плодородную почву для злоупотреблений и коррупции.