ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ - ОЧЕРЕДНОЕ БАРХАТНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ РОССИИ
На модерации
Отложенный
Фото: Anastasia Kamysheva / Shutterstock.com
Вице-премьер Максим Акимов рассказал о сложной проблеме, вставшей перед российским правительством. Лучшие умы России должны срочно решить, как им выпускать электронные паспорта – с чипом или без
Автор:
Мельников Михаил
Выгода в облаках
Преимущества электронного паспорта описывают многие, делают это красочно, но не очень убедительно.
Например, «не надо будет мотаться по чиновным конторам и стоять в очередях, собирая разные справки». Приятно звучит, но мы и без того существенно продвинулись в этом вопросе, и что может изменить новая форма паспорта – непонятно.
Если у вас есть идентификатор, к которому привязана ваша фотография, некая защита, которая усложняет подделку, есть некий QR-код, который позволяет считать, кто вы такой, то всё остальное, от полиса медстрахования до водительских прав, уже есть в облаке,
– объяснил Максим Акимов.
Согласимся, это удобно. Правда, потеря такого документа лишает доступа сразу ко всему спектру государственных услуг, тогда как сейчас, например, без прав вы с лёгкостью сможете получить медицинскую помощь.
В общем, какой-то очевидной выгоды для жителей России в реформе главного документа гражданина страны не видно. Зато хорошо видна выгода отдельных граждан России, Кипра и прочих Израилей – тех, кому достанется подряд на разработку и выпуск цифровых паспортов. Они уже провалили проект Универсальной электронной карты (УЭК; минимум 170 миллиардов рублей) и готовы вновь взяться за дело. Стоимость реформы изначально оценивалась в 114 миллиардов рублей, но сейчас Акимов называет совершенно другие цифры – 144 миллиарда одной только разницы между вариантом паспорта с чипом и паспорта без чипа. Эти деньги поступят подрядчикам из бюджета, а тот, в свою очередь, вернёт потраченное за счёт пошлин с граждан, получающих паспорта нового образца.
Калужская дивергенция
Уроженец Малоярославца Акимов абсолютно никак ранее не был связан с цифровыми технологиями. Он закончил истфак калужского пединститута, преподавал в средней школе, потом, предвосхитив знаменитый совет своего будущего босса Медведева, ушёл в бизнес, а оттуда достаточно быстро – во власть. Начинал как глава комиссии по рынку ценных бумаг Калужской области (и что это были за бумаги, в девяносто шестом-то году!), потом поднялся до поста замдиректора экономического департамента, ненадолго стал министром областной экономики, но предпочёл пост главы Калуги.
Далее – несколько лет на посту вице-губернатора и перевод в Москву, на позицию замруководителя аппарата правительства Российской Федерации. Премьером тогда как раз стал Дмитрий Медведев, а Акимов по счастливому совпадению возглавлял федерацию бадминтона Калужской области.
Вице-премьер Максим Акимов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
За шесть лет административной работы Акимов зарекомендовал себя так хорошо, что получил пост вице-премьера по связи, транспорту и цифровизации экономики, хотя ранее на профессиональном уровне не занимался ни одним из этих вопросов. Только что, в середине мая 2019 года, он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Феномен Великой дивергенции в современной зарубежной историографии»…
Максим Алексеевич – хороший, опытный управленец. И в том факте, что Калужская область существенно обогнала по промышленному развитию другие замыкающие кольцо вокруг Москвы регионы, есть и его немалая заслуга.
Но как человек одной рукой может изучать историю изучения дивергенции (процесс, при котором Европа выдвинулась на первый план, затмив конкурирующие цивилизации), а другой просчитывать экономическую целесообразность введения электронных паспортов, непонятно.
«А не то…»
Впрочем, технологию давления на общество он знает: как всегда в спорных случаях, в ход идут угрозы. Царьград не раз показывал, как производители пищевой продукции вбрасывали в СМИ предупреждения о скором росте цен, чтобы повлиять на ритейл. Теперь тем же самым заняты лоббисты цифровизации. Акимов предупреждает, что если окончательное решение не будет принято летом, «встанет вся инфраструктура, включая портал госуслуг». Почему в случае отсутствия изменений этот портал не может работать так же, как и прежде, вице-премьер не уточняет.
Также не называет он и недостатки нашего традиционного паспорта. Высокая стоимость? Полноте, её оплачивают граждане в виде пошлины и как-то не жалуются. Слабая защита от подделки? Мы не слышали ни об одном уголовном деле, где значимым фактором был бы поддельный паспорт гражданина России.
Тогда в чём вообще проблема? Есть принцип: работает – не трогай!
Но у вице-премьера Акимова есть шанс распределить сотни миллиардов рублей бюджетных денег на выполнение программы «цифровизации», и этого шанса он не упустит. Под каким соусом скормили её необходимость высшему руководству страны – вопрос отдельный, но людей, которые это сделали, рано или поздно найдут. Бывший координатор «Открытого правительства» (дорогостоящая неведомая зверушка типа УЭК) Михаил Абызов может это подтвердить.
Бесплатно? Не надо!
Реформа паспортной системы нам бы действительно не помешала, но другого рода. Что действительно является пережитком прошлого, так это наличие у нас с вами двух отдельных паспортов – внутреннего и заграничного. В это трудно поверить, но надо признаться, что даже из всех стран бывшего СССР понятие отдельного загранпаспорта сохраняется только в России и на Украине.
Премьер-министр Дмитрий Медведев. Фото: www.globallookpress.com
Да-да, когда премьер-министр Дмитрий Медведев после очередного скандала с мигрантами грозно говорил, что отныне таджики въезжают к нам только по загранпаспорту, он прекрасно знал, что никаких других паспортов в Таджикистане нет.
Наши украинские друзья с 2016 года пошли по американскому пути, который теперь пытаемся освоить и мы: ID-карточка для родной полиции и традиционный паспорт-книжечка для поездок за рубеж. Но есть другой вариант, ещё проще – единая книжечка для передвижения и внутри страны, и за границей. У такого выбора лишь один существенный минус в глазах вице-премьера – нулевые бюджетные траты. Всего дел-то – добавить в загранпаспорт страницы с детьми, семейным положением, воинской обязанностью, регистрацией. В чём тут экономика для уважаемых людей, непонятно. Поэтому вариант простого объединения паспортов не рассматривается.
* * *
В ситуации, когда промышленный рост в России существует исключительно в воображении Росстата, да и тот постоянно меняет показания, мы считаем не просто нецелесообразным, а откровенно вредительским план направления огромных сумм на реформирование системы, которая нормально функционирует. Никакого серьёзного эффекта для экономики производство карточек не даст, а получение государственных услуг не входит сейчас в сотню самых серьёзных проблем рядового жителя России.
Давайте лучше Калужскую область продолжим развивать. Неплохо же получалось.
Комментарии