«Толика правды и выдумки, приправленная щепоткой юмора»
На модерации
Отложенный
Где хорошая интрига? Где разговор о злободневных проблемах? Где живые герои? Где ирония, помогающая посмеяться над собой и миром вокруг? А чтобы всё и сразу? Ответ один – на страницах книг современных авторов, которые представляют, как устроен мир сегодня, и не боятся пофантазировать о том, чего человек, поглощённый повседневными заботами, не знает или попросту не замечает.
Писатель и журналист Валерий Рубин в своих произведениях неизменно остаётся оригинальным и изобретательным, он умеет удивлять. Это, пожалуй, то, чего прискорбно часто не хватает многим авторам XXI века. А потому его книги всегда выделяются из серой массы, поражают глубиной и красками, вызывают улыбку, но и наталкивают на серьёзные раздумья. Очень скоро в издательстве «Союз писателей» выйдет новое произведение писателя, которое называется «Арчи Длинные Усы». Оно написано на стыке нескольких жанров: фантастики, фэнтези, детектива и иронии.
Ну а пока читатель ожидает момента знакомства с увлекательной историей, в которую вовлечены весьма неординарные персонажи, Валерий Рубин рассказывает корреспонденту издательства «Союза писателей» о своём творчестве, писательстве в целом и журналистике.
Екатерина: Валерий, помните Ваши первые литературные опыты? Когда они случились? О чём Вы тогда писали? В каком жанре?
Валерий: Литературные опыты? Первые пробы пера состоялись в ленинградской молодёжной газете «Смена». Вдруг что-то кольнуло поучаствовать в кастинге, как сегодня принято говорить, объявленном редакцией. Экзамен выдержал. И пошло-поехало. У меня сложилась впоследствии довольно обширная для журналиста биография.
Но до литературы как таковой руки долго не доходили. Возможно, удивитесь, но начал со стихоплётства. Мой дядя, к тому времени член СП России, автор нескольких поэтических сборников, одобрил только одно из всего написанного. Помню, как оно называлось: «Кисмет» (в переводе «судьба»), и, кстати, мне и самому нравилось. Но поэтом я не родился, хотя всё же накропал кое-что для собственного удовольствия. Было время для раздумий и размышлений, когда работал по вечерам, обстановка располагала, тишина, записывал на бумажку то, что в голову приходило, само собой, не в ущерб должностным обязанностям. Отредактировал записи, опубликовал. «И было Слово...»
Сочинять прозу начал много позже. Меня привлекали детективные истории: загадки, разгадки. Но не просто бытовые сюжеты с убийствами – пиф-паф, ой-ой-ой, а с подтекстом, где автор мог бы поделиться с читателем своими мыслями на злобу дня. Ну и пофантазировать тоже. И поиронизировать. Над собой, над окружающим нас миром. Характер, наверное, такой. Но для этого надо быть фантазёром, лунатиком, что не всякому дано.
Екатерина: Первые шаги сделаны, что было дальше? Сразу ли Вы решились «выйти в люди» или писали в стол? Что подтолкнуло Вас поделиться своим творчеством с миром в первый раз? Был ли это приятный опыт, или первый блин комом?
Валерий: Видите ли, «выйти в люди» нынче совсем просто. Есть самиздат и куча окололитературных бизнесов, предоставляющих подобные услуги для начинающих. Это раньше нужно было водить гусиным пером по пергаменту, ножками нести манускрипт в издательство, где твой труд оценивали: издавать – не издавать. Автор получал аванс, книжка шла в типографию, за что благодарный автор клал себе в карман ещё и роялти. Другие времена на дворе. Пишущая машинка стала диковинкой. Две параллельные прямые пишущих и читающих в очень недалёком будущем пересекутся в некоей точке пространства и времени, и это будет знаменовать собой братство народов семьи трудовой.
Поделиться своим творчеством с миром – естественно для человека, овладевшего грамотой. Называется такое явление графоманством. В этом смысле все писатели – графоманы, то есть люди, одержимые сочинительством. А для себя ли, для людей, для потомства – это как и у кого получится. Как карта ляжет. От многих факторов зависит. Вы, наверное, заметили, что появилась такая услуга: печать по требованию, Print on demand? Можно сотворить подарочный комплект из тобой написанных, прекрасно оформленных в типографии и отпечатанных на хорошей бумаге книг – для себя, для родных, знакомых. Можно ли это назвать «писать в стол»? Не знаю. Можно за большие деньги выпустить в свет большой тираж. Раскупят ли его, будут ли читать? Зависит от читательских предпочтений, от моды, которую формируют издательства и литературные критики. Но в любом случае автор должен испытывать чувство глубокого удовлетворения, что жизнь удалась. Это и будет для него наградой. А как же гонорары, деньги? Гонорары получает, я бы сказал, небольшая прослойка, писательская знать. А деньги зарабатывают те, кто собирает дань с начинающих авторов. Поэтому у всех, ставших на эту стезю, разный опыт, разные судьбы. Как и в реальной жизни.
Екатерина: В середине жизни Вы решили коренным образом изменить свою судьбу и уйти из технической профессии в гуманитарную сферу – журналистику. Как Вы пришли к этому решению? Не боялись, что оно окажется слишком радикальным?
Валерий: Было непросто. Сменить работу в «ящиках», серьёзную специальность, полученную в «Военмехе», «отпахать» три десятка лет на режимных предприятиях ВПК – и отправиться на вольные хлеба журналистики? Но была уверенность, что смогу пробиться и в этой, новой для себя ипостаси. Чуточка авантюризма, конечно, присутствовала. Начинал завотделом в многотиражке НПО «Красная Заря». Пробовал себя в редакции радио Балтийского завода и в программе «ЛенРадио». Приобрёл опыт. Друзья познакомили с солидными изданиями: «Деловые связи» Торгово-промышленной палаты, «Российский бизнес», «Русский телеграф». Потом была газета «Правда», «Российская газета» и «Парламентская газета». Получилось в результате, в сумме хорошо, как у Маяковского в поэме «Хорошо»: «землю попашет, попишет стихи...»
Екатерина: Журналист пишет статьи, публицистические очерки, писатель работает над художественными рассказами. В чём принципиальное отличие в работе писателя и журналиста? Что ближе и интереснее лично Вам?
Валерий: Я человек увлекающийся, неугомонный, но не импульсивный, позволю себе заметить. Мне и сегодня интересно и то, и другое. День заполнен чтением новостей, соцсетями, написанием статеек на животрепещущую тему, сочинением очередных страниц новой книги... Но Вы правы: разница между журналистом и писателем имеет место быть, хотя в творческом отношении они соприкасаются, похожи – той же публичностью, например. Сбор материалов, их обработка, анализ, оценка рисков (реальность на фоне твоих рассуждений и умозаключений), наконец, публикация... и ответственность. Да, ответственность, которую нельзя сбрасывать со счетов. Журналистика – одна из ветвей власти, а писатель – инженер человеческих душ. Это аксиома. Принципиальное различие? Это трудно в двух словах. Журналист, скорее, публицист по роду занятий, он в гуще событий – отклики, эмоции, контакты с людьми. Журналист играет на нервах общества, как на музыкальном инструменте. А писатель может спокойно сидеть в Пушкинских горах, любоваться закатами, зелёной травкой и пописывать себе, ни на кого и ни на что не обращая внимания.
Как добровольный затворник. Однако на всякий случай время от времени прислушиваться: что там за окном происходит, уж не революция ли, не взялись ли мужики за топоры и вилы? Топоры и вилы – фигура речи, не подумайте плохого, я человек мирный. Но активная позиция мне больше по душе, нежели созерцательная.
Екатерина: Какие темы Вам доводилось поднимать в качестве журналиста?
Валерий: Невозможно ответить, не поднимая архив публикаций. Одно могу сказать: спорт старался не трогать, обошёл стороной, хотя в юношестве занимался шахматами и принимал участие в командных турнирах в школе и в институте. Политика, естественно, экономика, общественные отношения. По части культуры я любитель, не профессионал. Для портала Strana.ru приходилось освещать актуалии Ближнего Востока, для лужковской «Россiи» – питерские сенсации, для потанинского «Русского телеграфа» – бизнес-новости, для «Парламентской» – что свеженького в Израиле или в Канаде... Редакция даёт задание – журналист выполняет. Для этого он аккредитован. Как на службе в МИДе или другом каком ведомстве.
Екатерина: А что насчёт тем писательских? Что Вы считаете основой своего творчества? Какие вопросы уже раскрыли в книгах, а что пока только в планах?
Валерий: Признаться, я не понимаю, что за штука такая: основа творчества? Подразумевается жизненный опыт, накопленные знания, писательские предпочтения? Да, смею надеяться, есть и то, и другое, и третье. Но я не раскрываю в книгах «вопросов», если Вы об этом. Это не ко мне. Да, кое-что меня волнует, и волнует серьёзно как жителя Земли, как гражданина Вселенной, спорить не стану. Приходится высказывать своё мнение, пока ещё не поздно и в запасе осталось немного времени. Человеческая цивилизация сегодня достигла такой стадии развития, что стираются грани между людьми, женщинами и, извините, мужчинами, между странами и континентами. Технический и технологический прогресс налицо, но всё чаще ловлю себя на мысли: а не пора ли человечеству подумать о Душе? Не отдельному индивидууму, а всему семимиллиардному коллективному разуму.
Куда идём? Живую природу нещадно истребляем и делаем на фоне убиенных животных селфи. На загазованность атмосферы выбросами от сгорания углеводородов плюём с высоких трибун. Потом, правда, рвём на себе волосы после кошмарных наводнений, землетрясений, цунами и прочих радостей. Учёные, – а в данном случае им можно верить на слово, – говорят, что осталось от силы два десятка лет нашего относительно безмятежного сосуществования с окружающей средой, после чего неминуемо наступит апокалипсис, виденный нами на картинках в кино. Если не одумаемся. Вот в этом-то и загвоздка: одумаемся ли? Искренне верю, что нет.
Почему? Да просто потому, что люди привыкли к удобствам, к «хочу это», над планетой веет дух, нет, смерч потребительства: «Купи!!!» До определённого момента «потребление» – допустимо, это нормально, иначе человек не был бы человеком: зачем, спрашивается, на свет родился, как не вкусно кушать и спать, смотреть «телек», кататься в авто и ходить на футбол? А что за порогом? – в том-то и дело, что знать не желают. Коллапс цивилизации, – там, за порогом. Всему есть предел. И терпению природы тоже. Нет, в самом деле, для чего человек явился в этот мир? Для чего он создан Всевышним? Или, полагаете, его на грядке капустной нашли? Как червя?
Мы не знаем, что у нас под ногами, мы не знаем, что у нас над головой. Образно говоря, разумеется. Но каждое утро прекрасно осведомлены посредством СМИ: что сгорело, кто ограбил, кого изнасиловали, сколько убито на улицах и в войнах, сколько умерло от голода и холода...
Вы спрашивает о планах? Какие могут быть планы, когда вопрос ставится ребром: быть или не быть... По крайней мере, в моих книгах.
Екатерина: Сейчас готовится к выходу Ваша книга «Арчи Длинные Усы». Давайте немного приоткроем завесу тайны. О чём будет книга? Какова её главная идея?
Валерий: Если я расскажу, тайны уже не будет. Тайной владеет один человек. Если её знают двое – уже слухи. Интрига должна сохраняться до конца сеанса, иначе не интересно, разве не так? Это закон жанра. Но могу подсказать ответ: у кого длинные усы? У Арчи. Книга о нём. И ещё об Ангеле Смерти, незримо присутствующем повсюду рядом с нами.
Екатерина: Является ли жанр фэнтези для Вас новым, или Вы уже пробовали себя в нём? Чем конкретно он Вас привлекает?
Валерий: Сразу скажу, что моя первая книжка называлась «Поймать и загрызть бабушку». Сборник рассказов и эссе. Не читали? Зря, там много поучительных историй из жизни. Во-вторых, есть фантастика – и есть фэнтези. И это две большие разницы. Если говорить о романе, трилогия задумана под общим брендом «Секретный сотрудник». Каждая из книг имеет своё название и предназначение (в театре говорят о сверхзадаче): «Корреспондент», «Тель-Авивские каникулы» и «Арчи Длинные Усы». Каждая представляет собой фэнтезийное повествование, с толикой правды и выдумки, приправленной щепоткой юмора. Фэнтези – полёт фантазии. Фантастика же – техническая документация по производству межпланетных полётов.
Екатерина: Как Вы считаете, каков психологический портрет читателя, которого заинтересует история Арчи? Какие откровения ждут его на страницах?
Валерий: Слышал, что авторитетные товарищи советуют молодым коллегам поискать перед началом процесса своего читателя. Юного, пожилого, женского пола или какого другого, но обязательно поискать адресат. Пойти на ярмарку и покричать: «Налетай, торопись, покупай живопись...» И тебе будет счастье. Я игнорирую эти призывы как ересь. Пиши хорошо, увлекательно – и читатель сам тебя найдёт. Не найдёт – тем хуже для него же. Вас интересует Арчи? – он есть у меня. Это кот в обличии человека и человек в обличии кота. Так что роман может быть интересен как кошколюбам, так и котовладельцам. Это с одной стороны. С другой, возможно, кого-то заинтересует процесс реинкарнации, но он уже описан в эзотерической литературе, и я не думаю, что надо повторяться. С третьей, Арчи – кот особенный, он на службе правительства, тайный агент, и на его долю выпали приключения, причём на одной из планет астероидного пояса в нашей Солнечной системе. Не так далеко, чтобы не полюбопытствовать, что же там случилось с бедным котиком?.. Как у него дела?
Екатерина: Что Вы чувствуете в ожидании выхода книги? Есть ли волнение? Или публикации могут превратиться в привычку и уже не вызывать таких эмоций, как самая первая?
Валерий: Ну что Вы, право? Какое волнение? В мои-то годы... «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить...» На мой взгляд, всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот.
Екатерина: Спасибо, Валерий, за беседу. Уверена, читатели захотят поскорее познакомиться с Вашими книгами. Удачи Вам и новых свершений!
Валерий: И Вам спасибо за вопросы. И, конечно, больше интересных авторов и книг.
Савкаева Екатерина Сергеевна
Комментарии