Коллапс в экономике РФ наступит через несколько месяцев

На модерации Отложенный

Всемирный банк (ВБ) в третий раз за год понизил оценку росту ВВП России. Теперь, по прогнозу, темпы развития российской экономики составят 1,2% - на 0,3% меньше, чем в апрельском прогнозе. Это следует из доклада ВБ «Перспективы мировой экономики: рост напряженности, уменьшение инвестиций».

Авторы объясняют такую динамику сокращением добычи нефти, ужесточением денежно-кредитной политики и повышением НДС в России. В начале 2019 года деловая активность в отраслях промышленности РФ упала — такими были последствия сокращения нефтедобычи в рамках договоренностей ОПЕК+, считают во Всемирном банке.

ВБ также снизил прогноз по росту мировой экономики. Основные причины — торговые конфликты и спад в ведущих стран мира.

Теперь по итогам 2019 года ВБ предрекает глобальный рост на уровне 2,6% (в прошлом году рост составил 3%). Таким образом, оценка ухудшена с 2,9%, ожидавшихся в январе. В 2020-м банк прогнозирует глобальный экономический подъем на 2,7% против ранее предполагавшихся 2,8%. Оценка на 2021 год оставлена на уровне 2,8%.

Ожидается, что в группе стран с развитой экономикой, особенно в еврозоне, экономический рост в 2019 году замедлится вследствие сокращения экспорта и инвестиций. Темпы подъема экономики США в нынешнем году по прогнозам снизятся до 2,5%, в 2020 году — до 1,7%.

Темпы роста экономики КНР, по оценке экспертов банка, также продолжат замедляться: с 6,6% в прошлом году до 6,2% в нынешнем году, 6,1% в следующем году и 6% в 2020 году.

На доклад ВБ уже отреагировал глава Министерства экономического развития РФ Максим Орешкин. По его мнению, рост российской экономики может быть куда выше 1,3%. Министр напомнил, что в 2018 году его ведомство предрекало слабую динамику глобальной экономики — в отличие от более оптимистичных прогнозов Всемирного банка — но «никто нам не верил». Теперь же, по словам министра, ВБ вынужден технически пересмотреть показатели в сторону уменьшения, в том числе и для РФ.

Что на это сказать? Орешкину очень хочется верить. Но верить никак нельзя. Поскольку перспективы у российской экономики точно не радужные.

Россия, по мнению аналитиков, относится к развивающимся рынкам — то есть, к наиболее спекулятивным. Плюс Москва под санкциями, плюс наша экономика завязана на нефть — актив, наиболее подверженный перепадам в кризисных ситуациях.

Все это означает, что мировой кризис может вызвать в российской экономике сильное напряжение. Видимо, в Кремле это хорошо понимают. Иначе чем объяснить кажущееся бессмысленным накопление резервов, и отказ от инвестирования.

Российские власти, не исключено, ждут серьезного кризиса. Скорее всего, они уже решили для себя: «не до жиру, быть бы живу». И теперь копят, чтобы продержаться подольше.

Как в реальности будет развиваться ситуация в глобальном хозяйстве, насколько близка к кризису Россия?

— Оценки Всемирного банка объясняются методикой, можно сказать, у ВБ свой подход к мировой экономике, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — В рамках этого подхода аналитики смотрят на тенденции, которые намечаются, и меняют цифры.

На деле, давно уже следовало поменять оценки глобальной экономики в сторону понижения. Она давно балансирует перед торможением, и оттягивать это торможение уже нет возможности. Вот ВБ и анонсирует 2,6% роста.

Замечу, согласно экономической теории, рост меньше 3% трактуется уже как рецессия. Причем, возможно, даже этот прогноз окажется чересчур оптимистичным. ВБ — совершенно точно не та организация, которая будет нагнетать обстановку. У банка слишком высок уровень ответственности, поэтому он будет до последнего камуфлировать проблемы.

Так что, если ВБ говорит о 2,6% роста — это очень тревожный звоночек. До этого момента такие цифры на высоких уровнях не озвучивались.

Надо понимать, что эксперты ВБ учитывают и технологические изменения, и монетарную политику, и тенденции на развивающихся рынках. Плюс, учитывают, какие в перспективе могут быть драйверы.

На деле, сейчас в мире — кроме США — нигде экономика не растет. Развивающиеся рынки находятся под значительным прессингом, а Китай вообще под ударом. Европа и Япония давно не показывают темпов роста. Растет Индия, но больше никаких позитивных изменений не намечается.

В такой обстановке ВБ просто вынужден констатировать эту новую реальность.

И начинать приучать общественность к новому уровню темпов в глобальном хозяйстве.

«СП»: — Как в этой ситуации выглядят перспективы России?

— ВБ при оценке российской экономики исходит исключительно из общемировых тенденций. Аналитики не занимаются анализом сугубо российских проблем. Между тем, эти внутренние проблемы усугубляют нашу ситуацию, и дополнительно сдерживают российскую экономику.

Эти внутренние причины торможения — подрыв инвестиционного процесса, тотальный вывод капитала из страны, санкционные антистимулы, из-за которых бизнес не желает вкладывать в Россию.

Все это ВБ, повторюсь, не учитывает. Думаю, у банка просто есть модель, в рамках которой Россия трактуется как страна с сырьевым экспортом, входящая в число развивающихся рынков. Аналитики видят, что прогноз по развивающимся рынкам неблагоприятный, и накладывают его на инерционную модель, рассчитанную по российским показателям за последние 5−10 лет. В итоге они приходят к выводу, что рост будет 1,2%.

Но у нас, повторюсь, есть еще собственная динамика. Российская экономика уже долгое время не растет, поскольку у нее подорван механизм воспроизводства. Необходимые для воспроизводства инвестиции не осуществляются — из-за неблагоприятного инвестиционного климата, из-за того, что перспектив во многих отраслях не видно. Плюс падает внутренний спрос, растет налоговый прессинг, негативно сказывается отсутствие самостоятельной финансовой системы.

По сути, старый механизм развития экономики РФ, который действовал до 2008 года, прекратил свое существование. А новый механизм не создан — и санкции Запада здесь совершенно не играют роли.

Эта ситуация, понятно, усугубляются геополитическим фактором. Москва находится в зоне риска, поскольку Запад нацелен на максимальное исключение России из мировой экономики. А учитывая, что внутри России изменений экономической политики не происходит, неблагоприятные факторы могут в какой-то момент совпасть, и привести экономику РФ фактически к коллапсу.

«СП»: — Когда этот коллапс может наступить?

— Мне кажется, это может произойти достаточно быстро. Мировые игроки, как можно понять по косвенным данным, готовятся, что может быть серьезная просадка.

Мы видим, например, как неожиданно начала падать нефть, хотя, казалось бы, ничего такого разворота не предвещало. Думаю, если бы участники рынка ждали войны с Ираном, о чем много пишут СМИ, — нефть бы не падала. Но, получается, игроки на рынке в военный сценарий не верят, а верят, что Трампом с Тегераном будет подписана очередная сделка.

И тогда, наоборот, на мировом рынке будут легализованы дополнительные объемы «черного золото». И это сразу изменит расклад, и немедленно скажется на нас.

Сейчас Россия пользуется выигрышем оттого, что Америка вытолкала с рынка нефти Венесуэлу и Иран, и ввела ограничения на поставки из Ливии и Ирака. Москва пожинает еще и плоды ограничительной политики ОПЕК, и чувствует себя «на коне».

Но благоденствие может очень быстро закончиться. США могут принять решение и по Венесуэле, и по Ирану. Плюс мировая динамика приведет к тому, что в глобальной экономике начнется всеобщий обвал. Плюс Россия выплатила значительные внешние долги, и сейчас у нас золотовалютных резервов больше, чем долгов. А это значит, если у Москвы начнется серьезный конфликт с Западом, западный капитал практически ничего не потеряет: резервы РФ отчасти хранятся в западных банках, и выступают в роли страховки по кредитам, которые набрали наши госкомпании.

Все это наводит на мысль, что спокойной жизни для России осталось немного. С точки зрения США, в момент обвала выгодно спровоцировать конфликт с Россией. Это отвлечет внимание, прикроет переходный период, пока экономика в разных странах будет валиться.

Симптоматично, что на фоне торговой войны США-Китай стоимость обслуживания американского госдолга значительно понизилась. А для Вашингтона — это огромная статья дефицита бюджета.

Так что у Америки нет никакого желания прекращать войну с Китаем. И есть, видимо, огромное желание спровоцировать в нужный момент конфликт с Россией. Поэтому, я считаю, уже через несколько месяцев мы можем увидеть совершенно другую реальность. И в очередной раз окажется, что Кремль такого поворота и коварства Запада якобы не ждал.