УО и ФЗ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ»

На модерации Отложенный

6 ИЮНЯ 2019

Управляющая организация и Федеральный закон 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ»

Тема: Работа с собственниками 

Статус управляющей организации (далее – УО) обязывает ее соблюдать многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе, своевременно предоставлять ответы на поступающие заявления граждан.

Сроки предоставления информации на запросы заявителей содержатся в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Постановлении Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 и др.

Как правило, разночтений в сроках предоставления ответов на запросы граждан, содержащихся в вышеуказанных НПА, у УО не возникает. Однако, до недавнего времени не было однозначной позиции, как среди УО, надзорных органов, так и в судебной среде, по применению требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – закон № 59-ФЗ, Порядок) к правоотношениям между собственниками помещений в МКД и УО.

Часть 1 статьи 12 указанного Порядка устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Под должностными лицами для целей закона № 59-ФЗ понимаются лица, осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Установленный законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан в силу ч. 4 ст. 1 распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Необходимо подчеркнуть, что изначально Федеральный закон № 59-ФЗ не распространялся на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года               № 629-О, федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.

За нарушение Порядка должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.

Таким образом, субъектами правоотношений, на которые распространяется Порядок являются далеко не все юридические лица, а только те организации, которые осуществляют публично значимые функции.

И поскольку в действующем законодательстве нет четкого определения о том, какие организации признаются осуществляющими публично значимые функции, как и отсутствует перечень таких организаций, каждый трактует по-своему понятие «публично значимые функции».

Некоторые суды, вынося отрицательное для УО решение, прибегали к толкованию термина «публичная функция» исходя из толкового словаря известного советского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова.

Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода № 12-330/14 от 01.09.2014г.:

«Данное понимание публично значимой функции согласуется и с общепринятым значением термина «публичная функция», а именно: общественная (не частная) обязанность, работа, круг деятельности (словарь под редакцией с.и. Ожегова).

В соответствии со ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

С учетом изложенного деятельность управляющей компании, осуществляющей предоставление жилищно-коммунальных услуг неограниченному количеству лиц, по своему смыслу является публично значимой, поскольку затрагивает права и свободы значительного числа граждан и их объединений».

Позиция Костромского районного суда Костромской области сводится к тому, что на управляющие организации распространяется действие Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», указывая на публичность договора управления.

Вместе с тем, Верховным судом был принят ряд Постановлений (от 15.02.2019г. № 48-АД19-2, от 14.02.2019г. № 88-АД19-1, от 22.10.2018 № 88-АД18-3) согласно которым б отменены судебные акты нижестоящих инстанций о привлечении к административной ответственности директора УО по ст. 5.59 КоАП РФ за не предоставление собственнику ответа в установленный Порядком срок.

«В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме или проживающего в таком помещении лица с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них не распространяются».

Надеемся, что выводы, сделанные Верховным Судом Российской Федерации, будут учтены в дальнейшем работе как проверяющих, так и судебных органов.