Кривия и кривичи.

На модерации Отложенный

Великий князь Суздальский и Нижегородский Дмитрий Константинович Старший летом 1377 года плучил известие от доброхота в Орде о движении к южным границам его владений царевича Араб-шаха с многочисленным мордовско-татарским войском.

Араб -шах, хотя не вышел телом, был щеголем. Даже в походных условиях ,одевался он, в отличие от большинства монголов, изысканно.Вот и теперь,ожидая в шатре военачальников,красовался перед зеркалом в зеленом бухарском халате из шелка;на голове островерхий колпак, отороченный снизу булгарским кожаным ремешком с дорогими камнями,на ногах из шагреневой кожи красной, с острыми , согнутыми к верху носками сапоги,опоясан был кривой, в ножнах с инкрустрациями, саблей

.- Ну,ты даешь,шайтан,- похлопал он по плечу пожилого мордовского мурзу.-Хорошо придумал. Якши,якши. Как тебя отблагодарить?

- Что вы,повелитель! Какая благодарность? Это народ наш в неоплатном долгу перед вами за свое спасение, выживание. Вон,муромы, соплеменников наших нет на земле и нас такая же участь ждала до вашего прихода в эти края.Кривичи в веру свую начали нас обращать, не то , что вы. При вас, повелитель,хочешь своим богам, хочешь Магомету,хочешь Исе верь. Вон в Митрялах,городе нашем недалеко отсюда и поповская церковь,и мачать, и камень родовой

 .- Любопытно,-заметил Араб-шах. - А многие в нашу веру перешли?

  - Немало смишиарились, как кривичи говорят.

   -Мишиарились,- как интересно звучит ваша речь

  .- Не наша она, а кривичей. Перемешались мордва  по крови и вере с кипчаками вашими, а кривичи таких называют мишарями

  .- Понятно,- изобразил подобие  улыбки Араб-шах.- Ми...шар...ри, ми...шар...ри, ми...шар..ри,- самозабвенно повторял повелитель. -Обязательно запомню,- пообещал он мурзе

   .- Зачем это вам надо?

   -Я посольским готовился стать- отец не позволил,- разоткровенничался Араб-шах . - Вернусь с победой, обязательно перейду  на  эту службу. Мамай мне обещал похлопотать перед государем нашим. А Исе много ваших верят?

   - Нам эта вера не годится - многоженства запрещает, а это гибель для моего народа.

Мы можем сохраниться на этом свете только рождением потомства великим числом: кривичи пять-шесть детей родят, наши бабы- десять-двенадцать обязаны.

.- Разумно ,-согласился Араб-шах.- Скажи, что могу я для народа твоего хорошего сделать, пока я с вами?

  - Нужен праздник любви народ моему.

   -Это как?

    -Народ мой числом не велик сегодня:  мужчин забирают на службу ханскую, девиц умыкают кривичи.

    -Ну тогда валяй , старина,-объяви праздник любви. Мои люди северные,любовники из них никудышные, как персиянки говорят, но днтишек вам настругают.                                                          Аллах,прости, но я не стану иноверцем,

                                                   Сказав, что к дивному врагу влекусь всем сердцем, -процитировал наизусть Араб-шах арабскоо поэта 12 века Ибрахим Ибн Саль.

   Каково же было его удивление, когда он услышал в ответ:

                                                   Луноликие скрылись в своих паланкинах. Чуть качаясь, плывут у верблюдов на спинах. Там за мягкой  завесой от взоров укрыты                                                                Белый мрамор плеча , и уста, и ланиты

.- Ну, ты, даешь! Откуда такие познания арабской словестности?

  - Не стоиит удивляться. Не с мактаба, конечно. Военную школу я в Сарай-Берке закончил. Изучали мы арабскую поэзию не хуже, чем стратегию Джучи.